Соотношение правовых и политических норм

Х. Право в системе социальных норм.

 

Понятие социальной нормы.

 

В обществе человек живет по определенным нормам Нормативность является неотъемлемым свойством социальной жизни людей. Люди вступают в отношения, в которых необходимо их взаимодействие. Социальное взаимодействие людей объективно проявляется при обмене, распределении материальных и духовных благ. Такая потребность появляется одновременно с возникновением труда и обмена на самых ранних этапах развития общества. Общими правилами охватываются многократно повторяющиеся связи и устойчивые формы отношений. Однако интересы участников общественных отношений зачастую не совпадают. Следовательно, общество с необходимостью вырабатывает определенные нормы, которые регулируют его жизнь и социально-экономическую деятельность. Социальные нормы возникают из потребности общественных систем в саморегуляции в процессе социальной деятельности людей. Многократная повторяемость определенных актов деятельности, явлений и событий - особая черта исторического процесса, выявляющая внутреннюю закономерность их развития. Одной из форм этой закономерности является нормативность явлений, процессов, связей, которая выражает объективно необходимые способы взаимодействия явления и событий как результата практической деятельности людей.[1] Нормативность всегда присуща общественным отношениям и выражает типичные устойчивые связи и отношения.

Социальным нормам присущи следующие признаки: 1) общеобязательность, обращенность к неопределенному числу адресатов - субъектов общественных отношений; 2) моделирование поведения, создание определенных масштабов, определение должного, обязательного, желательного, запрещенного поведения субъектов. 2) социальным нормам присущ субъективный элемент. Они формируются в результате целенаправленной, волевой деятельности, создаются людьми, соотносятся с их волей и сознанием. Субъекты осознают необходимость выполнения норм, и социальные нормы являются результатом субъективных усилий людей. Через волевое поведение субъектов, выполнение ими социальных норм, они объективируются, приобретают характер императивов; 3) социальные нормы возникают в процессе исторического развития, отражают процессы развития общества, влияют характер этих процессов. Кроме того, они являются стабилизатором общества и, следовательно, включены в процесс функционирования, являются как порождением, так и регулятором общественных процессов. [2]

Нормативность - это показатель культурного уровня общества, показатель цивилизованности. Культура и цивилизованность выражаются в наличии социальных норм, их содержании, готовности людей следовать социальным нормам. Социальные нормы также выражают культурные различия между различными обществами.

Таким образом, социальные нормы - это объективно повторяющиеся и устойчивые социальные связи и модели поведения, возникающие в процессе социальной деятельности людей, обмена материальными и культурными благами.

 

Соотношение правовых и политических норм.

 

Право и политика находятся в тесной взаимосвязи и представляют собой способы социального регулирования. Право и политика - сложные многогранные явления, которые включают в себя множество сторон, элементов, нюансов.

Право - это совокупность общеобязательных, формально определенных норм или правил поведения, обеспеченных силой государственного принуждения.

Политика - это сфера деятельности, связанная с особенностью взаимоотношений социальных групп, обладающих различными социальными интересами. Сущностью политики является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти. Политика, как сфера общественной деятельности появилась с тех пор, как общество перестало быть однородным, оформились классы и иные социальные группы, имевшие свои социально-экономические интересы. Они старались реализовать их как мирным, так и насильственным путем.

Политика имеет теснейшую связь с экономикой. Именно экономические потребности социальных групп определяют содержание политических интересов. По мере усложнения и усиления разнообразия политической деятельности, появляются особые организации, имеющие своей главной целью осуществление политической деятельности. Такими организациями явились политические партии и движения.

Политика открывает широкие возможности для прогрессивных воздействий на экономические процессы. Как уже говорилось, подоплекой политической борьбы всегда является экономика, поэтому политическая борьба в условиях демократического многопартийного общества оказывает в конечном счете благоприятное воздействие на экономическое развитие.

Право, также как и политика, является одним из видов социального регулирования. Вопрос о соотношении политических и правовых норм, права и политики, несмотря на то, что он постоянно находится в центре внимания политологов и правоведов, остается дискуссионным. При этом, нет сомнения в их тесной взаимосвязи. Дело в том, что право тесно связано с государством и большинство правоведов считают, что эти явления не могут существовать друг без друга, ибо одно порождает другое. Государство - это скорее политическое явление нежели правовое, так как партия придя к власти, становится правящей партией. Она формирует государственный аппарат и начинает реализовывать свою программу, представляющую вариант развития общества в целом.

Таким образом, право, государство, политика тесно связаны между собой. Главное в их связи - общность задач, стоящих перед ними. Они регулируют отношения государственного и общественного управления.

Право и политика возникали практически одновременно и развитие их шло рука об руку. Как уже говорилось, возникновение различных социальных групп и разница их экономических интересов инициировало возникновение политической борьбы уже на ранних стадиях развития государства и вызвало к жизни нормы, которые регулировали эту сферу деятельности, придавали ей организованные рамки. Речь идет о нормах права.

Политика активизируется более в периоды нестабильной экономической обстановки. Недаром есть поговорка о том, что во время революций все законы «выбрасываются в окно», а значит действует только целесообразность данного момента, сиюминутный интерес. Политические действия отражают назревшие потребности общества, поэтому политика может выступать как мощный ускоритель общественных процессов. С своей стороны, право является мощным стабилизатором общественных интересов. Можно сказать, что в периоды стабилизации право выходит на первый план. Но оно само по себе является средством придания стабильность, уравновешенности обществу и государству. Политические нормы переплавляются в правовые, право обуздывает политику. В государстве, заявляющем о себе как о правовом, складывается юридическая правовая система, в отличие от идеологической,[3] гарантирующая, в свою очередь, разделенность законодательной и исполнительной инстанций.[4] Право придает общественным отношениям предельную устойчивость, «будучи по природе замещенным пространством или пространственным замещением... право есть барометр устойчивости общественных систем»[5]. Поддерживая баланс власти и политики, право создает гармонию и стабильность общества.

Итак, правовые и политические являются мощным социальным регулятором, хотя каждые из них пользуются различными методами социального регулирования. И правовые и политические нормы имеют определенную структуру. В обоих видах рассматриваемых норма можно выделить гипотезу, диспозицию, санкцию. Только в правовых норма применение санкции обеспечивается мерами государственного принуждения, а в политических - санкция имеет характер морального осуждения либо корпоротивного принуждения.[6]

Политические и правовые нормы могут совпадать практически полностью в том случае, если речь идет о правовом регулировании политических процессов, происходящих в обществе. Например, говоря о нормативных актах, регулирующих порядок проведения предвыборной компании, можно сказать, что они одновременно обладают политическим и правовым аспектом.

Сходство правовых и политических норм проявляется также в сходстве условий возникновения. Как уже отмечалось, политические нормы рождались из делания различных социальных групп претворить в жизнь свои интересы, закрепить и стабилизировать их.

В качестве отличий можно указать на несовпадение форм, в которых содержатся правовые и политические нормы. Для правовых свойственна строгая формальная определенность. Что касается политических норм, то их формы могут быть различны, неопределенны. Политические нормы могут закрепляться в программах партий, уставах, манифестациях, высказываниях политических деятелей и т.д.

У политических норм отсутствует той признак как общеобязательность. Если правовые нормы обращены ко всем и каждому, но ни к кому в отдельности, то политические нормы обязательны только для тех, кто их поддерживает, причем придерживаться тех или иных убеждений есть личное дело каждого, а следовать правовым нормам обязанность всех граждан конкретного государства.

Наконец, у политических норм отсутствует признак системности. Они могут иметь свойство совокупности в то время как правовые нормы обладают системностью и находятся между собой в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.

Таким образом, правовые и политические нормы, являясь частью социального регулирования взаимосвязаны между собой, и связи эти носят различный характер. При этом, бесспорным приоритетом должны обладать правовые нормы, так как они обеспечивают баланс и стабильность общества. В то же время нельзя забывать, что политические нормы обладают большей гибкостью и в специфических условиях нестабильности способны быстрее решать назревшие общественные проблемы. Хотя и в этом случае, когда политические нормы осуществляют прямое социальное регулирование они, несомненно должны иметь правовые формы и правовой характер.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: