Основные понятия дисциплины

Темы рефератов

 

1. Использование основных подходов теории бихевиоризма и теории социального научения в средствах массовой коммуникации.

 

2.Когнитивная психология и СМИ.

 

3. Гештальт-психология и средства массовой информации.

 

4. Психоаналитические концепции массовой коммуникации.

 

5. Гуманистические концепции массовой коммуникации.

 

6. Отечественные подходы к исследованию психологии массовых информационных процессов.

 

7.Журналистское творчество как реализация природных способностей.

 

8. Имидж журналиста: практика формирования и развития.

 

9.Творческие способности журналиста.

 

10. Журналистское произведение: от замысла – к реализации.

 

11. Проблема статистической и динамической адаптации личности к продукции СМИ.

 

12. Типы профессионально-психологических «идеологий».

 

13. Специфика журналистского познания мира.

 

14.Формирование профессионального сознания личности.

 

15. Виды сознания и мышления журналиста.

 

16. Психологические факторы формирования социальной позиции журналиста.

 

17. Нравственное сознание и нормы профессиональной этики журналиста.

 

18. Роль и место журналистики в основных формах общения.

 

19. Коммуникативная личность.

 

20. Коммуникатор – сообщение – аудитория: факторы отношений (когнитивный, эмоциональный, поведенческий аспекты).

 

21.Психология интервью.

 

22. Психология работы в прямом эфире.

 

23. Социально-психологическая модель коммуникатора (периодическая печать,

телевидение, радиовещание).

 

24. Профессионально-этические проблемы журналистской деятельности (психологический аспект).

 

25. «Я»-концепция в журналистике.

 

26. Валерий Аграновский о психологическом компоненте творческой лаборатории журналиста (по книге «Вторая древнейшая»).

 

27. Книга Виталия Третьякова «Как стать знаменитым журналистом» о психологическом аспекте в деятельности современного российского журналиста.

 

28. Влияние идей А.Н.Леонтьева на развитие психологии журналистики.

Основные понятия дисциплины

 

1. Глобализация информационного пространства.

2. Массовая коммуникация и массовая информация.

3. Медиапсихология.

4. Сознание, образ жизни, жизненная позиция, мировоззрение, картина мира.

5. Психологические цели, функции журналистики.

6. Психологические теории.

7. Бихевиоризм.

8. Когнитивизм.

9. Гештальтизм.

10. Психоанализ.

11. Гуманистические теории.

12. Психология творчества.

13. Социопсихолингвистика.

14. «Парадигма мышления», «форма творчества», «вид текста».

15. Пралогическое мышление и мифологический текст.

16. Рационалистическое мышление и убеждающий текст.

17. Позитивистское мышление и прагматический текст.

18. Гуманистическое мышление и смысловыявляющий текст.

19. Драйв-мышление и гедонистический текст.

20. Net-мышление и сетевой текст.

21. Психологические эффекты массовой коммуникации.

22. Информационное давление.

23. Манипулирование.

24. Виртуализация.

25. Мифологизация.

26. Стереотипизация.

27. Имиджмейкерство.

28. Эпатажность.

29. Сенсационность.

30. Манипулятивный потенциал СМИ.

31. Введение в заблуждение.

32. Информационная война.

33. Психологическая война.

34. Механизмы подражания, заражения, убеждения, внушения.

35. Потенциальная, реальная и базовая аудитория.

36. Аудитория печати, телевидения, радио, сетевых СМИ.

37. Психологическая включенность в массовую коммуникацию.

38. Психологические потребности, интересы, мотивы.

39. Целевая аудитория.

40. Психологический профиль аудитории.

41. Имидж издания и его фирменный стиль.

42. Толпа, публика, масса.

43. Коллективное бессознательное, архетипы.

44. Фанаты, этнические общности.

45. Игромания.

46. Виртуально-символическая реальность.

47. Реальное телевидение.

48. Психологическая безопасность информационной среды.

49. Интеллектуальная экспансия.

50. Психологическая травма.

51. Стрессогенные обстоятельства.

52. Психологическая саморегуляция и самопомощь журналиста.

53. Чрезвычайные обстоятельства.

54. Потенциально стрессогенная информация.

55. Типы личности, темперамент, характер, особенности психических процессов (память, внимание).

56. Профессионально-психологические качества.

57. Журналистское мышление и творчество.

58. Психологическая культура журналиста.

59. Имидж журналиста в системе массовой коммуникации.

60. Приватная и публичная индивидуальность.

61. Эффективное слушание.

62. Типы собеседников.

63. Ступени общения и типичные ошибки организации взаимодействия.

64. Невербальные приемы общения в массовой коммуникации.

65. Этика профессионального общения.

66. Стили общения в журналистике и поведенческие стратегии.

67. Психотехнологии в журналистском общении.

68. Стратегии коммуникации и технологии поведения журналиста в «кадре».

69. Стратегия сотрудничества.

70. Эмпатия, децентрация, понимание.

71. Психологический климат.

72. Конфликты.

 

 

Рекомендуемая литература

 

О с н о в н а я

Аграновский В.А. Вторая древнейшая. М., 2000.

Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. М.,1989.

Брайант Д., Томпсон С. Основы воздействия СМИ. М., 2004.

Волковский Н.Л. История информационных войн. В 2 т. СПб., 2003.

Грачев Г.В., Мельник И.К. Манипулирование личностью. М., 2006.

Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. М., 2006

Кузин В.И. Психологическая культура журналиста. СПб., 2004.

Матвеева Л.В., Аникеева Т.А., Мочалова Ю.В. Психология телевизионной коммуникации. М., 2002.

Мельник Г.С. Mass-media: психологические процессы и эффекты. СПб., 1996.

Мельник Г.С. Общение в журналистике: секреты мастерства. СПб., 2005.

Олешко В.Ф. Психология журналистики. Учебное пособие. СПб., 2006.

Проблемы медиапсихологии: Материалы секции «Медиапсихология»

Международной научно-практической конференции «Журналистика в 2000 году:

Реалии и прогнозы развития» / Сост. Е.Е.Пронина. М., 2001.

Проблемы медиапсихологии. М., 1996.

Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества. М., 2006.

Психология личности. В 2 т. / Ред.-сост. Д.Я.Райгородский. Хрестоматия. Самара.1999.

Психология влияния / Сост. А.В.Морозов. Хрестоматия. СПб., 2000.

Реклама: внушение и манипуляция / Сост. Д.Я.Райгородский. Хрестоматия. Самара. 2000.

Рощин С.К. Психология и журналистика. М., 1989.

Третьяков В.Т. Как стать знаменитым журналистом: курс лекций по теории и практике современной журналистики. М., 2004.

Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. М., 2001.

Хрестоматия по истории психологии / Под ред. П.Я.Гальперина, А.Н.Ждан. М., 1980.

Шерковнин В.А. Психологические процессы массовых информационных процессов. М., 1973.

 

Д оп о л н и т е л ь н а я

Аллахвердов В.М. Психология искусства. Эссе о тайне эмоционального воздействия художественных произведений. СПб., 2001.

Андреева Г.М. Психология социального познания. М., 2005.

Базыма Б.А. Психология цвета: теория и практика. СПб., 2005.

Бандура А. Теория социального научения. СПб., 2000.

Бехтерев В.М. Внушение и его роль в общественной жизни. М., 1985.

Бэрон Р., Бирн Д., Джонсон Б. Социальная психология: ключевые идеи. М., 2003.

Глухов В.П. Основы психолингвистики. М.,2005.

Грабельников А.А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. М., 2000.

Денет Д.С. Виды психики: на пути к пониманию сознания. М., 2004.

Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. СПб., 2003.

Дункер К. Психология продуктивного (творческого) мышления / Психология мышления. М., 1966.

Душкина М.Р. Психология влияния: деловое общение. М., 2004.

Евгеньева Т.В. Технологии социальных манипуляций.М.,2007.

Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. М.,1997.

Зинченко В.П., Вергилес Н.Ю. Формирование зрительного образа. М., 1969.

Зинченко В.П. Непроизвольное запоминание. М., 1961.

Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. М., 2000.

Кон И.С. Категория «Я» в психологии / / Психологический журнал. 1981. №3.

Крейдлин Г.Е. Невербальная семиотика. М., 2004.

Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М., 2003.

Леонтьев А.А. Психология общения. М.,2005.

Леонтьев А.Н., Кринчик Е.П. О некоторых особенностях процесса переработки информации человеком//Вопросы психологии. 1962. № 6.

Леонтьев А.Н., Кринчик Е.П. О применении теории информации в конкретно-психологических исследованиях //Вопросы психологии. 1961.№5.

Леонтьев А.Н. О формировании способностей // Вопросы психологии. 1960. №1.

Леонтьев А.Н. Биологическое и социальное в психике человека// Вопросы психологии. 1960.№6.

Леонтьев А.Н. Мышление//Вопросы философии. 1964. №4.

Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М., 1971.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.,1975.

Леонтьев А.Н. Начало личности – поступок. Актовая лекция// Комсомольская правда. 1976. 1 сентября.

Леонтьев А.Н. Психология образа// Вестник Моск. ун-та. Серия Психология. 1979.№2.

Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. М., 1974.

Лихи Т. История современной психологии. М.,2003.

Ольшанский Д.В. Психология масс. М., 2002.

Парыгин Б.Д. Социальная психология. СПб.,2003.

Проблемы речевого воздействия на аудиторию в зарубежной социально-психологической литературе / Под ред. Б.Фирсова, Л.Асеева. М., 2000 (?)

Психология и культура / Под ред. Д.Мацумото. М., 2003.

Пухский А.Н. Психологические последствия чрезвычайных ситуаций. М., 1999.

Рогов Е.И. Психология познания. М., 2001.

Скрытое эмоциональное содержание текстов СМИ и методы его объективной диагностики. / Под ред. А.А.Леонтьева, Д.А.Леонтьева. М., 2004.

Смысловое восприятие речевого сообщения в условиях массовой коммуникации / Отв. ред. Т.М.Дридзе, А.А.Леонтьев. М., 1976.

Тихомиров О.К. Структура мыслительной деятельности человека. М.,1969.

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997.

Чалдини Р. Психология влияния. СПб., 1999.

Черепанова Е.М. Саморегуляция и самопомощь в экстремальных условиях. М., 1995.

Эйзенштейн С.М. Психологические вопросы искусства. М., 2002.

Юнг К.Г. Психологические типы. М., 1992.

Язык и моделирование социального взаимодействия. М.,1987.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: