Валовой доход:
- общие доходы от продажи товаров (работ, услуг);
- доходы от продажи ценных бумаг;
- доходы от существования банковских, страховых и других операций по предоставлению финансовых услуг, торговли валютными ценностями, долговыми обязательствами и требованиями;
- доходы от общей деятельности в виде дивидендов, которые получены от нерезидентов, процентов, владения долговыми требованиями, а также доходов от операций лизинга (аренда);
- доходы, которые не учтены при исчислении валового дохода периодов, предшествующего отчетному периоду, и выявленные в отчетном периоде.
- доходы из других источников и от внереализованных операций (сумм безвозвратной финансовой помощи, сумм средств страхового резерва, использованных не по назначению, сумм или штрафов, пени и т.д.);
- другие доходы.
Скорректированный валовой доход – это валовой доход, уменьшенный на сумму налога на добавленную стоимость (НДС), акцизный сбор и сумму других поступлений, которые не являются доходом предприятия соответственно законодательству Украины.
|
|
Валовой доход |
«-» |
Суммы акцизного сбора, НДС, полученные (начисленные предприятием) в составе цены продажи продукции (работ, услуг) |
Суммы, средства или стоимость имущества, полученные предприятием по решению суда как компенсация прямых затрат или убытков, понесенных таким предприятием в результате нарушения его прав и интересов |
Суммы средств по излишне уплаченным налогам, сборам (обязательным платежам), которые возвращаются или должны быть возвращены предприятию из бюджетов |
Суммы средств или стоимость имущества, которые поступают предприятию в виде прямых инвестиций или реинвестиций в корпоративные права |
Суммы доходов, которые накапливаются на пенсионных счетах и границах механизма дополнительного пенсионного обеспечения |
Суммы полученного предприятием эмиссионного дохода |
Другие |
«=» |
Скорректированный валовой доход |
В предпринимательской практике различают несколько понятий, связанных с процессом продажи:
- продажа товаров;
- продажа услуг (работ);
- бартер (товарный обмен).
На размер дохода от продажи продукции (товаров, работ, услуг) влияют:
- сфера производства;
- сфера оборота;
- сфера вне деятельности предприятия.
Направления распределения и использования валового дохода.
Валовой доход предприятия |
Возмещение материальных затрат, износ основных производственных фондов | Налоги и прочие обязательные платежи | Зарплата и отчисления на соц. мероприятия | Финансирование других затрат |
|
|
Планирование валового дохода предприятия
Доход то продажи продукции занимает наибольший удельный вес в составе валового дохода предприятия.
Плановый объем дохода от продаж продукции определяется при помощи уравнения товарного баланса по формуле:
Дпп = Зп + Qп – Зк,
Где: Дпп – доход от продажи продукции;
Qп – плановый объём выпуска продукции;
Зп – переходные остатки непроданной продукции на начало планового
периода;
Зк – переходные остатки непроданной продукции на конец планового
периода.
Расчет планового дохода от продажи продукции выполняется по оптовым ценам без НДС и акциза.
3. Выручка и другие доходы, их планирование и использование
Продажа (реализация) – это отгрузка (передача) продукции (товара), а также подписание сторонами документов о выполненных работах, предоставленных услугах.
Выручка от реализации – средства в виде денежного эквивалента стоимости продукции, основного или вспомогательного производства.
Через оптовые или розничные цены, которые отражают стоимость продукции, предприятие получает деньги за товары или услуги.
Значение реализации – Предприятия производитель полученными деньгами за товары и услуги покрывает затраты на производство и оборот, то есть имеет возможность постоянно авансировать средства в производственный процесс и получать прибыль.
Предприятие– производитель использует средства от реализации продукции и услуг для поддержания процесса воспроизводства и возобновления финансовых ресурсов.
Структура выручки от реализации продукции |
Себестоимость продукции | Накопление |
Материальные Затраты на производство | Другие затраты приравненные к материальным | Коммерчес. (непроизводственные затраты) | Прибыль | НДС | Акциз |
Плановый объём выручки |
Плановый объем выручки от реализации товарной продукции (Р) рассчитывается при всех существующих методах планирования с учетом так называемого «уровня товарного баланса» по формуле: Р=Оп + Т – Ок, ГдеТ –объем товарной продукции на год (квартал, месяц)по плану предприятия; Оп и Ок – переходные остатки нереализованный, а также реализованной неоплаченной продукции соответственно на начало и конец планового периода. | |
Методы расчета объема выручки от реализации товарной продукции |
В практике используют два метода расчета планового объёма выручки от реализации товарной продукции: |
Метод поассортиментного (прямого) расчета | Метод укрупненного расчета |
Прямой расчет реализации каждого наименования товара и услуг, которые производятся, реализуются, продаются заказчикам – простой в технике расчёта, наглядный, точный, но трудоёмкий | Объем выручки от реализации продукции планируют без расчетов по каждому виду продукции, а в целом по всей продукции, которая производится на предприятии по уровням товарного баланса, на основе бухгалтерских данных |
Факторы роста выручки от продажи товарной продукции:
- уровень цен;
- объём;
- качество;
- ассортимент;
- конкуренция.
Система цен – взаимосвязь и взаимозависимость разнообразных цен, которые формируются на единой методологической основе, под влиянием экономических законов и создает единую систему цен.
Состав цены – перечень наименований структурных элементов цены |
Структура цены – процентное соотношение элементов цены, то есть частица каждого структурного элемента в цене |
Уровень цены – степень отображения стоимости в цене, или абсолютное количество выражение цены в деньгах |
Параметры системы цен |
|
|
Масштаб цена – выражение цены в денежных единицах |
Динамика цены – изменение уровня цены на протяжении определенного периода времени |
Виды цен в экономике Украины:
- оптовые цены (относительно к промышленности);
- закупочные цены (относительно сельского хозяйства);
- розничные цены (относительно к торговле);
- цены на продукцию строительства;
а) сметная стоимость
б) прейскурантная стоимость
- тарифы на услуги (сфера услуг).
Классификация цен |
Признаки | Разновидности цен |
1. По территория действия 2. По сроку использования 3. По виду франко 4. По характеру формирования и экономическому содержанию | Единые (общегосударственные), республиканские, местные Постоянные, временные, сезонные, договорные Франко-вагон (судно), станция (пристань)-назначение. Поставщик берет на себя транспортные расходы до станции порта. Франко-вагон (судно), станция (пристань) – отправление. Поставщик берет на себя транспортные расходы до станции порта плюс погрузка на транспортное средство. Регулированные, свободные (рыночные) цены |
Составляющие элементы цены:
- себестоимость;
- прибыль;
- акциз;
- НДС;
- наценки и надбавки торгово – посреднических организаций.