Тема 12. Качество, техническое нормирование и сертификация продукции конкурентоспособность продукции и предприятия (организации)

Задание 11 к теме 12

 

 

1.Вопросы для обсуждения на семинаре:

1. Система показателей качества продукции.

2. Принципы построения системы качества в соответствии с требованиями международных стандартов серии ИСО-9000.

3. Качество и конкурентоспособность.

4. Механизм управления конкурентоспособностью.

 

2 Вопросы для подготовки конспектов по управляемой самостоятельной работе:

1. Стандартизация продукции. Классификация стандартов.

2. Сертификация продукции. Органы сертификации и порядок проведения.

3. Показатели и методы оценки конкурентоспособности продукции.

4. Средства, обеспечивающие процесс управления конкурентоспособностью.

5. Роль органов внутренних дел в повышении качества и конкурентоспособности продукции предприятий Республики Беларусь

 

3 Вопросы для самопроверки:

1. Что представляет собой «качество» как экономическая категория?

2. Назовите систему показателей качества продукции.

3. Определите назначение стандартов серии ИСО.

4. Что понимается под «уровнем качества»?

5. Что представляет собой система управления качеством на предприятии?

6. Что такое сертификация, система сертификации?

7. Для каких целей осуществляется сертификация?

8. Дайте определение стандарта

9. Объясните, почему проблема качества является одной из основных для обеспечения конкурентоспособности продукции и конкурентоспособности предприятия.

10. Почему нельзя рассматривать качество продукции изолированно с позиций производителя и потребителя?

11. Определите сущность стандартизации.

12. Как классифицируются системы сертификации

13. Раскройте структуру системы управления конкурентоспособностью продукции на предприятии.

14. Что понимается под конкурентоспособностью продукции, работ, услуг?

15. Назовите параметры, лежащие в основе конкурентоспособности товара.

16. Дайте определение качества товара.

17. В чем отличие качества от конкурентоспособности товара?

18. Из каких элементов состоит цена потребления товара?

19. Что такое конкурентоспособность предприятия?

20. Назовите методы определения конкурентоспособности продукции.

21. Что характеризует единичный показатель конкурентоспособности?

22. Что характеризует групповой показатель конкурентоспособности?

23. Как связан интегральный показатель конкурентоспособности с единичным и групповым показателями?

24. Что характеризуют технические, классификационные и оценочные показатели качества?

25. Назовите основные оценочные показатели качества товара. Что понимается под конкурентоспособностью продукции, работ, услуг?

 

4. Основные термины и понятия:

 

