Мировой рынок – это система экономических отношений между хозяйствующими субъектами, разделёнными государственными границами, но связанных между собой международным разделением труда и удовлетворяющими свои потребности путём купли – продажи товаров.
В экспортно-импортных операциях в расчетах с зарубежными контрагентами используются контрактные цены, которые устанавливаются в соответствии с ценами и условиями мирового рынка и индикативных цен.
Цены в мировой торговле устанавливаются на базе среднемировых затрат. Среднемировые затраты складываются, как правило, на базе затрат тех субъектов хозяйствования, которые являются основными поставщиками данного товара на мировой рынок.
Различия в ценах проявляются на всех стадиях движения товара:
-от производителя к рынку;
-обращения на рынке;
-от рынка к покупателю.
На каждой стадии обращения товара действует специфический набор ценообразующих факторов.
В мировой торговле используются следующие виды цен:
-справочные;
-цены прейскурантов, каталогов, проспектов;
-цены предложения;
-цены торгов;
-аукционные цены;
-биржевые цены;
-цены фактических сделок.
Справочные цены представляют собой ценовой ориентир для сделок и, как правило, всегда завышены. Они публикуются в каталогах, прейскурантах, экономических обзорах и используются при установлении цен на аналогичную продукцию или при анализе уровней и соотношения цен.
Цены прейскурантов, каталогов и проспектов - это цены возможной реализации на базисные виды товаров массового и серийного производства, публикуемые в прейскурантах фирм-продавцов.
Цены предложения устанавливаются производителями без согласования с потребителями.
Цены торгов предполагают конкурентную борьбу со стороны фирм продавцов с целью обеспечения наиболее выгодных условий сделок для покупателя.
Аукционные цены – цены публичной продажи по максимально предложенному уровню на предварительно осмотренную покупателем партию товаров (лот).
Биржевые цены - это цены специально организованного и постоянно действующего рынка массовых, качественно однородных взаимозаменяемых товаров.
Цены фактических сделок наиболее приближены к реальным мировым ценам и являются предметом коммерческой тайны. При определении цен фактических сделок широко используется система скидок с цены для расширения рынка сбыта, покрытия отдельных затрат, увеличения объема продаж.