Возрастная физиология и психофизиология
КУРС ЛЕКЦИЙ
Красноярск 2011
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет»
Кафедра социальной работы и социологии
Возрастная физиология и психофизиология
КУРС ЛЕКЦИЙ
Направление подготовки 051000.62
Профессиональное обучение
Профиль подготовки
Профиль подготовки
Химические производства
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
Очная
Красноярск 2011 г.
Возрастная физиология и психофизиология. Курс лекций для студентов для студентов бакалавров очной формы обучения по направлению подготовки 051000. 62 «Профессиональное обучение» профилю подготовки «Химические производства»/ Колоскова Т.П., Жарова А.В.. – Красноярск: «СибГТУ», 2011. - 85 с.
Составитель (и):
Колоскова Т.П., доц. кафедры социальной работы и социологии, к.м.н.
Жарова А.В., доц. кафедры социальной работы и социологии, к.м.н.
|
|
Курс лекций представляет в обобщенной форме сведения о показателях здоровья, факторах риска здоровья, сущности понятий анатомии, физиологии, психофизиологии и гигиены основных систем организма человека с учетом его возрастных особенностей. Курс лекций «Возрастная физиология и психофизиология» предназначен для организации самостоятельной работы студентов по овладению теоретическим материалом учебной дисциплины «Возрастная физиология и психофизиология», которая имеет важное значение в подготовке бакалавров.
© Т.П. Колоскова, А.В. Жарова
© Сибирский государственный
технологический университет, 2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | ||
Модуль 1.Введение в физиологию и высшую нервной деятельности человека | ||
ЛЕКЦИЯ 1 | Предмет возрастной физиологии и психофизиологии. Человек как единая биология. Закономерности роста и развития человека. Здоровье и факторы, его определяющие. Состояние здоровья детей и подростков в РФ. | |
ЛЕКЦИЯ 2 | Общий план строения и значение нервной системы. Высшая нервная деятельность и ее возрастные психофизиологические особенности. | |
ЛЕКЦИЯ 3 | Возрастная эндокринология. Общие физиологические закономерности деятельности эндокринной системы. Половое развитие и репродукция. | |
Модуль 2. Возрастные особенности физиологических функций организма | ||
ЛЕКЦИЯ 4 | Возрастные физиологические особенности опорно-двигательного аппарата. Гигиенические требования к оборудованию в учебных заведениях. | |
ЛЕКЦИЯ 5 | Возрастные физиологические особенности органов пищеварения. Обмен веществ и энергии. Гигиена питания. Принципы рационального питания. | |
ЛЕКЦИЯ 6 | Возрастные физиологические особенности органов дыхания. Гигиенические требования к воздушной среде учебных помещений. | |
Модуль 3.Физиологические аспекты формирования здорового образа жизни. | ||
ЛЕКЦИЯ 7 | Возрастные физиологические особенности системы крови и системы кровообращения. | |
ЛЕКЦИЯ 8 | Возрастные особенности органов мочевыделения, кожи. Гигиена одежды и обуви. | |
ЛЕКЦИЯ 9 | Основные принципы гигиенического нормирования учебно-воспитательного процесса. Физиологические основы режима дня детей. Принципы формирования здорового образа жизни. Профилактика вредных привычек. | |
Заключение | ||
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК | ||
Приложение А (справочное) ПЕРЕЧЕНЬ КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ |
Модуль 1. Введение в физиологию и высшую нервной деятельности человека
|
|
Лекция 1.
Предмет возрастной физиологии и психофизиологии. Человек как единая биология. Закономерности роста и развития человека. Здоровье и факторы, его определяющие. Состояние здоровья детей и подростков в РФ.
1. Предмет и значение возрастной физиологии и психофизиологии.
2. Организм, как единое целое, гомеостаз, адаптация.
3. Понятие роста и развития. Закономерности онтогенетического развития.
4. Понятие о здоровье и факторах, определяющих здоровье.
5. Критерии оценки индивидуального здоровья. Физическое развитие.
6. Акселерация и ретардация. Группы здоровья.
Вопрос 1. Предмет и значение возрастной физиологии и психофизиологии. Возрастная физиология – самостоятельная ветвь физиологии, изучающая жизнедеятельность организма в различные периоды онтогенеза (онтогенез – индивидуальное развитие организма с момента зарождения в виде оплодотворения яйцеклетки о до естественной смерти), функции органов, систем органов и организма в целом по мере его роста и развития, своеобразие этих функций на каждом возрастном этапе.
Физиология – наука о функциях живого организма как единого целого, о процессах, протекающих в нем, и механизмах его деятельности. Основными задачами изучения возрастной физиологии являются следующие:
· изучение особенностей функционирования различных органов, систем и организма в целом;
· выявление экзогенных и эндогенных факторов, определяющих особенности функционирования организма в различные возрастные периоды;
· определение объективных критериев возраста (возрастные нормативы);
· установление закономерностей индивидуального развития.
Возрастная физиология тесно связана со многими разделами физиологической науки и, широко использует данные из многих других биологических наук. Так, для понимания закономерностей формирования функций в процессе индивидуального развития человека необходимы данные таких физиологических наук, как физиология клетки, сравнительная и эволюционная физиология, физиология отдельных органов и систем: сердца, печени, почек, крови, дыхания, нервной системы и т. д.
В то же время открываемые возрастной физиологией закономерности и законы базируются на данных различных биологических наук: эмбриологии, генетики, анатомии, цитологии, гистологии, биофизики, биохимии и др. Наконец, данные возрастной физиологии, в свою очередь, могут быть использованы для развития различных научных дисциплин. Например, важное значение имеет возрастная физиология для развития педиатрии, детской травматологии и хирургии, антропологии и геронтологии, гигиены, возрастной психологии и педагогики.
Педагогическая эффективность и обучения находится в тесной зависимости от того, в какой мере учитываются анатомо-физиологические особенности детей и подростков, периоды развития, для которых характерна наибольшая восприимчивость к воздействию тех или иных факторов, а также периоды повышенной чувствительности и пониженной сопротивляемости организма.
|
|
Вопрос 2. Организм, как единое целое, гомеостаз, адаптация.
Организм человека - сложнейшая, иерархически организованная система, состоящая из подсистем. Они, в свою очередь, объединены общностью строения и выполняемых функций. Элемент системы – клетка. Совокупность клеток, сходных по происхождению, строению и функции, образуют ткань. Основные типы тканей: эпителиальная, соединительная, костная, мышечная и нервная. Ткани образуют органы. Органы, совместно выполняющие определенную функцию, образуют систему органов. Организм реагирует на среду и использует ее факторы для своего существования и развития. Все процессы жизнедеятельности осуществляются при условии относительного постоянства внутренней среды организма. Внутреннюю среду организма составляют кровь, лимфа и тканевая жидкость, с которой клетки непосредственно соприкасаются. Способность сохранять постоянство химического состава и физико-химических свойств внутренней среды называют гомеостазом. Гомеостаз осуществляется при помощи процессов саморегуляции, гуморальной регуляции и нервной регуляции организма. Под адаптацией (от лат.- приспособление, приноравливание) в широком смысле понимают свойство организма приспосабливаться к действию факторов окружающей среды. Адаптацию можно определить и как способность организма поддерживать такое индивидуальное состояние, которое обеспечивает его сохранность, развитие, работоспособность и максимальную продолжительность жизни в различных условиях среды. Адаптация человека к условиям среды носит ярко выраженный социальный характер, то есть индивид прежде всего должен приспосабливаться к действию факторов социальной среды и вырабатывать целесообразные поведенческие реакции для данной социальной микрогруппы: семья, детский сад, школа и т. п. При этом адаптация не является пассивной реакцией организма, она представляет собой активный процесс приспособления всех органов и систем, а также психической деятельности к соответствующим условиям коллектива.
|
|
Вопрос 3. Понятие роста и развития. Закономерности онтогенетического развития. Рост – увеличение длины, объема и массы тела детей и подростков. Рост осуществляется за счет процессов гиперплазии – увеличения числа клеток и количества составляющих их органических молекул, а также за счет гипертрофии – увеличения размеров клеток.
Процессы гиперплазии наиболее интенсивно протекают в период внутриутробного развития и менее интенсивно после рождения. В постнатальный период некоторые клетки теряют способность к делению. Так, образование новых мышечных клеток возможно только первые 4 месяца после рождения. Дальнейшее увеличение массы и объема мышечной ткани происходит в основном за счет образования огромного количества нервных отростков и синаптических контактов. Развитие – качественные изменения, заключающиеся в усложнении строения и функций всех тканей и органов и процессов их регуляции. Рост и развитие организма протекают неравномерно – гетерохронно. В неодновременности роста и развития отдельных систем лежит биологическая целесообразность. В первую очередь, развиваются жизненно необходимые органы, обеспечивающие адаптацию к конкретным условиям внешней среды и выживаемость организма. Данная концепция ускоренного и избирательного развития отдельных структур выдвинута отечественным физиологом П.Анохиным. так, мозг плода интенсивно развивается на 2-10 неделе беременности, сердце – на 3-7, пищеварительные органы – на 11-12. Если избирательность развития нарушена, то плод оказывается нежизнеспособным.
Неравномерность роста и развития наблюдается и после рождения. Так, к моменту рождения у ребенка относительно хорошо развиты мышцы губ, языка, щек, обеспечивающие ему процессы сосания. Организм ребенка осуществляет процессы газообмена с внешней средой, процессы терморегуляции, хорошо функционирует сердечно-сосудистая система. В то же время слабо развиты мышцы туловища, ребенок первые месяцы не в состоянии держать вертикально голову. Функционально не зрелые многие зоны коры больших полушарий. Проходит немного времени и высокими темпами начинает развиваться нервная система, увеличивается масса головного мозга, возрастает возможность формирования условных рефлексов и т. д. После 5 лет темпы развития нервной системы снижаются и преобладающее развитие приобретает другая система и так до тех пор, пока организм не достигнет определенной функциональной зрелости.
Исходя из неравномерного темпа роста и развития организма, весь этап достижения функциональной зрелости условно делят на несколько возрастных периодов. Существуют различные схемы возрастной периодизации, но при воспитании детей и подростков целесообразно пользоваться схемой, предложенной на Международном симпозиуме по возрастной физиологии в 1965 году.