Термин Определение
Качество продукции Совокупность свойств и характеристик продукции, которые определяют степень удовлетворения потребностей потребителя
Конкурентоспособность товаров Соответствие товаров требованиям конкурентного рынка, запросам потребителей посравнению с аналогичными товарами, представленными на рынке; возможность реализовать товары на конкурентном рынке наряду с аналогичными товарами и услугамиили вместо них
Конкурентоспособность предприятия Способность предприятия эффективно осуществлять производственно-коммерческую деятельность в условиях конкурентной борьбы, обеспечивая научно-техническое развитие производства, высокий уровень мотивации собственника, персонала и конкурентоспособности продукции
Показатель качества Количественная оценка одного или нескольких свойств, составляющих качество продукции
Дифференцированный показатель качества Определяет качество конкретного вида продукции
Единичный показатель качества Оценивает отдельное свойство конкретного вида продукции, определяющее ее качество
Показатели назначения Группа единичных показателей качества, характеризующих приспособленность изделий для использования по назначению и область их применения (производительность, мощность, скорость и т.п.)
Надежность Единичный показатель качества, свойство изделия сохранять технические параметры в заданных пределах и фиксированных условиях эксплуатации (частота отказов изделия, безотказность, вероятность отказа и т.п.)
Долговечность Единичный показатель качества, свойство изделия (с учетом времени на ремонт и обслуживание) сохранять работоспособность в определенных режимах и условиях эксплуатации до разрушения или другого предельного состояния (срок службы, ресурс работы и т.п.)
Показатели технологичности Группа единичных показателей качества, характеризующих прогрессивность конструкции и возможность применения прогрессивных технологий при изготовлении и эксплуатации изделий (блочность, агрегатность конструкций и т.п.)
Эргономические показатели Группа единичных показателей качества, характеризующих удобство использования или эксплуатации изделия
Эстетические показатели Группа единичных показателей качества, характеризующих художественно-конструкторский уровень изделий (красота форм, соответствие моде и т.п.)
Показатели стандартизации Группа единичных показателей качества, характеризующих степень использования в изделиях стандартизированных составных частей (сборных единиц, деталей) и уровень их унификации
Патентно-правовые показатели Группа единичных показателей качества, характеризующих степень патентности изделий в стране и за рубежом
Экономические показатели Группа единичных показателей качества, характеризующих затраты на разработку, изготовление, эксплуатацию или потребление продукции (материалоемкость и г и.)
Экологические показатели Группа единичных показателей качества, характеризующих влияние изделия на окружающую природную среду (выбросы в воздушное пространство и т.п.)
Показатели безопасности Группа единичных показателей качества, характеризующих влияние изделия на здоровье и жизнь людей
Комплексный показатель качества Показатель, который оценивает несколько или все свойства конкретного вида продукции, определяющие ее качество
Аналитический метод расчета комплексного показателя качества Комплексный показатель определяется наоснове функциональной зависимости отединичных показателей качества конкретного вида продукции
Коэффициентный метод расчета комплексного показателя качества Комплексный показатель определяется путем суммирования единичных показателейкачества с учетом их значимости (весомости) в формировании качества конкретноговида продукции
Коэффициент весомости Количественная характеристика значимости данного единичного показателя среди других показателей, используемых при расчете комплексного показателя
Интегральный показатель качества продукции Комплексный показатель качества продукции, отражающий соотношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации или потребления продукции и суммарных затрат на ее создание и эксплуатацию или потребление
Обобщающий показатель качества Определяет качество продукции предприятия в целом
Новая продукция Продукция, которая принципиально отличается от выпускаемой ранее и содержит новые или дополнительные функциональные возможности, изменения формы, дизайна, имеющие важное значение для потребителя
Уровень качества продукции Степень соответствия продукции требованиям потребителей  
Базовое изделие Лучшее отечественное или зарубежное изделие либо перспективное, показатели которого используются для определения уровня качества оцениваемого изделия
Мировой уровень качества Уровень качества продукции, которая преобладает на мировом рынке
Дифференцированный метод оценки уровня качества продукции Уровень качества продукции характеризуется несколькими показателями, которые рассчитывают путем сопоставления нескольких единичных показателей качества оцениваемого и базового изделий
Комплексный метод оценки уровня качества продукции Уровень качества продукции характеризуется одним показателем, который рассчитывают путем сопоставления комплексных показателей качества оцениваемого и базового изделий
Система менеджмента качества Совокупность организационной структуры, ответственности, процедур, процессов, ресурсов, обеспечивающих общее руководство качеством продукции
Стандарт Нормативно-технический документ, устанавливающий требования к продукции и производственным процессам
Стандарт государственный (ГОСТ, СТБ) Нормативно-технический документ, устанавливающий комплекс общенациональных норм, правил и требований к объекту стандартизации и утверждаемый государственным органом стандартизации
Стандарт международный Документ, устанавливающий качественные характеристики товаров в соответствии с требованиями мирового рынка, утверждаемый соответствующим международным органом, преимущественно Международной организацией стандартизации (ИСО) и Международной электротехнической комиссией (МЭК), и применяемый во взаимной торговле стран мира
Стандарт региональный Устанавливает требования к объекту стан­дартизации группы стран одного географи­ческого, политического (экономического) региона мира
Стандарт отраслевой Нормативно-технический документ, устанавливающий отраслевые требования к объекту стандартизации и применяющийся в рамках отрасли одной или нескольких стран
Стандарт предприятия Нормативно-технический документ, устанавливающий требования к объекту стандартизации на отдельном предприятии
Обязательные требования к качеству продукции Содержащиеся в стандарте требования к качеству продукции, которые обеспечивают ее безопасность для жизни и здоровья людей, охрану окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость продукции
Рекомендуемые требования к качеству продукции Содержащиеся в стандарте требования к качеству продукции, которые характеризуют ее потребительские и другие свойства
Стандартизация Установление норм и требований к физическим и размерным величинам производимых изделий и продуктов, полуфабрикатов сырья и материалов
Международная организация стандартизации (ИСО) Учреждена для определения единых технических стандартов во всех сферах хозяйственной деятельности
Международные стандарты серии ИСО 9001: 2001 Документы, устанавливающие требования к системе менеджмента качества в организации
Ориентация на потребителя Принцип системы менеджмента качества по стандартам ИСО 9001:2001, который означает, что понимание организацией качества продукции совпадает с требованиями потребителя
Лидирующая роль руководства Принцип системы менеджмента качества по стандартам ИСО 9001:2001, который означает, что высшее руководство организации обязано принимать активное участие во внедрении и функционировании системы менеджмента качества
Вовлечение персонала Принцип системы менеджмента качества по стандартам ИСО 9001:2001, который означает, что лидирующая роль руководства не отрицает, а объективно предполагает активное участие всех сотрудников в управлении качеством продукции
Процессный подход Принцип системы менеджмента качества по стандартам ИСО 9001:2001, который означает ориентацию в управлении качеством продукции на процессы, которые обеспечивают достижение целей, в рамках существующей организационной структуры и организационной культуры
Системный подход Принцип системы менеджмента качества по стандартам ИСО 9001:2001 объективно предполагает совершенствование не только производственного процесса, но и всей системы, в которой он осуществляется на основе непосредственного участия высшего руководства в проблемах качества, обучения всех сотрудников основным методам обеспечения качества, мотивации высококачественного труда
Принцип принятия решений на основе фактов Принцип системы менеджмента качества по стандартам ИСО 9001:2001, который предполагает получение достоверной информации и глубокий качественный анализ различных аспектов деятельности организации на основе мониторинга
Принцип постоянного улучшения Принцип системы менеджмента качества по стандартам ИСО 9001:2001, который означает, что при выявлении соответствующих возможностей и при наличии необходимых ресурсов организация должна внедрять те доработки системы управления качеством, обоснованность которых с точки зрения совершенствования системы может быть доказана
Взаимовыгодное сотрудничество с поставщиками Принцип системы менеджмента качества по стандартам ИСО 9001:2001 означает, что организация должна обеспечить соответствие используемых ресурсов, которые влияют на качество продукции, установленным к их качеству требованиям
Корректирующие действия Действия организации по устранению причин несоответствий, выявленных в процессе мониторинга, претензий потребителей и других подобных событий и предотвращение их в будущем
Предупреждающие действия Действия организации, направленные на устранение причин потенциальных несоответствий для предупреждения их появления в будущем
Сертификат качества Сопроводительный документ, выдаваемый предприятием-изготовителем или экспортером и подтверждающий соответствие товара показателям качества, техническим характеристикам, требованиям безопасности для жизни и здоровья людей, природной окружающей среды, предусмотренным условиям договора
Сертификат соответствия Документ, выдаваемый в соответствии с правилами сертификации и удостоверяющий, что должным образом идентифицированная продукция соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу
Сертификация Документальное подтверждение соответ­ствия продукции определенным требова­ниям, конкретным стандартам или техниче­ским условиям
Сертификация продукции Действие, которое проводится для подтверждения соответствия изделия или услуги определенным стандартам или техническим условиям
Сертификация системы менеджмента качества Действие, которое проводится для подтверждения соответствия системы менеджмента качества стандартам ИСО 9001:2001
Добровольная сертификация Деятельность органов и субъектов хозяйствования по подтверждению соответствия продукции показателям, по которым законодательством Республики Беларусь проведение обязательной сертификации не предусмотрено
Обязательная сертификация Деятельность органов и субъектов хозяйствования по подтверждению соответствия продукции показателям, обеспечивающим безопасность для жизни, здоровья и имущества граждан, а также охрану окружающей среды, и другим показателям, установленным законодательством Республики Беларусь
Сплошной контроль качества Охватывает все единицы продукции
Выборочный контроль качества Проводится по отдельным пробам, выборкам
Непрерывный контроль качества Предусматривает чередование сплошного и выборочного контроля, при котором контролю подвергается каждая единица продукциидо тех пор, пока не будет получено установленное количество годных, последовательно произведенных единиц продукции, после чего сплошной контроль прекращается и начинается выборочный
Документ технических условий Устанавливает технические требования, которым должны удовлетворять продукция, процесс или услуга
Основополагающий стандарт Нормативно-технический документ, устанавливающий общие положения для определенной области
Стандарт терминов и определений (терминологический стандарт) Распространяется на термины, к которым, как правило, даются определения, а в некоторых случаях − примечания, иллюстрации, примеры и т.п.
Стандарт на совместимость Устанавливает требования, касающиеся совместимости продукции или систем в местах их сочленения
Стандарт с открытыми значениями Содержит перечень характеристик, для которых должны быть указаны значения или другие данные с целью конкретизации продукции, процесса или услуги, устанавливаемые поставщиками или покупателями
Цена несоответствия Затраты предприятия-изготовителя, обусловленные неудовлетворительным качеством продукции
Группа качества Общественное формирование рабочих, специалистов и служащих, образуемое на добровольной основе с целью повышения качества продукции
Рекламация Заявление, содержащее обоснованную претензию по поводу недоброкачественного товара, непригодности изделия к использованию или несоответствия установленному стандарту, которое направляется предприятию-изготовителю потребителем или уполномоченным органом

 

5 Примеры решения задач:

Задача 1

 

На основании единичных показателей качества оцениваемой и перспективной моделей автомобиля, приведенных в таблице, определить уровень качества оцениваемой модели автомобиля дифференцированным методом.

 

Показатель качества Модель
оцениваемая перспективная
Грузоподъемность, т    
Максимальная скорость, км/ч    
Расход топлива, л/т-км    

 

Решение

 

Уровень качества по показателям:

· грузоподъемность:

5: 7 = 0,71;

· максимальная скорость:

80: 90 = 0,89;

· расход топлива:

17: 18 = 0,94.

 

Задача 2

 

На основании уровня качества швейного изделия, рассчитанного по единичным показателям, и коэффициентов их весомости, приведенных в таблице, определить уровень качества изделия комплексным методом.

 

Показатель Уровень качества Коэффициент весомости
Качество ткани 0,85 0,4
Расцветка 1,2 0,3
Модель 0,9 0,3

 

Решение

 

Уровень качества изделия:

0,85 х 0,4 + 1,2 х 0,3 + 0,9 х 0,3 = 0,97.

 

Задача 3

 

Результаты экспертной оценки качества новой модели трикотажного изделия и коэффициенты весомости единичных показателей качества приведены в таблице.

 

Показатель Экспертная оценка, баллы Коэффициент весомости
Эксперты
А Б В
Качество пряжи       0,3
Плотность полотна       0,2
Прочность окраски       0,4
Совершенство модели       0,1

 

Определить комплексный показатель качества новой модели трикотажного изделия.

 

Решение

 

1. Средняя оценка по показателям:

· качество пряжи:

(8 + 7 + 7): 3 = 7,3 балла;

· плотность полотна:

(7 + 5 + 7): 3 = 6,3 балла;

· прочность окраски:

(5 + 3 + 4): 3 = 4 балла;

· модель:

(6 + 7 + 6): 3 = 6,3 балла.

2. Комплексный показатель качества:

7,3 х 0,3 + 6,3 х 0,2 + 4,0 х 0,4 + 6,3 х 0,1 = 5,68 балла.

 

Задача 4

 

На основании технико-экономических показателей станка, приведенных в таблице, определить интегральный показатель качества.

 

Показатель Значение показателя
Годовая производительность при безотказной работе,тыс. дет./год  
Время простоев из-за отказов, %  
Цена станка, млн. руб.  
Годовые эксплуатационные расходы, млн. руб.  
Срок службы, лет  

 

Решение

 

1. Годовая производительность станка с учетом простоев:

30 000 х 0,95 = 28 500 дет./год.

2. Интегральный показатель качества станка:

28 500: (500 000 000 + 20 000 000 х 10) = 400 дет./млн. руб.

 

Задача 5

 

На основании показателей реализации продукции различного уровня качества, приведенных в таблице, определить обобщающие показатели качества продукции предприятия.

 

Показатель Значение показателя
Реализованная продукция, млн. руб.:  
в том числе:  
новая  
сертифицированная  
поставляемая на экспорт  

 

Решение

 

1. Удельный вес сертифицированной продукции:

100: 800 х 100 = 12,5 %.

2. Удельный вес новой продукции:

250: 800 х 100 = 31,25 %.

3. Удельный вес продукции, поставляемой на экспорт:

80: 800 х 100 = 10 %.

 

Задача 6

 

На основании показателей производства продукции по сортам, приведенных в таблице, определить коэффициент сортности.

 

Показатель Сорт
1-й 2-й
Объем производства муки, т Цена 1 т муки, млн. руб. 1,4 1,2

 

Решение

 

Коэффициент сортности:

(400 х 1,4 + 80 х 1,2): 480 х 1,4 = 0,98.

