Календарные системы Грузии

Сосуд IV тыс. до н.э. из Южного Двуречья предположительно имеющий календарный характер (сюжет смены сезонов) (из: Емельянов В.В. Ниппурский календарь и ранняя история Зодиака). Однако сюжет рисунка может иллюстрировать и смену дня и ночи. Видны две богини: Ушас-Иштар, начинающая день, Солнце, и Нана, заканчивающая день, а также верховные божества-быки, метафорично убиваемые к концу дня.

Хорошим источником сопоставления героев мифов выступают древние календари государств ближневосточного, малоазиатского и кавказского регионов. В античном мире месяцы года традиционно связывались с местными мифологическим персонажами и небесными объектами; Венера, Луна, Солнце, Юпитер, Меркурий, Марс и Сатурн были обожествлены, так же как и Небо, Земля, Вода и Природа, и с определенного периода занимали строго отведенное им место в годовом календаре. Эта преемственность структуры календаря ясно прослеживается с XVIII в. до н.э. у вавилонян и у всех культурно зависимых от Вавилона народов вплоть до наших дней (в отношении недельного календаря).

Сравнив некоторые древневосточные календари, в частности вавилонский, персидский, грузинский, каппадокийский и др., можно выяснить порядок расстановки богов по месяцам. Несмотря на простоту предлагаемой схемы на самом деле исследователи так до конца и не определились с нахождением богов в годовом цикле и их точной идентификацией. Семантика, символизм и язык древневосточных календарей гораздо сложней и глубже, чем может показаться на первый взгляд. Некоторых участников пантеона можно вычислить только путем сопоставления с календарями других народов, в т.ч. более поздних периодов. Тем не менее, временно примем за истину данную версию пантеона. Основой календаря Вавилона служат божества шумеро-аккадского мира, а порядок их расстановки по месяцам выглядит следующим образом:

  1. Главы пантеона. Верховные боги неба и воздуха.
  2. Бог Мудрости, Глубин и Пресных Вод.
  3. Бог Луны и бог Наук (?).
  4. Умирающий-воскрешающий Бог Природы или Бог-пастух.
  5. Божество Солнечного жара, вод или растений (?) либо месяц почитания умерших предков.
  6. Богиня Плодородия, Материнства, Любви и Распри.
  7. Бог Солнца и Справедливости.
  8. Бог Герой. Царь богов.
  9. Бог Войны, Смерти и Подземелья. Бог Огня?
  10. Верховные боги, в т.ч. бог Неба, месяц усопших царей.
  11. Боги Бурь, Ветра, Грозы и Дождей.
  12. Богиня Земли или Богиня-Мать?

 

Это классическая схема без упоминания самих богов, т.к. у разных народов они носили различные имена. В самом же Вавилоне месяцы частично соответствовали шумерскому образцу и отводились следующим божествам: 1 – Ану и Энлиль, 2 - Эа/Энки, 3 – Син и Набу (в Ассирии), 4 – Таммуз, 5 -?, 6 – Иннана/Иштар, 7 – Шамаш, 8 – Мардук, 9 – Нергал, 10 – повтор месяца высших богов и Ану, 11 – Адад и Энлиль (?), 12 – Ки/Нинхурсаг (?), 13 – Ашшур (доп. месяц и дни в Ассирии).

Документальными источниками, в которых зафиксированы языческие боги являются древние календари Грузии-Иберии. Новый год здесь отмечался, вероятно, 5 августа и был приурочен верховному богу. Всего встречается 3 разновидности календаря – языческий, где названия месяцев соответствуют именам местных божеств, переходный старогрузинский и т.н. народно-христианский. Иберийский (древнегрузинский) календарь как и древнеармянский воспроизводил одну из древнейших календарных систем — египетскую и также состоял из 12-ти 30-дневных месяцев плюс 5-6 дополнительных дней в конце года. Введён он был предположительно в 284 г. до н. э. после объединения Грузии в единое государство царем Фарнавазом, осуществившим ряд институциональных реформ. Вероятно, в связи с несовершенством календаря начало года со временем переместилось с весны на лето. Благодаря армянскому ученому, философу и астроному VII в. н.э. Анании Ширакаци нам известны названия месяцев языческой эпохи. Судя по структуре языческого календаря и заполнению его мифологическими персонажами, религиозно он соответствует календарям древних цивилизаций Междуречья, Персии, Греции и Малой Азии. Причем «семитский след» явно проступает именно в календаре древней Иберии и, возможно, в календарях Каппадокии и Вифинии, где персидский и греческий образец был наложен на более древний местный.Насколько реальное звучание названий месяцев и имен богов совпадают с приведенным образцом неизвестно, но для удобства будем пользоваться ими.

На первый взгляд названия месяцев грузинского языческого календаря ничего не говорят. Однако если присмотреться внимательно, то можно увидеть видоизмененные имена некоторых знакомых греческих, персидских, анатолийских и месопотамских богов.Порядок расстановки их в календаре Иберии уже немного изменен, многие божества заменены на новых персонажей индоиранской мифологии. Это обстоятельство делает календарь очень интересным с точки зрения наглядности преемственности старых и новых религий народов кавказско-анатолийского региона. Кроме того наличие в календаре местных языческих богов, а не зороастрийских духов Амеша-Спентов, говорит о том, что религиозные идеи иранского монотеизма еще не утвердились в культуре Грузии на момент проведения реформы.

Месяц (согласно первоначальной идее) Древний языческий календарь с 3 в. до н.э. Старогрузинский календарь Народно-христианский календарь после 6 в.н.э. Мифологический персонаж или абстр. понятие
1. Март/Апрель Ахлацели Ахалцлиса 19.08 Энкенистве Арта
2. Апрель/Май Атили Ствлиса Гвинобистве Верх. бог (Армази)
3. Май/Июнь Тирисди Тирискани Георгобистве Тару?
4. Июнь/Июль Тирисдини Тириссдени Кристешобистве Тир/Тиштар
5. Июль/Август Апани Апниси Апани/ Апниси Апи/Апродитэ
6. Август/Сент. Нункини Суртцкхуниси Ганцхадебистве Нана
7. Сент./Октябрь Никрани Миркани Миркани Михр
8. Октябрь/Ноябрь Играка Игрика Игрика Геракл?
9. Ноябрь/Декабрь Зардаба Вардобиса Вардобистве Зардаба? / Зарди?
10. Декабрь/Январь Марели Мариалиса Тибатве/ Ивановистве Повторный верховного бога
11. Январь/Февр. Kcuba Тибиса Квирикобистве/ Мкататве Бог-отец Эль/Кумарби?
12. Февраль/ Март Kcubaluba Квелтобиса Мариамобистве Кибела

Древнегрузинские календари.

Хотя схема календаря сохранила свою месопотамскую структуру, как видно, в нем в основном преобладают греческо-персидские боги. В пантеоне явно прослеживаются имена богов Михра, Кибелы, Наны и Апи, которые совпадают с традиционными местами богов Солнца, Земли, Материнства и Воды, указанными выше. Причем их расположение соответствует вавилонскому порядку, а не иранскому – богиня воды стоит на 5-ом месте, а не на 8-ом. Т.е. за основу нового грузинского календаря был взят светский календарь ахеменидов, селевкидов и парфян, использующих вавилонскую модель, а не религиозный календарь зороастрийцев. Как будет видно ниже, месяцам календаря строго соответствовала система счисления. Каждый месяц совпадал с соответствующей цифрой счета от 1 до 10. Однако в отличие от месопотамских календарей, в грузинском, подвергнувшемуся персидскому и греческому влиянию, изменению подверглись 3 первых месяца. Связано это с трансформацией образа 3-х верховных богов мироздания, ранее занимавших 1, 2, 10 и 11 места. В поздней греческо-иранской традиции боги Неба, Бури и Мудрости (Ану, Энлиль и Энки либо их индоиранские аналоги Дьяус, Варуна и Индра?) слились воедино и стали почитаться, как единый бог Неба и Грозы Зевс-Ормазд.

Поэтому первый месяц года Ахлацели (букв. Новый Год) должен был говорить о начале существования мира и его первопричине – верховном божестве Армази и вселенском законе Арте. Арта (Аша)-Вахишты - Всеблагой Порядок и Истина - символизировала начало Мира и тот закон, которым он был урегулирован. Об этом может свидетельствовать первое число грузинского счета Эрти (Арти или Эшху). Начало счета и начало года говорили о зарождении Жизни и победе над силами хаоса.

Название второго месяца «Атили» соответствует последнему числу грузинского счета 10 – Ати. Этот термин во многих языках означает «отец», «дед» или «патриарх». Аттисом называли Зевса жители Малоазиатского государства Вифиния. В иранской традиции 10-ое место счета и календаря (Дах) отводилось верховному богу Ахура-Мазде. Кроме того вторая цифра счета всех индоевропейских культур, судя по всему, также была связана со вторым месяцем и говорила о верховном божестве Варуне. Число 2 грузинской счислительной системы звучит, как Ори, что, в свою очередь тождественно названию второго месяца армянского календаря Хори (Гор). Ори и Хори – это, безусловно, Ормазд (Хормизд, Ахура-Мазда). Данный термин частично совпадает и с названием 2-го шумеро-вавилонского месяца Айру (Айар, Иар), который отводился богу Мудрости и создателю человечества Энки/Эа/Хайа. Вероятно, он и стал почитаться в Армении, как патриарх армянского народа Хайк (груз. Гаос). Значит, обе эти позиции – второй месяц и вторая цифра счета – стали принадлежать единому Верховному Богу. Ему же, как стало понятно, соответствует число 10, а также 10-й и 11-й месяцы Марери и Куба, прежде отводившиеся богам Неба и Бури. Однако имя демиурга, вероятно, было табуировано и нигде прямо не называлось.

Следующие месяцы также, вероятно, совпадают с арифметическим счетом и частично со строением недели. Поэтому на 3-м месте должен располагаться бог Луны, а на 4-ом (ранее 4-й день) – представитель Меркурия и Среды – бог Тир/Гермес. Но здесь начинаются противоречия. Звучания этих месяцев - Тирисди (Тирискани) и Тирисдини (Тирисдени) - напоминают названия персидского обряда Тиракана и армянского праздника Терезден, поэтому можно было бы предположить их связь и с этими событиями. Но тогда оба месяца должны относиться к богу Тиру, т.к. праздники были в его честь. Либо эти месяцы были тождественны греческим Тарге́лиям (Фаргелиям) - афинскому празднику, совершавшемуся в месяц Таргелион в честь Аполлона и Артемиды. Артемида и являлась богиней Луны. Луна же в грузинском языке звучит как Мтваре. Имеют ли названия Тирисди, Таргелии и Мтваре единую семантику - непонятно.

В системе счета грузин и персов третья цифра Луны именуется Сами и Се. Как Сахми (Сам) назывался третий месяц и в Армении. Вавилонский бог Луны также носил похожее имя Син или Суэн. Этимология всех этих названий (по крайней мере, иранской и кавказских) связана с термином «Сома». Сома (иран. Хаома) — важный ритуальный напиток у индоиранцев, но в более поздних ведийской и древнеперсидской культурах, персонифицируемый как бог Луны. В Ведах упоминается Сома-Луна, имеющая три ипостаси: Сома-светило, Сома — божество, владыка планеты и Сома — нектар, источаемый Луной. В Ригведе, Сома называется «породителем богатств», «пастухом мироздания», который «движется, все озирая». Считается, что он устанавливает отсчёт времени и властвует над всей вселенной (из: Википедия). Т.о. третий месяц армянского календаря и третья цифра грузинского и иранского счета представляют индоиранского бога Луны Сому.

Но как же тогда с названием 3-го грузинского месяца Тирисди если он не связан с Луной и Артемидой? В некоторых публикациях говорится о ведийском боге грозы Трите, давшем название числам Три, Тре, Стре и пр. и таким божествам, как Тор, Тархунт, Таргитай, Траэтаона и пр. Поэтому можно предположить, что этот месяц место уже не Луны, а бога войны или грозы. Например, норвежское название дня Марса вторника tirsdag звучит очень похоже на месяц Тирисди. К тому же день Луны Понедельник в европейских языказ именуется Montag или Monday, что напоминает имя анатолийского лунного божества Мена, а не индоиранского Сомы. А в сасанидский период Ирана и, возможно, ранее, богиней Луны называется Мах, являющаяся уже женским персонажем мифологии. Т.е. мало того, что личность бога луны в календаре спорно, так это место могло принадлежать и божеству с другими функциями. Связывание языческих месяцев с христианской идеей в народно-христианском календаре Грузии подсказывает возможные истоки культа божества или святого. Там месяцу Тирисди соответствует месяц св. Георгия. А роль этого героического персонажа в христианстве приблизительно тождественна какому-нибудь языческому аналогу-драконоборцу. Хотя и св. Георгия называют Тетри Гиорги, т.е. Белый Георгий, что может свидетельствовать о его связи с луной.

Следующий 4-й месяц Тирисдини связан с цифрой грузинского счета 4-Отхи и богом Тиром (Тиштаром, Тиштрийей). В эллинистическую эпоху ему придавались черты греческого Гермеса и ассиро-вавилонского бога знаний Набу. Само 4-ое место в вавилонском календаре традиционно принадлежало умирающему-воскрешающему божеству природы Таммузу-Адонису, персонификации живительных сил растений и животных. Такая синкретичность придавала богу множество функций: он был покровителем знаний, науки, скотоводства и путешествий. Иранская традиция наделяла Тира ролью носителя дождя и борца с силами летнего зноя и засухи. Тир считался писцом Ормазда, его визирем и проводником душ умерших в иной мир.

5-й месяц древнегрузинского календаря Апани/Апниси связан с богиней Апи. Апи соответствует ведийским А́пас (санскр. «воды») и персидской Апама или Абана, т.е. персонифицированным космическим водам и богине вод и источников Аредви Суре Анахите (хотя некоторые исследователи считают Абан богом вод Апам Напатом, однако в Гатах «Абан Яшт» посвящен именно Анахите). Кроме того это имя является сокращенным именем богини любви Афродиты (Апи = Апродитэ). В днях недели она называется Оби/Веби/Апродитэ, и так же как Афродита и Анахита астрально соответствует планете Венере и дню Пятнице. Причем её место в календаре совпадает с вавилонским Аб, а не с персидским Абан, т.е. это семитская схема расположения богов.

6-й месяц Нункини содержит в себе имя одной из самых древних и почитаемых богинь Ближнего Востока Инанны/Иштар. В летописях и фольклорных источниках Грузии она известна как Аинина и Диди Деда Нана (Великая Мать Нана). Её греческие и персидские аналоги Афина и Нанайа. Инанна и Иштар первоначально считались разными божествами, но в поздний период их образы, судя по всему, были объединены ввиду полной идентичности. Это будет понятно и при обзоре системы счета, где они занимали разные места. Ранее именно они ассоциировались с планетой Венерой, но позже утратили эту астральную роль. В зависимости от того, с кем все-же связывали Венеру, Нана может быть и Анахитой, а богиня Апи тогда имеет самостоятельную роль, схожую с ролью богини Астхик в Армении.

Название 7-го месяца Никрани (Михракани) определенно связано с богом Солнца Михром. Имя же хозяина 8-го месяца – Игрика или Играка - непонятно, но в месопотамском календаре этот месяц - место царя богов Мардука, а в армянском – бога Арегака. Арегак (Ареги или Арев) считается древнеармянским богом солнца доперсидского периода. Обратим внимание на это обстоятельство, т.к. в дальнейшем будет очевидно, что эти персонажи имеют друг к другу самое непосредственное отношение. И именно они должны вывести нас на личность прометеевского героя, прототипа Амирани. Название «Играка» можно посчитать измененным именем Геракла, вернее одним из 40 известных грекам Гераклов, но, даже если это так, по всей видимости, за ним кроется более древний персонаж, чье упоминание сохранилось в мифологии Армении. В системе грузинского счета цифра 8 называется «Рва», что также может свидетельствовать как об имени бога Арева/Арега, так и о Варахраме, иранском боге войны, восточной копии Геракла. Еще интереснее то, что Геракл, являясь спасителем Прометея, иногда считается его дальнейшим развитием. В греческих календарях Ближнего Востока этот месяц отдавался Зевсу (Dios), однако в грузинском календаре 8-й месяц с Зевсом не связан. Оба этих персонажа – Геракл и Зевс (рим. Юпитер) в период эллинизма и римского влияния отождествлялись с сиро-финикийским Ваалом-Мелькартом. Значит до календарных реформ хозяин 8-го кавказского месяца также был семитским или аналогичным ему богом. Выше мы убедились, что в Каппадокии этот месяц носил название Апромото, что практически точно совпадает с именем Прометея: (А)Промото=Прометеус. Корреляция старого светского календаря Парфян и Селевкидов, имеющего вавилонскую основу, и нового религиозного календаря персов, построенного на зороастрийских идеях и утвердившегося в Каппадокии, выводит на того персонажа, который скрывается под именем Апромото. Это – Мардук, Ваал и Арег, а позже - Играка (Геракл-Варахрам).

Ориентируясь на персидскую религиозную систему, где культивирование огня возводилось в абсолют, в Грузии и Армении также могло происходить почитание огня солнечного, небесного и земного, т.е. Михра, Варахрама и Атара. Грузинскому богу Огня и могло принадлежать место огненного Атара – 9-й месяц Зардаба (Вардобиса/Вардобистве). В грузинских хрониках называется такой мужской персонаж, являющийся потомком Картлоса и братом Мцхетоса, как Гардабос, а также город Гардабани, построенный проперсидски настроенным царем Мирваном. Фонетика всех этих слов близка к названию месяца. Но это название напоминает и армянский праздник Вардавар, который не имеет к огню никакого отношения. К тому же с 9-м местом в календаре конкурирует 9-е число грузинского и иранского счета, а там эта позиция отведена богине под именем Зухра (Цхра) или Нана. Поэтому вполне возможно, что месяц Зардаба соответствует Зухре, а не Атару. Т.о. семантика 9-го месяца пока не совсем ясна.

Этимология названия 11-го месяца Куба также непонятна, но его место должно совпадать с персонажем бога-Отца Кроноса/Эля. Термин «Куба» может являться вариантом произношения Subat (т.е. Шабат), которым назывался этот месяц в Турции, а может быть и именем какого-то другого персонажа, например анатолийского аналога Крона и Эля - Кумарби. Эль или Энлиль и занимал позицию 11-го месяца в вавилонском календаре. А вот роль богини-Матери несет на себе 12-й месяц Кубалуба. Анатолийская великая матерь богов Кибела в греческом мире стала отождествляться с богиней Земли Реей. Именно её в Грузии называют Дедамитца – Мать Земля. Персидское и армянское соответствие Кибелы – Спента Армайити или Спандарамет, т.е. дух, отвечающий за благополучие земли и находящийся на том же месте календаря.

Кстати, если из-за несовершенства кавказских календарей за 120 лет смещение дат достигало 30 дней, то можно рассчитать примерное время введения известного грузинского и, возможного раннего армянского календаря. 5 и 11 августа, принимаемые за начало года, первоначально должны были приходится на день весеннего равноденствия ориентировочно 21 марта. Эта дата соответствует и месопотамскому и персидскому представлению о начале года. Т.е. если за обратный отчет брать момент принятия христианства в 3-4 в. н.э., то расстояние до начальной даты составит без малого 5 месяцев или 500-600 лет, т.е. началом летоисчисления будет III - II в. до н.э. Введение известного древнегрузинского календаря и относят к 284 г. до н.э. Вероятно это время и ознаменовано приходом на южный Кавказ персидской религиозной (или даже политической) системы. Либо «дефектный» календарь был заимствован уже у персов в начале нашей эры.

Имена и роли богов можно проследить в перечне грузинских дней недели, порядок построения которых абсолютно соответствует вавилонской и греческой астральной модели. Дни с воскресенья по субботу отводятся богам Солнца, Луны, Марса, Меркурия, Юпитера, Венеры и Сатурна и должны частично совпадать с аналогичными позициями богов в годовом календаре. И если древнегрузинские классические названия дней копируют древнегреческие, то сванский, мегрельский и лазский диалекты называют местные имена богов или планет:

День / Диалект Понедел. Луна Вторник Марс Среда Меркурий Четверг Юпитер Пятница Венера Суббота Сатурн Воскрес. Солнце
Древнегруз. (греческий) Мтавариса Араис Эрмиса Диосиса Апродити- са Кроносиса Мзиса
Мегрель-ский Т’ут’ашха Т’ахашха Жумашха Цашха Обишха Сабат’он Бжешха/ Жашха
Лазский Тутачха Икиначха Джумачха Цачха Обичха/ Параске Сабатони Мжачха
Сванский Дэшдиш / Делитиш Т’ахаш Жумаш Цааш Вэбиш Сап’тин Мишладэг
Абхазский Ашәахь Аҩаш Ахаш Аҧшьаш Ахәаш Асабш Амҽыш

Древние и современные дни недели Грузии и Абхазии.

Как итог первичного изучения календаря древней Иберии-Грузии и сопоставления его с другими календарями древнего востока, можно сказать, что сохраняя вавилонскую структуру, почти все его месяцы и дни недели в предхристианский период имели персидское и греческое происхождение. Все персидские имена богов, засвидетельствованные в Грузии и Армении, имеют позднее парфянское происхождение, что говорит о том, что процесс иранизации Кавказа особенно усилился в III-II в. до н.э. при правлении династии Аршакидов или о том, что культурно-религиозная реформация государственной и церковнойсферы пришлась именно на этот период. Либо немного позже, когда к власти в Армении и Иберии также пришли Аршакиды — царские династии парфянского происхождения, правившие в кавказских государствах с II по III в. н. э. В это же время получила распространение культура антропоморфной иконографии богов, строительства храмов и идолов в их честь. Сознательная политика македонцев и персов по унификации религиозных систем сопровождалась приданием пантеонам законченного астрального характера, образцом которого выступала опять же вавилонская модель.

Судя по календарным пантеонам, все греческо-персидские боги имеют своих месопотамских и индоиранских прототипов. Однако в календаре Иберии присутствуют 2 персонажа, чьи личности выходят за рамки приданных им ранее астральных ролей – это Инанна/Иштар (Нана), потерявшая позицию Венеры, и, предположительно, Бэл-Ваал (Играка-Арег), утративший роль планеты Юпитер.

 

Христианство, как преемник старых языческих традиций, впитало в себя образы всех прежних языческих богов и их культов, от которых так старательно пыталось избавиться. Все их черты были приписаны новым персонажам христианской мифологии. На примере древнегрузинских календарей отчетливо видно, как происходил переход от одних религиозных представлений к другим. Помимо предполагаемой смены анатолийско-семитских богов на греческо-персидских в начале-середине 1 тыс. до н.э., это особо заметно при взгляде на народно-христианский календарь, где месяцы уже посвящены персонажам христианской культуры. Заменяя старых богов новыми героями власти и духовенство вольно или невольно соблюдали преемственность в придании новым религиозным кумирам качеств старых «предтеч». Так, месяц бога-отца Эля-Кумарби-Кроноса «Куба» в христианскую эпоху стал «Квирикобистве», т.е. месяцем Господа (от греч. Квирика или Кюриос). Месяц богини-матери Кибелы «Кубалуба» - месяцем святой Марии «Мариамобистве». Месяц предполагаемого бога войны или грозы Тархунта «Тирисди» – месяцем Святого Георгия «Георгобистве». Месяц богини Апи-Афродиты «Апниси» посвящен святой Просковье, чей день недели пятница-Параскеви. Нану переименовали в св. Гванцу. Месяц «Марели», ранее отводившийся богу неба Ану-Урану, стал «Иванобистве», т.е., очевидно, месяцем Иоанна Крестителя. Месяцем Христа значится месяц «Кристешобистве», который принадлежал персидскому богу Тиру-Гермесу, писцу Ормазда и проводнику душ умерших в иной мир. Однако более ранним прототипом Тира и Христа, занимающим 4-й месяц, был шумерский умирающий-воскрешающий бог Таммуз. А вот 8-й месяц Мардука «Игрика» как ни странно преемника не нашел. Либо образ этого бога со временем был размыт или демонизирован либо на этом месте уже находился тот же самый Геракл.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: