Семинар 11,12 Кодификация международного морского права

Цели: целью семинарского занятия является усвоение студентами понятия, специальных принципов,системы и источников международного морского права. Цель занятия состоит в усвоении студентами того, что основным источником международного морского права является Конвенция ООН по морскому праву 1982 права.

Задачи: задачей семинарского занятия является приобретение студентами практических навыков по раскрытию содержания специальных принципов международного морского права.

План:

1. Понятие международного морского права. Возникновение и развитие международного морского права.

2. Кодификация и прогрессивное развитие международного морского права.

3. Правовой режим территориального моря.

4. Правовой режим открытого моря.

5. Правовой режим исключительной экономической зоны.

6. Правовой режим континентального шельфа.

7. Международный район морского дна.

8. Конвенция ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г.

 

Выполнение индивидуальных заданий (подготовка рефератов, написание эссе):

1. Понятие и источники международного морского права.

2. Проблемы определения национальности судов.

3. Внутренние воды.

4. Территориальные воды (территориальное море), прилежащая зона.

5. Право мирного прохода.

6. Международные проливы.

7. Международные реки и международные каналы.

8. Исключительная экономическая зона.

9. Континентальный шельф.

10. Открытое море.

11. Морское дно за пределами национальной юрисдикции.

12. Международная морская организация (ИМО): цели, структура органов, полномочия.

13. Борьба с преступлениями против безопасности мореплавании

 

№1

 

Описание задания:

Между Китаем и Вьетнамом уже много лет ведётся спор по поводу границ континентального шельфа в Жёлтом море. Китай полагает, что спорная часть континентального шельфа должна принадлежать ему, в отличие от этого Вьетнам требует признания за ним исключительного права на разведку, поиск и разработку природных ресурсов континентально шельфа в спорном районе. Для подтверждения своих прав на спорный участок континентального шельфа обе стороны представили соответствующие карты и имеющиеся международные соглашения, заключённые в разное время. Исходя из норм единой Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. и внутригосударственных актов Китая и Вьетнама, обоснуйте, кто обладает исключительными правами на участок континентального шельфа в спорном районе. Выделите, кому должна принадлежать юрисдикция, контроль и управление в оспариваемой части континентального шельфа.

 

№2

 

Описание задания:

Европейское государство, не имеющее выхода к морю, приобрело по договору международной купли-продажи 2 морских судна у прибалтийского государства с целью осуществления морского судоходства и перевозки пассажиров и грузов. Для того, чтобы реально осуществить эту цель, европейскому государству нужно было заключить договор о транзите с соседним государством и таким путём осуществить выход к морю. Для этого данное европейское государство направило официальную делегацию в соседнее государство для проведения официальных переговоров и заключения договора о транзите. В итоге переговоров соседнее государство отказалось предоставить транзит обратившемуся к нему с такой просьбой государству, сославшись на то, что это помешает ему реализовать свои права по осуществлению территориального верховенства над своей территорией. Вернувшись в свою страну, официальная делегация запрашиваемого транзит государства доложило своему Министерству иностранных дел об отказе соседнего государства предоставить транзит. В связи с этим правительство европейского государства, получившего отказ от предоставления ему транзита для выхода к морю обратилось в Международный суд ООН, с просьбой о разрешении возникшего с соседним государством спора. Определите какое решение должен вынести международный суд? На какие нормы международного права он должен сослаться? В чью пользу должно быть вынесено решение?

№3

 

Описание задания:

Прибалтийское государство выразило протест, в связи с тем, что норвежская подводная лодка прошла в её территориальных водах в подводном состоянии без каких-либо знаков обозначения. Её проход был зафиксирован радарами. МИД Норвегии в ответной ноте указал, что подводная лодка проходила с мирными целями и не нарушила суверенитет данного прибалтийского государства, объяснив, что действия подводной лодки были в полном соответствии с международным морским правом. Прибалтийское государство не было удовлетворено таким ответом Норвежского Министерства иностранных дел и вторично направило протест теперь уже в адрес правительства Норвегии, требуя официальных извинений и подтверждения того, что такого не будет допущено в будущем. Со ссылками на нормы международного права обоснуйте правомерность действий капитана подводной лодки и позиции Министерства иностранных дел Норвегии по данному вопросу. Аргументируйте, какие нормы международного морского права были нарушены.

№4

 

Описание задания:

 

В связи с введением Турцией с 1 июля 1994 года Регламента судоходства в зоне Черноморских проливов, МИД РФ направил турецкому посольству в Москве меморандум, в котором, во первых, указал, что российская сторона, как один из пользователей этой морской коммуникацией, полностью разделяет озабоченность Турции проблемой обеспечения безопасности судоходства и поддерживает идею принятия в этих целях соответствующих мер; во-вторых, однако, обратил внимание на то, что изданный Регламент выходит за рамки этой цели, вводя неоправданные ограничения для плавания в проливах, вплоть до полного приостановления здесь судоходства. Между тем в основе правового режима пользования Черноморскими проливами лежит принцип свободы торгового мореплавания и регулируемого (ограниченного) прохода военных кораблей, закрепленный многосторонней Конвенцией, заключенной в Монтре 20 июля 1936 г. Установление Турцией в одностороннем порядке вышеуказанных ограничительных мер, фактически представляющих собой введение разрешительного порядка прохода иностранных судов, находится в явном противоречии с названным международным договором.

Как на основе сопоставительного анализа положений Регламента и Конвенции Монтре вы могли бы обосновать позицию МИД РФ, изложенную в его меморандуме в связи с возникшей проблемой?

 

№5

 

Описание задания:

 

 

Тема задания:

В 2012 г. морское судно «Пьер» покинуло один из французских портов и направилось по направлению к Палестине, имея на борту несколько сотен нелегальных эмигрантов. Когда судно впервые было встречено в открытом море английским военным кораблем, на нем вообще не было поднято никакого флага. Однако вскоре на судне появился турецкий флаг, который затем был заменен на палестинский. Поскольку на судне не оказалось также никаких документов, которые подтверждали бы его национальную принадлежность, оно было отконвоировано в порт Хайфу, где постановлением суда Палестины было конфисковано в пользу администрации Палестины.

Какое государство по современному международному морскому праву осуществляет юрисдикцию и контроль над морским судном в открытом море?

Какие требования предъявляет международное право к судам, плавающим в открытом море?

Какие условия должны быть выполнены по отношению к морскому судну, прежде чем ему будет предоставлено право плавать под флагом определенного государства?

Каковы постановления применимых международно-правовых актов, определяющие порядок смены судном своего флага?

 

№6

 

Описание задания:

Британская компания «Шелл» отказалась от пла­нов захоронения в водах Атлантики отработавшей срок гигантской нефтяной платформы. В распространенном заявлении компании указывается, что она будет добиваться у властей разрешения на демонтаж платформы на берегу. Это решение, как говорится в заявлении, принято в связи с протестами против морского захоро­нения со стороны ряда западноевропейских государств. Активные действия против затопления платформы предприняли также члены международной экологи­ческой организации «Гринпис». По ее данным, в отдельных частях платформы находятся еще тысячи тонн нефти, которая может нанести серьезный ущерб окружающей среде.

Какой правовой режим использования искусствен­ных островов, установок и сооружений закреплен действующими международно-правовыми актами?

Совпадает ли юридический статус морских искусственных островов, установок и сооружений со статусом островов естественного происхождения?

Какие требования предъявляются международно-правовыми актами к владельцам искусственных островов, установок и сооружений по окончании их использования в плане обеспечения безопасности мореплавания и экологической безопасности?

№7

 

Описание задания:

 

Танкер, гружённый топливом, плавающий под флагом Кипра обеспечивал снабжение топливом различные суда у северного побережья Африки. В октябре 2012 г. данный танкер оказался в водах исключительной экономической зоны Алжира, где осуществил деятельность по снабжению топливом трёх ливийских морских судна. После этого данный танкер был задержан патрульными катерами таможни республики Гвинея. Алжир не выдвинул требования финансовой компенсации за освобождение танкера, а Кипр такой компенсации не предлагал.

Кипр обратился в Международный трибунал по морскому праву, требуя освобождения танкера и экипажа.

 

Каков порядок задержания танкера за нарушение норм международного права и законодательства прибрежного государства о рыболовстве в его экономической зоне, а также последующих дейст­вий по освобождению судна и экипажа?

 

Список используемой литературы:

1. Международное право (общая часть).Учебник. Изд-во «Статут»,Казань 2013 г.

2. Международное публичное право. Учебник. Издание пятое переработанное и дополненное. Отв. ред. д.ю.н., проф. Бекяшев К.А., М., изд-во «Проспект», 2013.

3. Международное право. Учебник. Под ред. А.Н. Вылегжанина. М. «ЮРАЙТ», 2013.

4. Международное право. Учебник. 3-е издание. Отв. ред. Кузнецов В.И., Тузмухамедов Б.Р., изд-во «Норма» М., 2012

5. Н.А. Бутакова Правовое регулирование морского судоходства//Российская юстиция №3//М, 2012.

6. Гуреева А.Н. Особенности совершения таможенных операций в отношении морских судов //"Вестник Российской таможенной академии", 2013, N 3

7. Путилин В.И. Морская перевозка: юридические и практические аспекты
//"Международные банковские операции", 2011, N 1

8. Свининых Е.А., Свининых О.Ю. Разграничение морских пространств между Российской Федерацией и Королевством Норвегия в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане //Российский ежегодник международного права 2012, Спб. 2013 г.

9. Зайцева Л.И. Содержание действий по ограничению и контролю торгового море-плавания в современных условиях//Московский журнал международного права, №2, 2012 г.

10. Овлащенко А.В. Совет по международным отношениям и его последние инициативы в области международного морского права //Международное, публичное и частное право №2, 2013

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: