С целью изучения особенностей исследуемого процесса и достижения наглядности в характеристике изучаемого явления используется расчет показателей динамического ряда:
· абсолютный прирост;
· темп прироста (или убыли).
· показатель роста (или снижения);
· показатели наглядности;
Абсолютный прирост представляет собой разность между последующим и предыдущим уровнем динамического ряда. Измеряется в тех же единицах, что и уровни динамического ряда.
Темп прироста (или убыли) показывает отношение абсолютного прироста (или снижения) (разности между последующим и предыдущим уровнем динамического ряда) к предыдущему уровню, принятому за 100%.
Показатель (критерий) роста (или снижения) вычисляется как отношение каждого последующего уровня динамического ряда к предыдущему, принятому за 100%.
Показатель (критерий) наглядности показывает отношение каждого уровня к начальному уровню динамического ряда (первое значение), принятому за 100%.
Использование статистических величин в практической деятельности врача.
|
|
При осуществлении профессиональной деятельности врач постоянно использует различные статистические величины:
Экстенсивные показатели, например:
· удельный вес пациентов, требующих оперативного лечения;
· доля пациентов требующих реабилитации после выписки из стационара;
· удельный вес пациентов с осложнениями послеоперационного процесса;
· структура заболеваемости
· структура причин смертности и т.д.
Интенсивные показатели, например:
· показатель рождаемости
· показатель смертности
· младенческая смертность
· материнская смертность
· показатель заболеваемости и т.д.
Показатели соотношения, например:
· обеспеченность койками (количество коек на 10 000 населения);
· обеспеченность врачами (количество врачей на 10 000 населения);
· обеспеченность сестринским персоналом (количество медицинских сестер на 10000 населения и т.д.
Показатели динамического ряда широко используются при анализе динамики демографических процессов, уровня и структуры заболеваемости, числа госпитализаций, оперативных вмешательств и т.п. на территории обслуживания медицинской организации.
Задания По теме
Задание № 5
Вычисление относительных величин
Цель: уметь вычислять и анализировать относительные величины: экстенсивные, интенсивные показатели и показатели соотношения.
Типовое задание № 5
В результате проведенного исследования в Н-ской области получены следующие данные:
Исследуемые показатели | Результаты исследования |
Численность населения | 6464,5 тыс. человек |
в том числе: | |
Дети | 976,8 тыс. человек |
Подростки | 286,0 тыс. человек |
Взрослые | 5201,7 тыс. человек |
Зарегистрировано заболеваний по обращаемости: всего | 7048,9 тыс. |
в том числе с диагнозом, установленным впервые | 4184,1 тыс. |
Врачей | |
Коек |
На основе приведенных данных вычислить относительные величины: экстенсивные, интенсивные показатели, показатели соотношения.
|
|
Образец выполнения типового задания № 5
- Вычисление экстенсивного показателя
Размер части явления
Экстенсивный показатель = ----------------------------------- х 100%
Размер явления в целом
Пример:
976,7
Удельный вес детского населения = ---------------- х 100 = 15,1%.
6464,5
286,0
Удельный вес подростков = ----------- х 100 = 4,4%.
6464,5
5201,7
Удельный вес взрослого населения = ---------------- х 100 = 80,5%.
6464,5 тыс.
- Вычисление интенсивного показателя
Абс. размер явления
Интенсивный показатель = ----------------------------------- х 100 (1000 или 10000)
Абс. размер среды
Пример:
Уровень Общее число зарегистрированных заболеваний
общей = --------------------------------------------------------------------------- х 1000
заболеваемости Численность населения
Уровень 7048,9
общей = ----------------- х 1000 = 1090,4 ‰.
заболеваемости 6464,5
Уровень Число впервые зарегистрированных заболеваний
первичной = -------------------------------------------------------------------- х 1000 =
заболеваемости Численность населения
Уровень 4184,1 тыс.
первичной = ------------------------- х 1000 = 647,2 ‰.
заболеваемости 6464,5 тыс.
- Вычисление показателя соотношения
Абс. размер явления
Показатель соотношения = ------------------------------х 100 (или 1000 или 10000)
Абс. размер среды
Пример:
194,8
Обеспеченность населения = -------------- х 10000 = 30,1врачей на 10 000 населения
врачами 6464,5
629,9
Число коек на 10000 = ---------------- х 10 000 = 97,4коек на 10 000 населения
населения 6464,5
Вывод: Анализируя и оценивая вычисленные показатели здоровья населения и здравоохранения Н-ской области за исследуемый год, можно сделать следующие выводы:
1. В возрастной структуре населения наибольший удельный вес приходится на взрослое население – 80,5%, наименьший – на население подросткового возраста – 4,4%, дети составляют 15,1% населения.
2. Уровень общей заболеваемости составил 1090,4‰ или 1090,4 случаев заболеваний на 1000 населения.
3. Уровень первичной заболеваемости составил 647,2‰ или 647,2 случаев заболеваний на 1000 населения.
4. В Н-ской области на 1000 человек населения приходится 30 врачей и 97 коек на 10 000 населения, или обеспеченность населения Н-ской области врачами равна 30 врачам на 10 000 населения, а койками – 97 коек на 10 000 населения.
ВАРИАНТЫ