 

Задача 7

 

Предприятие реализует за месяц 20 000 изделий по цене 4000 руб. (без косвенных налогов). Себестоимость изделия − 2500 руб. Благодаря улучшению качества изделий возможна их реализация по цене 5000 руб. (без косвенных налогов) при сохранении объема продаж. Себестоимость единицы продукции нового качества составит 3000 руб.

Определить увеличение прибыли и обобщающие показатели эффективности производства до повышения качества продукции и после.

 

Решение

 

1. Увеличение прибыли при повышении качества продукции:

(5000 - 3000) х 20 000 - (4000 - 2500) х 20 000 = 10 000 000 руб.

2. Рентабельность реализованной продукции:

· до повышения качества:

1500: 2500 х 100 = 60%;

· после повышения качества:

2000: 3000 х 100 = 66,7 %.

3. Рентабельность продаж:

· до повышения качества:

1500:4000 х 100 = 37,5 %;

· после повышения качества:

2000: 5000 х 100 = 40 %.

4. Затраты на 1 руб. реализованной продукции:

· до повышения качества:

2500: 4000 = 0,625 руб./руб.;

· после повышения качества:

3000: 5000 = 0,6 руб./руб.

 

Задача 8

 

Предприятие реализует за месяц 20 000 изделий по цене 4000 руб. (без косвенных налогов). Себестоимость изделия − 2500 руб. При улучшении качества изделий можно увеличить объем продаж на 60 %, сохранив цену. Себестоимость единицы продукции нового качества составит 3000 руб.

Определить увеличение прибыли и обобщающие показатели эффективности производства до повышения качества продукции и после.

 

Решение

 

1. Увеличение прибыли при повышении качества продукции:

(4000 - 3000) х 20 000 х 1,6 - (4000 - 2500) х 20 000 = 2 000 000 руб.

2. Рентабельность продукции:

· до повышения качества:

1500:2500 х 100 = 60%;

· после повышения качества:

1000:3000 х 100 = 33,3 %.

3. Рентабельность продаж:

· до повышения качества:

1500:4000 х 100 = 37,5 %;

· после повышения качества:

1000:4000 х 100 = 25 %.

4. Затраты на 1 р. продукции:

· до повышения качества:

2500:4000 х 100 = 0,625 руб./руб.;

· после повышения качества:

3000: 4000 х 100 = 0,75 руб./руб.

 

Задача 9

 

Предприятие реализует за год 20 000 изделий по цене 4000 р. (без косвенных налогов). Себестоимость изделия − 2500 руб. Улучшив качество изделий, можно реализовать их по цене 5000 руб. (без косвенных налогов) при увеличении объема продаж на 20 %. Себестоимость единицы продукции нового качества составит 3000 руб. Капитальные вложения на повышение качества продукции − 50 млн. руб. Ставка банковского процента − 10 %.

Обосновать целесообразность реализации инвестиционного проекта по повышению качества продукции статичным методом.

 

Решение

 

1. Увеличение прибыли при повышении качества продукции:

(5000 - 3000) х 20 000 х 1,2 - (4000 - 2500) х 20 000 = 18 000 000 руб.

2. Простая норма прибыли:

18: 50 х 100 = 36%.

3. Обоснование целесообразности инвестирования:

36 % > 10 %, т.е. проект инвестировать целесообразно.

 

Задача 10

 

Предприятие реализует за год 20 000 изделий по цене 4000 руб. (без косвенных налогов). Себестоимость изделия − 2500 руб. При улучшении качества изделий можно реализовать их по цене 5000 руб. (без косвенных налогов), увеличив объем продаж на 20 %. Себестоимость единицы продукции нового качества составит 3000 руб. Капитальные вложения на повышение качества продукции − 50 млн. руб. Срок реализации инвестиционного проекта − 5 лет. Ставка банковского процента − 10 %.

Обосновать целесообразность реализации инвестиционного проекта по повышению качества продукции методом дисконтирования.

 

Решение

 

1. Увеличение прибыли при повышении качества продукции:

(5000 - 3000) х 20 000 х 1,2 - (4000 - 2500) х 20 000 = 18 млн. руб.

2. Чистая дисконтированная стоимость:

-50 + 18: (1 + 0,1)1 + 18:(1 +0,1)2+ 18: (1 +0,1)3 + 18: (1 +0,1)4 + 18: (1 + 0,1)5 = 18,22 млн. руб.

3. Обоснование целесообразности инвестирования:

18,22 > 0, т.е. проект инвестировать целесообразно.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: