Проблемы оптимального соотношения свободной торговли и протекционизма. Либерализация внешней торговли

Текст лекции по теме 10 по дисциплине «Менеджмент мирохозяйственных связей»

Тема занятия: Формы регулирования внешнеэкономической деятельности

Вопросы занятия

1. Проблемы оптимального соотношения свободной торговли и протекционизма. Либерализация внешней торговли.

2. Тарифные методы регулирования внешнеэкономической деятельности.

3. Нетарифные методы регулирования внешнеэкономической деятельности.

Цели занятия

1. Раскрыть содержание явления либерализации внешней торговли.

2. Рассмотреть основные проблемы либерализации внешнеторговой деятельности.

3. Дать характеристику тарифных и нетарифных методов регулирования внешней торговли.

Материальное обеспечение, литература: видеопроектор, презентация PouerPoint

Международные экономические отношения/Под ред. В.Е. Рыбалкина, М., 2000. (1)

Пивоваров С.Э., Тарасевич Л.С., Майзель А.И. Международный менеджмент. Питер, 2006. (2)

Проблемы оптимального соотношения свободной торговли и протекционизма. Либерализация внешней торговли

Внешнеторговая политика система мероприятий, нацеленных на защиту внутреннего рынка или на стимулирование роста объема внешней торговли, измене ее структуры и направлений торговых потоков.

Существую две системы внешнеторговой политики: протекционизм и свободная торговля (в более позднем определении – либерализация торговли).

Протекционизм – экономическая политика государства, направленная на ограждение национальной экономики от иностранной конкуренции. Характеризуется введением высоких таможенных пошлин на иностранные товары.

Свободная торговля предполагает свободный, беспошлинный или облагаемый лишь незначительными пошлинами ввоз товаров.

Различные стадии исторического развития общества характеризуются различными системами внешнеторговой политики.

1. В период первоначального накопления капитала типичной системой был протекционизм. В этот период он играл прогрессивную роль, способствуя быстрому росту промышленности и развитию экономики в целом.

2. После промышленного переворота Англия могла не опасаться иностранной конкуренции. Произошел отказ от протекционизма и переход к свободной торговле.

3. В ХХ в. внешнеторговая политика существенно изменилась: типичной формой снова стал протекционизм. Правда, характер его изменился. Теперь он носит не «защитительный», а агрессивный характер. Товары облагаются высокими пошлинами не потому, что их производство в данной стране слабо развито, а с целью воспрепятствовать доступу иностранных товаров на внутренний рынок и обеспечить поддержку своей промышленности и установить монопольно высокие цены.

4. «Великий кризис» 1929-32 гг. привел к расстройству мирохозяйственных связей и торговым войнам. Во время второй мировой войны на конференции по вопросам продовольствия и сельского хозяйства в Хот-Спрингсе (США) в мае 1943 г. был выдвинут программный лозунг послевоенной либерализации внешней торговли – «снизить любые барьеры для международной торговли и устранить все формы дискриминационных ограничений».

5. Послевоенная внешнеторговая политика характеризуется следующими чертами:

- бурный рост внешней торговли;

- усложнение ее структуры;

- модернизация механизма регулирования внешнеторговой деятельности.

Главные тенденции

1. Общая тенденция к либерализации внешнеторгового обмена.

2. Эволюция внешнеторговой политики развитых государств по отношению к развивающимся странам.

Основные тенденции процесса либерализации внешней торговли

Либерализация внешней торговли не является феноменом послевоенного времени, т.к. ее элементы существовали и до войны. Но современная либерализация обладает рядом существенных отличий.

1. Значительно расширен круг регулирующих мероприятий. Они давно уже вышли за пределы тарифной политики и охватывают практически все отрасли хозяйственной жизни.

2. Возросла роль согласованных международных действий по многосторонней либерализации внешнеторгового оборота.

3. Если в предвоенный период либерализация в международном плане не смогла продвинуться дальше кратковременных таможенных перемирий, то сейчас удалось добиться долговременного снижения помех развитию международной торговли.

Сегодня понятие либерализация трактуется как облегчение взаимного обмена развитых государств и расширения доступа на рынки товаров развивающихся стран. В настоящее время особенно заинтересованы в беспрепятственном передвижении товаров между странами ТНК. Для них либерализация внешней торговли – средство облегчения внутрикорпорационных поставок.

Основных успехов политика либерализации достигла в области таможенных пошлин, общий уровень которых в послевоенное время значительно сократился.

Характер таможенных тарифов обуславливает их либерализацию на широкой международной основе. С этим связано создание специального международного института – Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ).

Генеральное соглашение было подписано в Женеве 30 октября 1947 г., но начало действовать с 1949 г. К н. 1994 г. членами ГАТТ являлись 130 стран, еще 27 стран применяли принципы ГАТТ де-факто и 6 стран вели переговоры о присоединении.

Принципы и нормы, положенные в основу правого механизма регулирования ГАТТ

1. Недискриминация в торговле, которая обеспечивается, с одной стороны. Принципом наибольшего благоприятствования в отношении экспортных и импортных операций и связанных с ними таможенных пошлин и сборов, а с другой – национальным режимом, т.е. уравниванием в правах товаров импортного и отечественного производства применительно к внутренним налогам и сборам, а также правилами, регулирующими внутреннюю торговлю

2. Использование преимущественно тарифных средств защиты национального рынка, а не количественных ограничений или аналогичных мер.

3. Прогрессивное снижение таможенных тарифов в ходе периодически проводимых раундов многосторонних переговоров и их юридически оформляемое «закрепление» на соответствующем уровне.

4. Взаимность в предоставлении торгово-политических уступок.

5. Разрешение торговых споров путем проведения консультаций и переговоров, а в случае невозможности достижения согласия – рассмотрение споров в специально создаваемых третейских группах, решения которых обязательны для договаривающихся сторон ГАТТ.

За годы существования ГАТТ было проведено несколько раундов многосторонних торговых переговоров, в результате которых уровень средневзвешенных импортных таможенных тарифов промышленно-развитых стран понизился с 40-50% в к 40-хх гг. до 5% в настоящее время. Однако одновременно со снижением таможенных тарифов все большую роль в мировой торговле стали играть нетарифные ограничения, т.е. различного рода административные меры, затрудняющие доступ иностранных товаров на внутренние рынки.

Так, в рамках «Токийского раунда» многосторонних переговоров (1973-79 гг.) сфера регулирования ГАТТ значительно расширилась. Были заключены отдельные соглашения, которые регламентирую вопросы правил таможенной оценки, технических барьеров в торговле, лицензирование импорта, введение антидемпинговых пошлин и т.д.

Новый этап в развитии ГАТТ – «Уругвайский раунд» переговоров (1986-1994 гг.). Были охвачены такие сферы как практика в торговле услугами (банковское дело, страхование, туризм, телекоммуникации). Был создан механизм укрепления взаимодействия ГАТТ, МВФ, МБ.

С февраля 1994 г. Россия начала переговоры об условиях вступления в ГАТТ, представив меморандум о внешнеторговом режиме. Он содержал подробное описание национальной экономики России, хода и основных направлений экономических реформ, внешнеторгового механизма, состояния валютно-финансовой сферы. К Меморандуму были приложены основные законы и другие нормативные документы, которые регулируют сферу экономики, а также подробная статистика по всем разделам документа.

Желание присоединиться России к ГАТТ повлекло за собой много проблем.

1. Основной принцип ГАТТ – создание режима свободной конкуренции товаров и услуг на территории стран-участниц, т.е. снижение до минимума таможенных тарифов. Но, полное открытие российской экономики внешней конкуренции очень негативно скажется на экономической составляющей России. Более того, с 1994 г. Россия перешла к политике протекционизма, вводя новые высокие ставки по импортным таможенным пошлинам.

2. Очень важно было определить объективное положение России по шкале всех государств мира в соответствии с уровнем ее развития. От этого зависит статус страны в многосторонних переговорах, а соответственно ее права и обязанности.

24 июня 1994 г. на острове Корфу было заключено Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и Европейским союзом. По этому соглашению Россия была отнесена к категории стран с переходной экономикой. Соглашение базируется на основных принципах ГАТТ, что должно было облегчить присоединение России к этому соглашению.

3. Грубыми нарушениями Устава ГАТТ является субсидирование производства и экспорт по демпинговым ценам, что активно практикуется в России.

С 1 января 1995 г. на базе ГАТТ была образована Всемирная торговая организация. Решение о ее создании было принято в конце многолетних переговоров в рамках Уругвайского раунда ГАТТ, который завершился в декабре 1993. Официально ВТО образована на конференции в Марракеше в апреле 1994, поэтому Соглашение об учреждении ВТО называют также Марракешским соглашением.

Если ГАТТ занималась регулированием только торговли товарами, то сфера деятельности ВТО более широка: помимо торговли товарами она регулирует также торговлю услугами и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности. ВТО имеет юридический статус специализированного учреждения системы ООН.

России пришлось вести переговоры по более широкому кругу вопросов, чем странам, присоединившимся к ГАТТ ранее. Потребовалась подготовка дополнений к российскому Меморандуму.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: