Производство информации: до Гутенберга и после — что общего?

Производство и распространение массовой информации существенно различается в разные периоды человечества: например, до и после Гутенберга, до компьютера и сейчас. Однако за множеством черт, характерных для того или иного исторического этапа, скрываются и черты общие, устойчивые, непреходящие.

1. Производство массовой информации всегда осуществляется на двух уровнях:

а) создателем ее может стать практически каждый — в силу творческой природы человека, его способности к отражению действительности в общепринятых знаках, наконец, потому, что он естественно ориентирован на коммуникацию и общение;

б) массовая информация создается институционально, т.е. соответствующими социальными институтами, выделившимися в процессе развития человечества для удовлетворения определенных информационных потребностей.

Так в обществе образуются как бы два слоя массовой информации: один — спонтанно производимый и стихийно распространяемый самими массами, другой — производимый специалистами и распространяемый по открытым, доступным каждому каналам.

2. Массовая информация, как и всякая социальная информация, накапливается во времени, оседая в информационных хранилищах общества. Естественно, что в обиходе живущих поколений — в основном верхние, «свежие» пласты. Однако общество во все времена предусматривает и поступление в каналы коммуникации информационных продуктов из «пластов глубокого залегания», актуализируя тем самым вечные истины, а иногда и нераспознанные заблуждения.

3. На всем протяжении истории человечества прослеживается тенденция, с одной стороны, к дифференциации производства массовых информационных продуктов, а с другой — к его интеграции.

Возникают новые информационные потребности в обществе — возникают и новые информационные продукты для их удовлетворения. Поскольку массив их растет, а природа и адрес принципиально едины, выявляется целесообразность (в том числе и экономическая) концентрировать эти разные произведения в одних и тех же каналах распространения. Создается основа для возникновения новых, синтетических видов информационного производства. Так возник театр, потом кино, потом ТВ...

Три формы существования массовой информации

Массовая информация на всех исторических этапах существует в трех формах. Во-первых, в форме пассивной, когда она представлена как тексты, «законсервированные» в информационных хранилищах до востребования (фонды библиотек, фонотек, видеотек, фильмотек, музеев и т.п.). Во-вторых, в форме спонтанно возникающих текстов, автор которых часто неизвестен (слухи, анекдоты, сплетни, байки и т.п. фольклор), — они циркулируют по каналам в основном устных коммуникаций. В-третьих, в форме массовых информационных потоков — динамичной, регулярно пополняющейся совокупности информационных продуктов. Здесь представлены главным образом тексты современные, подготовленные профессионалами; по мере необходимости вовлекаются и тексты из глубинных пластов массовой информации, и тексты, родившиеся спонтанно (содержание наших газет, радиопередач, телевизионных программ сегодня — яркий тому пример). Массовые информационные потоки — форма актуального существования массовой информации, когда она непосредственно предлагается людям, активно включаясь в разрешение первостепенных потребностей человечества как целостной системы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: