Определение цены и объемов производства при монополистической конкуренции

 

Допустимо, что какая-то фирма, сориентированная на монополистическую конкуренцию, производит и поставляет на рынок определенный вид продукции, которая отличается от других товаров этой группы. Какой вид будет иметь кривая спроса (кривая продажа) на этот товар?

С одной стороны, можно с уверенностью сказать, что если кривая спроса и будет абсолютно эластична, то только в определенных границах, поскольку судьба фирмы не такая уже и имела, чтобы увеличение ею объемов продажа вообще не влияло на цены. Чаще всего же она имеет наклонный характер, потому что: а) фирма в условиях монополистической конкуренции имеет меньшее количество конкурентов, чем на конкурентном рынке; бы) продукты этих конкурентов являются близкими, но не идеальными заменителями.

С другой же стороны, кривая спроса будет иметь большую эластичность, чем на монопольном рынке. Здесь есть возможность за счет позитивной дифференциации продукта добиваться эффекта замещения, когда спрос из других товаров этой группы переключается на товар данной фирмы.

В обобщенном виде можно сказать, что эластичность кривой спроса будет зависеть от числа конкурентов, с которым сталкивается фирма, и степени дифференциации продукта в отрасли. Чем более численная группа конкурентов и более слабая дифференциация продукта, тем более эластичной будет кривая спроса для каждого из них. В этом случае монополистическая конкуренция будет приближаться к совершенной. Если количество конкурентов будет ограничено, а глубина дифференциации продукта значительная, кривая спроса будет иметь менее эластичный вид, который будет приближать положение фирмы на монопольном рынке к чистой монополии.

С учетом вступительных замечаний рассмотрим теперь механизм выбора объемов производства и цены в краткосрочном и долгосрочном периодах.

Поскольку кривая спроса, который характеризует возможные соотношения “цена-продукт”, для рынка монополистической конкуренции будет иметь ниспадающий характер (хотя и при незначительном кутье наклона), то подобно монопольному рынку кривая предельного дохода будет всегда находиться ниже ее. Применяя общее правило, можно сказать, что фирма на рынке монополистической конкуренции в краткосрочном периоде будет максимізувати свои прибыли или минимизировать убытки, производя такой объем продукции, которая отвечает координатам точки пересечения кривых предельных расходов и предельного дохода.

Рис. 9.1. Максимизация прибыли фирмы на рынке монополистической конкуренции

 

Поскольку фирма производит продукт, который не имеет абсолютного заменителя, то уменьшение его предложения на рынке приведет к некоторому повышению цен. За счет этого в краткосрочном периоде фирма на монополистическом рынке может получать экономическую прибыль, размер которой отвечает площади заштрихованной фигуры на рис. 9.1.

Однако фирма не застрахована от убытков. Условием получения экономической прибыли является такой характер спроса на продукт фирмы, при котором кривая спроса пересекает кривую средних расходов. Если же она расположена ниже кривой средних расходов, но пересекает кривую средних переменных расходов, фирма будет решать задание минимизации убытков (рис.9.2).

 


Рис. 9.2 Минимизация убытков фирмы на рынке монополистической конкуренции

 

Если кривая спроса пройдет ниже кривой средних переменных расходов, фирма вынужденная будет принимать решение о прекращении производства, поскольку при любом его объеме убытки будут превышать постоянные расходы.

Таким образом, в краткосрочном периоде фирма в условиях монополистической конкуренции может получать экономическую прибыль, терпеть убытки или решать проблему закрытия. Что же будет происходить в долгосрочном периоде?

Однозначно ответить на этот вопрос невозможно. Мы можем говорить лишь об общей тенденции. Ею можно считать устремление к получению фирмой нормальной прибыли, безубыточности, то есть установление цены на уровне средних расходов.

Экономическая прибыль, что его получает типичная фирма в условиях монополистической конкуренции, привлекает вступить в отрасль новые фирмы. Увеличивается количество конкурентов и растет число продуктов, что способные достаточно эффективно заменить продукт типичной фирмы. Это приводит к тому, что кривая спроса становится более эластичной, приближая условия монополистической конкуренции к условиям конкурентного рынка. Расстояние между кривыми спроса и средних расходов уменьшается, ліквідуючи экономическая прибыль.

Напротив, если типичная фирма терпит убытки, наблюдается отток из отрасли производителей количество конкурентов уменьшается, дифференциация товаров углубляется, кривая спроса становится круче (менее эластичной). Как результат, она может пересечь кривую средних расходов, ликвидировал таким образом убытки фирмы.

Равновесие установится тогда, когда кривые спроса и средних расходов будут иметь лишь одну общую точку – точку касания, то есть когда цена установится на уровне средних расходов для определенного объема производства, а фирма не будет получать экономической прибыли и не будет нести убытки (рис.9.3):

 

Рис. 9.3. Равновесие фирмы в долгосрочном периоде

 

Вместе с тем, необходимо осознавать, что для рынка монополистической конкуренции установления цены на уровне средних расходов является лишь тенденцией. Существуют факторы, которые осложняют прогнозирование результатов монополистической конкуренции в долгосрочном периоде. К ним можно отнести такие обстоятельства:

1. Существуют определенные барьеры для вступления в отрасль при монополистической конкуренции. Так для проведения коммерческих и комиссионных операций на фондовом рынке Украины необходимо получить разрешение от Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (лицензию). Эта процедура занимает немало времени и не дешево обходится для фирмы. Потому если какой-то торговец ценными бумагами сумел предоставить своим услугам свойства, которые привлекают клиентов, он достаточно долго может быть защищенным от появления новых конкурентов и получать экономическую прибыль.

2. Дифференциация продукта или услуги может основываться на таких обстоятельствах, которые важно, а может даже невозможно воспроизвести конкурентам. Скажем, рекламной фирме удалось вовлечь в сотрудничество талантливого художника, что положительно отразилось на ее продукции и позволило выделить свой товар среди продуктов аналогичных фирм. Углубление дифференциации продукта, которое состоялось в этом случае, не сможет быть ликвидировано за счет новых конкурентов, а потому фирма будет получать экономическую прибыль в течение долговременного периода.

Подобных примеров можно навести достаточно много, что дает основания оценивать достижение равенства цены средним расходам на рынке монополистической конкуренции лишь как достаточно вероятный результат в долговременном периоде.

 




double arrow
Сейчас читают про: