Эндокринная система представлена следующими железами внутренней секреции: гипофизом, эпифизом, надпочечниками, щитовидной и парощитовидными железами. В них образуются различные физиологически активные вещества - гормоны (с греч. - привожу в движение, побуждаю), которые выделяются непосредственно в кровь. Существуют также смешанные железы, осуществляющие и внешнюю, и внутреннюю секрецию. Это поджелудочная железа, в которой одни клетки вырабатывают гормоны инсулин и глюкагон, другие - поджелудочный (панкреатический) сок, и половые железы (семенники – у мужчин, яичники - у женщин), где вырабатываются не только половые гормоны, но и половые клетки (сперматозоиды и яйцеклетки). Гормональные вещества образуются также в желудке, двенадцатиперстной кишке, почках, сердце, вилочковой (зоб) железе и т. д. Гормоны принимают участие в регуляции роста и развития, обмена веществ и энергии, в координации всех физиологических функций организма, в проявлении биоритмологической активности и цикличности некоторых процессов (например, половых циклов у женщин), а также в молекулярных механизмах передачи наследственной информации. Большинство гормонов начинают синтезироваться на 2-м месяце внутриутробного развития, но такие гормоны как, вазопрессин, окситоцин обнаруживаются в железах внутренней секреции плода на 4-5 месяце.
Гипофиз состоит из трех долей. Аденогипофиз (передняя доля) выделяет тропные гормоны, оказывающие регулирующее влияние на функции других эндокринных желез, а также соматотропин (гормон роста), усиливающий синтез белка и распад жира.
У новорожденного концентрация соматотропина в 2-3 раза выше, чем у матери. В течение 1-й недели после рождения она снижается более, чем на 50%. После 3-5 лет уровень соматотропина в крови такой же, как и у взрослых. Другой гормон аденогипофиза лактотропин регистрируется в больших концентрациях у новорожденного. В течение 1-го года его концентрация в крови снижается и остается низкой до подросткового возраста. В период полового созревания концентрация его вновь возрастает, причем у девочек сильнее, чем у мальчиков.
Также аденогипофиз продуцирует тиротропин, регулирующий функцию щитовидной железы. Значительное усиление секреции тиротропина отмечается сразу после рождения и перед половым созреванием. Кортикотропин, регулирующий функцию надпочечников, в крови новорожденного содержится в таких же концентрациях, как и у взрослого человека. В возрасте 10 лет его концентрация становится в два раза ниже и вновь достигает величин взрослого человека после периода полового созревания.
Гонадотропин (фолликулостимулирующий гормон) и лютропин (лютеинизирующий гормон). У новорожденного концентрация этих гормонов высокая. На протяжении 1-й недели после рождения происходит резкое снижение данных гормонов. До 7-8-летнего возраста остается низкой. В препубертатный период происходит увеличение секреции гонадотропинов. К 14 годам концентрация их увеличивается в 2-2,5 раза по сравнению с 8-9 годами. К 18 годам концентрация становится такой же, как и у взрослых.
Промежуточная доля гипофиза продуцирует интермедин, или меланоцитостимулирующий гормон, который регулирует кожную пигментацию и пигментацию волос. Задняя доля гипофиза (нейрогипофиз), является депо гормонов вазопрессина и окситоцина. У детей в течение первых месяцев после рождения антидиуритическая функция вазопрессина несущественна, а с возрастом его роль в удержании воды в организме увеличивается. Органы-мишени для окситоцина – матка и молочные железы начинают реагировать на него только после завершения периода полового созревания.
Щитовидная железа вырабатывает тиреоидные гормоны – тироксин и трийодтиронин. Они стимулируют рост и развитие во внутриутробном периоде онтогенеза. Важны для полноценного развития нервной системы. Тиреоидные гормоны увеличивают продукцию тепла, активируют обмен белков, жиров и углеводов. Кроме того, в щитовидной железе С-клетками вырабатывается кальцитонин – гормон, понижающий содержание кальция в крови. Концентрация тиреоидных гормонов в крови у новорожденных выше, чем у взрослых. В течение нескольких суток уровень гормонов в крови снижается. К 7 годам усиливается секреторная функция щитовидной железы. Также значительное увеличение массы и секреторной активности железы происходит в период полового созревания. Синтез и секреция гормонов щитовидной железы зависят от половых гормонов. Половые различия в функции щитовидной железы формируются как до рождения, так и после него. Особенно четко это проявляется в период полового созревания.
Содержание кальцитонина увеличивается с возрастом, наибольшая концентрация отмечается после 12 лет. У юношей 18 лет содержание кальцитонина в несколько раз выше, чем у детей 7-10 лет.
Околощитовидные железы вырабатывают паратгормон, который совместно с кальцитонином и витамином D регулирует обмен кальция в организме. Концентрация паратгормона у новорожденного близка к концентрации взрослого человека. активно железа функционирует до 4-7 лет. В период от 6 до 12 лет происходит уменьшение уровня паратгормона в крови. Гипофункция проявляется у детей в повышении возбудимости нервов и мышц, в расстройстве вегетативных функций и формировании скелета.
Поджелудочная железа имеет скопление клеток (островки Лангерганса), обладающие внутрисекреторной активностью. Имеется три вида клеток: β-клетки, вырабатывающие инсулин, α-клетки, продуцирующие глюкагон; Д-клетки, образующие соматостатин, тормозящий секрецию инсулина и глюкагона.
Инсулин уменьшает содержание глюкозы в крови, а в печени и мышцах обеспечивает отложение гликогена. Увеличивает образование жира из глюкозы и тормозит его распад. Инсулин активирует синтез белка, увеличивает транспорт аминокислот через мембраны клеток.
Под влиянием глюкагона происходит распад гликогена печени и мышц до глюкозы и повышение уровня глюкозы в крови. Глюкагон стимулирует распад жира в жировой ткани.
До 2-х летнего возраста концентрация инсулина в крови составляет 66% от концентрации взрослого человека. В дальнейшем концентрация возрастает, значительное увеличение отмечается в период интенсивного роста.
При гипофункции β-клеток развивается сахарный диабет. У детей чаще всего это заболевание наблюдается с 6 до 12 лет. Важное значение в развитии сахарного диабета имеют наследственная предрасположенность и провоцирующие факторы среды: инфекционные заболевания, нервное перенапряжение и переедание.
Надпочечники состоят из двух разнородных тканей – коры и мозгового вещества. Кора состоит из трех зон: клубочковой, секретирующей минералокортикоиды; пучковой, вырабатывающей глюкокортикоиды и сетчатой, вырабатывающей аналоги гормонов половых желез. Основным глюкокортикоидом является кортизон. Глюкокортикоиды влияют на обмен веществ. Под их воздействием образуются углеводы из продуктов распада белка. Они обладают противовоспалительным и противоаллергическим действием. Минералокортикоиды регулируют минеральный и водный обмен в организме. Основной гормон этой группы – альдостерон. Кортикостероиды принимают участие в формировании вторичных половых признаков.
Мозговое вещество надпочечников вырабатывает норадреналин и адреналин. Адреналинучащает ритм сердечных сокращений, увеличивает артериальное давление, повышает работоспособность скелетных мышц. Под его воздействием усиливается распад гликогена печени. Норадреналин в основном повышает артериальное давление.
В первые дни жизни в крови новорожденного отмечается низкая концентрация гормонов коры надпочечников. Секреция кортикостероидов увеличивается в течение всего периода детства и юношества. Так, наибольшая активность коры надпочечников наблюдается в возрасте 7-8 лет, затем она снижается и опять возрастает к 10 годам.
Половые железы представлены в мужском организме семенниками, а в женском – яичниками. Половые гормоны мужского организма называются андрогенами. Истинный мужской гормон – тестостерон. В семенниках вырабатывается и небольшое количество женских половых гормонов – эстрогенов. роль тестостерона заключается во влиянии на формирование половых признаков. Женскими половыми гормонами являются эстрогены, стимулирующие рост и развитие половой системы женского организма.
Вопрос 2. Гипоталамо-гипофизарная система, ее роль в регуляции деятельности желез внутренней секреции. Важнейшая роль в регуляции активности всех желез внутренней секреции принадлежит гипоталамо-гипофизарной системе. Гипоталамус расположен над гипофизом, является отделом промежуточного мозга и составляет с ним единую функциональную систему. Клетки гипоталамуса выделяют так называемые рилизинг-факторы, или либерины, стимулирующие секрецию гипофизарных гормонов, а также статины, угнетающие эту секрецию. Гипоталамус в зависимости от внешних воздействий и состояния внутренней среды, во-первых, координирует все вегетативные процессы организма, выполняя функции высшего вегетативного нервного центра, во-вторых, через гипофиз регулирует деятельность эндокринных желез, трансформируя нервные импульсы в гуморальные сигналы. Синтезированные гормоны поступают в соответствующие ткани и органы и изменяют их функциональную активность. Так осуществляется взаимосвязь нервной и эндокринной систем.
Гипоталамо-гипофизарная система поддерживает необходимый уровень гормонов. Это постоянство осуществляется благодаря обратным влияниям гормонов желез внутренней секреции на гипофиз и гипоталамус. Циркулирующие в крови гормоны, влияя на гипофиз, тормозят выделение в нем тропных гормонов либо, воздействуя на гипоталамус, снижают высвобождение рилизинг-факторов. Это так называемая отрицательная обратная связь. В организме существует единая нервно-гормональная регуляция всех процессов жизнедеятельности. большинство гормонов способно изменять функциональное состояние нервных клеток во всех отделах нервной системы. Выраженный эффект на нервные клетки оказывает адреналин, улучшая обмен веществ и повышая работоспособность нервных центров. Гормоны щитовидной железы в оптимальной концентрации повышают возбудимость нервных клеток, а при их дефиците развивается торможение.
Половые гормоны существенно влияют на процессы возбуждения и торможения и трудоспособность нервных клеток. Удаление половых желез у человека или их патологическое недоразвитие вызывает ослабление нервных процессов и значительные нарушения ВНД. У девочек во время наступления менструации ослабляются процессы внутреннего торможения, ухудшается формирование условных рефлексов, снижается общая работоспособность и школьная успеваемость.
Нарушение функций гипоталамо-гипофизарной системы чаще всего встречается в подростковом возрасте и характеризуется расстройствами эмоционально-волевой и познавательной сферы. Эмоции подростков подвижны, изменчивы, противоречивы: повышенная чувствительность нередко сочетается с агрессивностью, застенчивость — с нарочитой развязностью, проявляются чрезмерные критика и нетерпимость к родительской опеке. В этот период иногда наблюдается снижение работоспособности, негативизм, невротические реакции, раздражимость; подростки становятся грубыми, злобными, с наклонностью к воровству и бродяжничеству; нередко встречается повышенная сексуальность
Вопрос 3. Репродуктивное здоровье, его охрана. Периоды полового развития. Репродуктивное здоровье -- это состояние полного физического, умственного и социального благополучия, а непросто отсутствие болезни или увечий, относящиеся к репродуктивной системе и её функционированию и процессам. Понятие "репродуктивное здоровье" включает в себя и сексуальное здоровье -- состояние, позволяющее человеку в полной мере испытывать половое влечение и реализовывать его, получая при этом удовлетворение. Согласно изложенным выше определениям, охрана репродуктивного здоровья -- это совокупность факторов, методов, процедур и услуг, которые оказывают поддержку репродуктивному здоровью и содействуют благосостоянию семьи или отдельного человека, путем профилактики и решения проблем, связанных с репродуктивным здоровьем. Охрана репродуктивного здоровья начинается еще в детстве и напрямую связана с половым развитием и воспитанием.Определяют половое развитие половые железы и связанные с ними признаки пола, которые закладываются во время внутриутробной жизни, и формируются на протяжении всего периода детства. В пубертатном возрасте (12-16 лет) половое развитие резко ускоряется и наступает физиологическая половая зрелость. Этот период назывался периодом полового созревания. Половое созревание - это процесс роста и дифференцировки первичных половых признаков (половых желез и половых органов, с которыми ребенок рождается) и вторичных половых признаков, которые формируются в данный период. Изменение первичных половых признаковмальчиков:
- пубертатное увеличение яичек;
- увеличение размера полового члена.
Развитие вторичных половых признаков мальчиков:
- лобковое оволосение;
-оволосение подмышечных впадин;
- оволосение на лице;
- изменение голоса у мальчиков (мутация);
- выраженность кадыка («адамова яблока») непосредственно связана с пубертатным развитием хрящей гортани и изменением профиля шеи, этот признак непостоянный.
О половой зрелости мальчиков судят и по появлению поллюций.
Современные врачи-гинекологи к периоду полового созревания девочки относят пубертатный и подростковый - от года явления первой менструации до завершения полового развития, прекращения роста тела, когда организм становится готовым к деторождению (16-18 лет).
Менструацией (месячными) называется отторжение наружного функционального слоя слизистой оболочки матки под воздействием половых гормонов женщины, сопровождающееся кровотечением. С первой менструацией (менархе) начинается фертильный, т. е. детородный, период женщины, а заканчивается он в климактерическом периоде, когда менструации прекращаются.
В период полового созревания в организме происходит глубокая перестройка. Изменяются взаимоотношения эндокринных желез, и, прежде всего, гипоталамо-гипофизарной системы с другими железами. Активизируются структуры гипоталамуса, нейросекреты которых стимулируют выделение соматотропных гормонов гипофиза. Под их влиянием усиливается рост тела в длину, стимулируется деятельность щитовидной железы, надпочечников, половых желез.
В период полового созревания большую роль играет физическое развитие организма подростка. Необходимо разнообразное, достаточное питание с нормальным количеством белков и витаминов, а также оптимальная физическая активность. С началом полового созревания ко всем трудностям подросткового возраста добавляется еще проблема полового воспитания. Суть полового воспитания сводится к тому, чтобы подготовить к взрослой жизни здоровых мужчин и женщин, способных адекватно осознавать свои физические и психологические особенности, устанавливать нормальные отношения с людьми своего и противоположного пола, реализовывать свои потребности в соответствии с существующими в обществе нравственными и этическими нормами.
Половое воспитание неотъемлемая часть общего воспитательного процесса и осуществляется в различных видах общения и совместной деятельности.
Основные направления полового воспитания (по В.В. Кагану):
1. Половое воспитание, помогающее формированию психологической мужественности (женственности).
2. Сексуальное воспитание, направленное на оптимизацию формирования сексуально-эротических ориентаций.
3. Подготовка к ответственному супружеству.
4. Подготовка к сознательному родительству.
5. Формирование здорового образа жизни через разъяснение значения венерических заболеваний, СПИДа, наркомании.
6. Профилактика нарушений психосексуального развития.
7. Предупреждения растления и совращения детей и подростков.
Вопрос 4. Физиология репродукции: зачатие, беременность, роды, послеродовый период. Физиология зачатия. Сперматозоиды, вырабатываемые в мужских половых железах – семенниках – поступая во влагалище женщины, примерно через 30-40 минут достигают полости матки. Встреча с яйцеклеткой происходит в концах фаллопиевых труб в женском организме. Яйцеклетка доступна только для одного сперматозоида.
Яйцеклетка образуется в яичниках, является самой крупной клеткой человеческого организма. Первая яйцеклетка образуется в 12-13 лет. В течение месяца созревает только одна яйцеклетка. Вокруг незрелой яйцеклетки образуется полость с жидкостью – граафов пузырек. Явление, когда при созревании граафов пузырек лопается и яйцеклетка выбрасывается в брюшную полость называется овуляция.
Яйцеклетка попадает на «бахрому» фаллопиевых труб, где и происходит оплодотворение, и двигается в матку. Оплодотворенная яйцеклетка прикрепляется к внутренней стенке матки примерно на 5-й день оплодотворения, т.е. наступает беременность.
Физиология беременности. Периоды развития плода:
эмбриональный – от зачатия и до 8 недель беременности;
фетальный – от 8 недель беременности до родов.
Плод живет в условиях, обеспечивающих его развитие: движения ограничены, облегчены за счет плавания в жидкости, и энергия идет на построение его органов и систем.
Беременность в среднем продолжается 280 дней(40 недель) В связи с развитием беременности в организме женщины происходит значительная перестройка, обеспечивающая правильное развитие плода, подготовку организма матери к родам и кормлению.
Предполагаемый срок родов определяется так: от даты первого дня последней менструации отсчитывают назад 3 календарных есяца и прибавляют 7 дней. Физиологичные роды включают три периода: период раскрытия, период изгнания, послеродовый. Патология репродукции включает в себя:
· бесплодие;
· патологию беременности;
· патологию в родах и послеродовом периоде;
· патологию новорожденных.
Бесплодие – неспособность лиц детородного возраста к воспроизведению потомства вследствие нарушения оплодотворения или нарушения имплантации оплодотворенной яйцеклетки.
Патология беременности: внематочная беременность, преждевременное прерывание беременности, предлежание плаценты и преждевременное отслоение нормально расположенной плаценты, токсикозы беременности (гестозы).
Патология родов: аномалия родовой деятельности, кровотечение, разрыв матки и других половых органов, неправильное
Контрольные вопросы:
1. Какие органы относят к железам внутренней секреции и почему?
2. Каким образом осуществляется нейро-гуморальная регуляция функций в организме?
3. Какова роль гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы?
4. Гормоны какой железы наиболее важны для роста?
5. Каково физиологическое значение желез внутренней секреции?
6. Что такое половое созревание?
7. Какие гормоны относят к половым гормонам и как они влияют на организм?
8. Какое влияние на высшую нервную деятельность оказывают гормоны?
9. Каковы закономерности развития эндокринной системы в онтогенезе?