Служебное произведение

Заключение трудового договора с работником, в обязанности которого входит создание произведений науки, литературы или искусства, подразумевает, что исключительные права на такие произведения будут принадлежать работодателю, за исключением случаев, когда трудовым договором стороны предусмотрят иное.
О применении положений ГК РФ, в частности, положений о служебном произведении, Пленум ВС РФ и Пленум ВАС РФ приняли совместное Постановление*(1), в п. 39.1 которого указывается: решение вопроса о том, является ли конкретное произведение служебным, решается исходя из положений законодательства, действовавшего на момент создания такого произведения. Согласно ст. 1295 ГК РФ под служебным произведением понимается произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей. Ранее же ст. 14 Закона об авторском праве*(2) относила к служебным произведения, созданные в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя. Изменения следует понимать так: словосочетание "служебное задание" было исключено, поскольку исполнение служебного задания включается в служебные обязанности работника, которые, в свою очередь, должны быть перечислены в трудовом договоре.
Поэтому чтобы определить, является ли созданное работником после 31.12.2007 по конкретному заданию работодателя произведение служебным, необходимо исследовать вопрос о том, входило ли это задание в пределы трудовых обязанностей работника. Если такое задание работодателя в его трудовые обязанности не входило, то созданное произведение не может рассматриваться как служебное - исключительное право на него принадлежит работнику, его использование работодателем возможно лишь на основании отдельного соглашения с работником и при условии выплаты ему вознаграждения (п. 39.1 Постановления).
Обратим особое внимание на порядок оформления должностных обязанностей работника, являющегося создателем объектов авторского права. Трудовая функция работника является существенным условием трудового договора (ст. 57 ТК РФ). Конкретный перечень трудовых обязанностей указывается либо в трудовом договоре, либо в должностной инструкции работника. При заключении трудовых договоров (составлении должностных инструкций) с рассматриваемой категорией работников рекомендуем указывать как можно более полный перечень должностных обязанностей, во избежание в дальнейшем споров о том, кто является обладателем прав на то или иное произведение. Например, иллюстрации работника к статье, созданной в порядке служебного задания, не могут рассматриваться как служебное произведение, если они не предусмотрены таким заданием или трудовым договором с работодателем (п. 26 Постановления Пленума ВС РФ от 19.06.2006 N 15 "О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах").
Кроме того, в практике нередки случаи, когда работник оформлен в организации по одной должности, а исполняет обязанности по другой должности без оформления совместительства или совмещения. Это является нарушением трудового законодательства и может повлечь ответственность по ст. 5.27 КоАП РФ и вызвать судебные споры, если работник пожелает оставить исключительные права за собой, причем велика вероятность, что решение будет принято не в пользу работодателя. Поэтому кроме заключения трудового договора и включения в него перечня должностных обязанностей (или подписания должностной инструкции) работникам кадровых служб необходимо грамотно оформлять иные необходимые при приеме на работу документы - приказ о приеме, записи в трудовую книжку и личную карточку.
Также с целью упорядочения создаваемых объектов авторского права в рамках должностных обязанностей, предусмотренных трудовым договором, возможно издание обязательных для исполнения работниками служебных заданий, в которых устанавливаются непосредственно задание, требования, сроки исполнения.
Часто возникает вопрос о том, кто является правообладателем произведения, созданного в рабочее время и с использованием материалов работодателя, но его создание не связано с трудовыми обязанностями работника. Ответ содержится в Постановлении Пленума ВС СССР от 18.04.1986 N 8 "О применении судами законодательства при рассмотрении споров, возникающих из авторских правоотношений", применяющимся в части, не противоречащей действующему законодательству. В частности, в п. 12 указано, что сам по себе факт использования автором для создания произведения материалов организации, с которой он находится в трудовых отношениях, не может служить основанием для вывода, что выполненная автором работа является плановой. Там же содержится следующее определение: плановой следует считать ту работу, выполнение которой предусматривалось утвержденным для автора индивидуальным планом, а также опубликованную работу, зачтенную с согласия автора в выполнение плана его работы. Поэтому если в рабочее время наряду с предусмотренным служебным заданием на создание, например, сборника рассказов, работник создает еще один сборник рассказов, отличающийся от первого (по художественному замыслу, форме выражения и т.д.), то на первый сборник рассказов правообладателем будет признан работодатель, а на второй - работник. В данном случае работодатель лишь вправе в соответствии со ст. 192 ТК РФ привлечь работника к дисциплинарной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей.
Но если работник по собственной инициативе (без приказа руководителя) по окончании рабочего дня остается на работе и в это время создает произведение, предусмотренное трудовым договором или служебным заданием, правообладателем будет являться работодатель.
Важным является и вопрос о соавторстве при создании служебного произведения. Согласно ч. 4 ст. 1228 ГК РФ соавторами являются двое и более граждан (в рассматриваемом случае сотрудники организации), создавшие результат интеллектуальной деятельности совместным творческим трудом. Чтобы работодатель приобрел право на созданное ими произведение, с каждым из них в порядке, указанном выше, должны быть оформлены трудовые отношения и издано служебное задание. Важно помнить, что если гражданин не внес личный творческий вклад в создание результата интеллектуальной деятельности, а лишь оказал его автору техническое (подбор материалов, набор текста на компьютере), консультационное, организационное или материальное содействие или помощь, либо только способствовал оформлению прав на такой результат или его использованию, либо только осуществлял контроль за выполнением соответствующих работ, он не признается автором такого результата (ч. 1 ст. 1228 ГК РФ). В связи с этим руководитель, который лишь контролировал выполнение задания, не будет являться соавтором служебного произведения.
ГК РФ устанавливает обязанность работодателя начать использовать служебное произведение в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение. Так, работодатель может начать воспроизведение, распространение, публичный показ, сообщение в эфир или по кабелю (определения содержатся в ст. 1270 ГК РФ). Кроме самостоятельного использования произведения, работодатель вправе передать исключительное право на него другому лицу (по договору об отчуждении исключительного права или лицензионному договору) или сообщить автору о сохранении произведения в тайне (например, если создаваемая научная разработка предполагает ее охрану в качестве секрета производства, рекомендуем издать соответствующий приказ и ознакомить с ним работника под роспись). Если ни одно из указанных выше действий не было совершено, исключительное право на служебное произведение принадлежит автору.
В пункте 39.2 Постановления указано, что в отношении служебных произведений, созданных до 01.01.2008, по которым работодатель не совершил до этой даты ни одно из названных действий, трехлетний срок начинает течь с 01.01.2008.
Вместе с тем, если в указанный срок работодатель начнет использование служебного произведения, передаст исключительное право другому лицу или примет решение о сохранении служебного произведения в тайне и по этой причине не начнет использование произведение, автор имеет право на вознаграждение. Размер вознаграждения, условия и порядок его выплаты работодателем определяются договором между ним и работником, а в случае спора - судом (ч. 2 ст. 1295 ГК РФ). Конкретных норм относительно порядка оплаты работ по созданию произведений науки, литературы и искусства законодательством не установлено, это может быть выплата как оклада, так и роялти (платежи любого вида, полученные в качестве вознаграждения за использование или за предоставление права использования авторских прав на любое произведение литературы, искусства и науки (включая кинофильмы, любые фильмы или пленки, используемые для радиовещания или телевидения), любого патента, торгового знака, чертежа или модели, схемы, секретной формулы или процесса или за информацию относительно промышленного, коммерческого или научного опыта*(3)). Пленум ВС РФ и Пленум ВАС РФ в п. 39.2 Постановления указали, что судам необходимо иметь в виду: условия, относящиеся к такому вознаграждению, могут быть предусмотрены и в трудовом договоре, и в иных дополнительных соглашениях, заключаемых между работником и работодателем. Во всех случаях вознаграждение выплачивается работодателем, даже если использование произведения осуществляется третьим лицом по лицензионному договору или исключительное право на произведение перешло к новому правообладателю.
Если же по условиям договора исключительное право на служебное произведение принадлежит автору, работодатель вправе использовать такое произведение способами, обусловленными целью служебного задания, и в вытекающих из задания пределах, а также обнародовать такое произведение, если договором между ним и работником не предусмотрено иное. В свою очередь автор вправе использовать служебное произведение способом, не обусловленным целью служебного задания, а также хотя бы и способом, обусловленным целью задания, но за пределами, вытекающими из задания работодателя (ч. 3 ст. 1295 ТК РФ). При использовании произведения в названных случаях работодатель может указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания.

...................................................................

(((((21))))). Правовой статус субъектов информационных отношений
СМИ как институт политической системы современного общества и как объект интеллектуальной собственности, в этом качестве – объект гражданских прав.
Основные субъекты правоотношений в сфере СМИ: учредитель, собственник, редакция, вещатель, издатель, распространитель, журналист.
Виды СМИ по законодательству Российской Федерации. Государственные и муниципальные средства массовой информации и их правовой статус. Негосударственные средства массовой информации.

Сетевые СМИ. Общественное вещание.
Статус редакции СМИ. Основные организационно-правовые формы существования средств массовой информации: коммерческие и некоммерческие организации. Устав редакции и учредительный договор как правовые инструменты обеспечения свободы массовой информации.

Законодательные основы отношений СМИ с гражданами и организациями.
Правовой статус служб по связям с общественностью как корпоративной функции управления.

СМИ как институт политической системы современного общества и как объект интеллектуальной собственности, в этом качестве – объект гражданских прав.
Переход России к гражданскому обществу и правовому государству, политический плюрализм порождают огромную общественную потребность в информации. Необходимость ее удовлетворения обуславливает особую роль СМИ в жизни общества. Именно СМИ — основной канал информирования общества о деятельности власти и учета его реакции на действия властных институтов. Эти особенности делают СМИ важнейшим социальным институтом и системообразующим фактором информационного пространства России. Огромные возможности взаимного воздействия СМИ и власти во многом объясняются широким диапазоном тех функций, которые выполняют СМИ. Выделим основные: а) артикуляция интересов тех или иных общественных групп, страт; б) агрегация интересов, вследствие чего многообразие интересов, существующих в обществе, систематизируется и в какой-то мере упрощается; в) распространение, передача политической и иной информации между властями и подвластными, между разными элементами политической системы; г) политическая социализация, способствующая интериоризации, признанию обществом приемлемыми для себя тех или иных ценностей, ориентиров, позиций в отношении политической системы. При сравнении этих функций с задачами структур по связям с общественностью нетрудно заметить прямые аналогии, что определяет особое место СМИ среди общественных партнеров PR-служб.

Средства массовой информации выполняют роль посредника между государством и обществом, подчеркнем - обществом гражданским, если речь идет о демократической парадигме развития. Посредническая роль СМИ заключается в том, что они представляют интересы общества перед властью, помогают обществу их формулировать и защищать, сами являются важнейшим институтом гражданского общества, обеспечивая коммуникативный дискурс. СМИ превратились в одного из наиболее эффективных посредников в отношениях населения с властью. Вследствие определенной открытости, оперативности в формулировании оценок и позиций, благодаря своим возможностям в отображении интересов и чаяний самых разнообразных групп и слоев населения, они стали едва ли ни ведущим инструментом в системе социального представительства интересов граждан. В этом смысле они могут существенно влиять на правила политической игры и даже модифицировать их, формировать новые отношения между «верхами» и «низами» (см.: Соловьев, 2000, с. 402–403).

Средства массовой информации являются не субъектами, а объектами права. В частности, СМИ могут находиться в собственности. Это текстуально зафиксировано в статье 1 Закона о СМИ, где говорится о владении, пользовании и распоряжении средствами массовой информации. Кроме того, часть вторая статьи 30 Федерального закона "Об общественных объединениях", допускает нахождение средств массовой информации в собственности общественных объединений, обладающих правами юридического лица. Наконец, статья 128 ГК РФ относит информацию, а также результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации продукции к объектам гражданских прав.

Содержание права собственности на СМИ Законом не конкретизируется. Однако из смысла ряда статей можно сделать вывод, что собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему СМИ любые действия, не противоречащие Закону о СМИ и другим правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц (пункт второй статьи 209 ГК РФ).

Хотя Закон о СМИ весьма гибко подходит к вопросу о том, кто может быть собственником СМИ, однако наиболее естественным следует признать соединение статусов собственника и учредителя. Во-первых, это следует из конструкции статьи 1 Закона о СМИ, где в единую формулу увязаны учреждение, владение, пользование и распоряжение средствами массовой информации. Во-вторых, учредителем редакции как юридического лица должен быть именно собственник, поскольку без формирования обособленного имущества создание юридического лица невозможно. Впрочем, ГК РФ допускает случаи, когда учредитель юридического лица и собственник его имущества – суть разные лица (пункт третий статьи 56). Аналогичным образом могут не совпадать в одном лице учредитель и собственник СМИ, а также учредитель СМИ и учредитель редакции.

Специфичность средства массовой информации как объекта права проявляется, помимо прочего, в том, что право собственности на него может быть не связано с правом собственности на редакцию как имущественный комплекс. Если редакция организована в форме предприятия, то как объект гражданских прав она представляет собой имущественный комплекс, в состав которого, помимо прочего, входят и продукция данного СМИ, и права на обозначения, индивидуализирующие редакцию и продукцию.

Основные субъекты правоотношений в сфере СМИ: учредитель, собственник, редакция, вещатель, издатель, распространитель, журналист.
Статья 18 Закона «О средствах массовой информации» определяет правовой статус учредителя средства массовой информации, его правомочия, законные пределы его прав и обязанностей по отношению к редакции СМИ, учредителем которого он является. Необходимо различать учредителя СМИ и учредителя редакции СМИ, то есть учредителя юридического лица, если редакция зарегистрирована как юридическое лицо. Учредитель утверждает устав редакции и (или) заключает договор с редакцией средства массовой информации (главным редактором). Устав, в соответствии с законодательством и вместе с ним, определяет правовой статус данной редакции и определяет основные взаимные права и обязанности учредителя, редакции, главного редактора, журналистов - штатных сотрудников редакции, порядок управления, деятельности, ликвидации редакции СМИ и т.д.

До утверждения устава редакции, а также если редакция состоит менее чем из десяти человек, ее отношения с учредителем СМИ могут определяться заменяющим устав договором между учредителем и редакцией (главным редактором), как определено ч. 3 ст. 20 Закона.

Часть 3 статьи 18 Закона устанавливает запрет для учредителя на вмешательство в деятельность редакции средства массовой информации, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом, уставом редакции, договором между учредителем и редакцией (главным редактором). Круг полномочий учредителя по отношению к редакции, которые могли бы влиять на редакционную политику, устанавливать пределы критики, пределы вмешательства редакции в общественные события и иным образом влиять на процесс производства и выпуска продукции СМИ, весьма ограничен Законом.

Закон РФ о СМИ в статье 2 дает понятия редакции СМИ и издателя. Под редакцией СМИ Закон понимает организацию, учреждение, предприятие либо гражданина, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации.

Под издателем понимается издательство, иное учреждение, предприятие (предприниматель), осуществляющее материально-техническое обеспечение производства продукции средства массовой информации, а также приравненное к издателю юридическое лицо или гражданин, для которого эта деятельность не является основной либо не служит главным источником дохода.

В отличие от издателя в функции редакции входит не материально-техническое, но в большей степени творческое обеспечение производства продукции СМИ, хотя оба эти аспекта деятельности, результатом которой является создание некоего нового предназначенного для неограниченного круга лиц информационного продукта, переплетаются весьма тесно. Именно в творческом аспекте следует трактовать такое основополагающее для юридического статуса редакции понятие, как "профессиональная самостоятельность".

Издатель осуществляет свои права и несет обязанности на основе Закона о СМИ, Федерального закона "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации", законодательства об издательском деле, предприятиях и предпринимательской деятельности. Издатель может выступать в качестве учредителя СМИ, редакции, распространителя, собственника имущества редакции.

Под издателем понимается действующее на основании свидетельства о регистрации средства массовой информации юридическое лицо независимо от формы собственности или физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющие в установленном законом порядке финансовое обеспечение и организацию деятельности, связанной с выпуском средства массовой информации;

 

Под вещателем понимается юридическое лицо независимо от формы собственности или физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющие телевизионное и (или) радиовещание на основании лицензии на вещание;

 

Под государственным издателем и государственным вещателем понимаются издатель и вещатель, являющиеся юридическими лицами, имущество которых находится в собственности Российской Федерации или собственности субъекта Российской Федерации;

 

Под редакцией средства массовой информации (далее редакция), понимаются юридическое лицо независимо от формы собственности, а равно структурное подразделение издателя, вещателя, осуществляющее подготовку к выпуску средства массовой информации, функции редакции по договору с издателем, вещателем могут выполнять физические лица;

 

Под главным редактором средства массовой информации (далее главный редактор) понимается физическое лицо, возглавляющее редакцию (независимо от наименования занимаемой должности) и принимающее окончательные решения о выпуске в свет (передачи для тиражирования) периодического печатного издания, теле-, радиопрограммы, иной формы периодического распространения массовой информации;

 

Под журналистом средства массовой информации (далее журналист) понимается физическое лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции, состоящее с ней в трудовых или иных договорных отношениях

Статус журналиста по Закону о СМИ. Исходя из определения, закрепленного в абз. 10 ст. 2 Закона о СМИ, журналистом признается лицо, отвечающее следующим признакам:

1) лицо занимается редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов;

2) для редакции зарегистрированного СМИ;

3) в соответствии с установленными между ним и редакцией договором либо действуя по ее уполномочию.

Права журналиста можно условно разделить на четыре категории: 1) права, связанные с доступом к информации (п. 1-8 ст. 47 Закона); 2) связанные с распространением информации (п. 9-10 ст. 47); 3) авторские права журналиста (п. 11-12 ст. 47); 4) иные права, закрепленные в других нормативных актах (например, ст. 41 Закона о СМИ, ст. 29 Конституции РФ, и т.д.).

Обязанности журналиста в процессе поиска, создания, обработки и распространения информации в соответствии со ст. 49 Закона о СМИ заключаются:

- в проверке достоверности сообщаемой им информации;

- удовлетворении просьб лиц, предоставивших информацию, об указании на ее источник, а также об авторизации цитируемого высказывания, если оно оглашается впервые;

- сохранять конфиденциальности информации и (или) ее источника;

- получении согласия (за исключением случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов) на распространение в средстве массовой информации сведений о личной жизни гражданина от самого гражданина или его законных представителей;

- при получении информации от граждан и должностных лиц ставить их в известность о проведении аудио- и видеозаписи, кино - и фотосъемки;

 

Под распространителем средства массовой информацйии (далее распространитель) понимается юридическое лицо, независимо от формы собственности и физическое лицо, осуществляющее распространение продукции средства массовой информации по договору с издателем, вещателем, редакцией или на иных законных основаниях. [ Рихтер А.Г.ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЖУРНАЛИСТИКИ]

 

Виды СМИ по законодательству Российской Федерации. Государственные и муниципальные средства массовой информации и их правовой статус. Негосударственные средства массовой информации. Сетевые СМИ. Общественное вещание.
Типологическая хар-ка СМИ — их классификация по общнос­ти каких-либо признаков. Параметры типологизациим.б.различ­ны.

По форме распр-я (по носителю) различают печатные (газе­ты, журналы, бюллетени) и аудиовизуальные (РВ, ТВ). Принимая во внимание способ распр-я сигнала электронных СМИ: – эфирное (от телевышки до телесистемы потребителя); – спутниковое; – кабельное (кабельные сети в городах России).

По типу деятельности: – вещательные (осуществляющие телетрансляцию программ); – программопроизводящие (продюсерские фирмы); – дистрибьюторы.

Регион распространения: - транснац, общенац, регион (части страны(«Юг России»), городские и местные (неб насел п). Место издания не явл показателем того, на какую терр рассчитано распр-е СМИ.

Форма собст-ти (источнфинансир) – частные (на ср-ва частных лиц, организации, корпораций - АОЗТ, АООТ, ООО, ТОО, корпорация, киноассоциация, продюсерский центр): индивид.предприятия (по наслед), холдинги (Ганнет компании – 90 газ, 30 ТВРВ), конгломераты. Гос-е – (госбюджет). Обществ - огражде­ны от влияния большого бизнеса и гос-ва за счет особых источнфинансир (налоги за пользование приемниками, доходы от рекламы, гос субсидии, благотве взносы) и методов упр-я (наблюдательн советы - представители партий, общ орг, др.объединений) – англ Би-Би-Си. Смешанн – с привлечинострвлож.

Аудитория: универсал (общеполит тематики, для ширауд) и специализ - для профессиональных групп (военные, сельскохозяйственные), социальных групп (среднего класса, интеллигенции), возрастных групп, м и ж, верующих.

Целевое назначение: публицистические; литературные; культурно-просветительские (“Театр + ТВ”); развлекательные; учебно-образовательные; методические (журнал “Литература в школе”); научные (“Очевидное-невероятное”); рекламные (газета “Экстра-М”); информационные (“Время, “Сегодня”) Время выхода. 8-часовой утренний выпуск, 10-часовой вечерний.

Периодичность определяется частотностью выхода издания в опреде­ленный период времени. Различают е-д, выходящие 2-3 раза в неделю, е/н, е/м, выхо­дящие раз в квартал, раз в полгода, ежегодные издания и т.д. Издания так­же могут не иметь регулярной периодичности выхода.

Формат. В вещательной ж-ке этим словом обычно обознача­ется целостная модель программы или канала (музыкальный, инф-муз формат). Гл – аудиторн, от него завис: 1) проблемно-тематнаправл, обращение к опред пластам инф-ии; при этом СМИ может быть по этому признаку универсальным, политематическим и монотематическим. 2) социальная позиция СМИ, его полит, экон и др. напр-ть 3) линия поведения относительно других СМИ, представляющих другие социальные позиции. Есть и др. типообразующие факторы (масштаб информации, стилевые формы, в т.ч. способы взаимодействия со своей аудиторией и др.), но они представляют как бы “второй пласт” типообразующих свойств.

Сетевые СМИ. Мультимедийные сетевые технологии произвели революцию в системе традиционных СМИ и привели к появлению их нового вида - сетевых СМИ. Сегодня это - общепризнанный факт. Для миллионов людей они уже стали важным источником информации, а поскольку следующее поколение потребителей информационных продуктов социализируется почти исключительно через сеть и именно в Интернете узнает о существовании тех или иных каналов информации, то изучение сетевых СМИ как феномена журналистики приобретает особую значимость. На данном этапе развития Интернета уже возможно выделить определенные группы сетевых СМИ (сетевые представительства традиционных медийных структур и собственно сетевые структуры) и их виды (сетевые журналы, газеты, информационные агентства, информационно-поисковые системы, порталы, списки рассылки и т.п.)

Что нового привносит в журналистику Web?

Интерактивность

Диалоговость, интерактивность заложена в саму технологию WWW, что заставляет журналистику не на словах, а на деле отказываться от исключительно однонаправленных способов коммуникации. Причем, не только веб-журналистику, но и журналистику в целом. Это новая задача, очевидно, будет вносить существенные изменения в стилевые особенности журналистской работы, в организационные аспекты издательской деятельности и т.п. Паутина дает возможность не только что-то сообщать обезличенному читателю, но и узнавать его реакцию, и учиться у него кое-чему. Традиционные подходы, рассчитанные на абстрактного читателя, здесь не годятся.

Персональный подход

Появилась возможность учитывать потребности и привычки конкретного читателя и/или группы читателей.

Инфоцентричность

Встроенная возможность сколь угодно глубокой иерархичности информации допускает при участии читателя практически любой степени детализации изложения, не загружая ненужными деталями основное изложение.

Мгновенность

Схематично сеть интернет можно представить себе как центральную часть, скорость передачи информации в которой постоянно растет и удешевляется, и периферийную часть от провайдера к клиенту. Скорость передачи информации в центральной части делает его самым непосредственным средством массмедиа.

Измеримость

Сеть обладает инструментами (например, счетчики посещений), позволяющими быстро оценить популярность той или иной публикации. Элементы медиамаркетинга, таким образом, оказываются автоматически встроенными в саму систему со всеми вытекающими отсюда последствиями. Простой подсчет щелчков пользователей на рекламных материалах позволяет (приблизительно и даже с определенной точностью) определить, какой материал вызвал интерес, а какой – нет.

Гибкость

Позволяет излагать материал самым замысловатым образом и быстро его обновлять, дает возможность посетителям самим участвовать в построении страницы, поддерживая таким образом у них постоянный интерес.

Взаимосвязанность

Корни гипертекстового языка связывают с монашескими текстами XVIII века. В компьютерную эру гипертекстовый язык связывают с провидческим эссе Ваневара Буша 1945 года «AsWeMayThink». Эссе содержит не только описание гипертекстового языка, но и предвосхищает микрофильмирование, цифровые фотографии, персональные компьютеры и другие современные технологии.

Экономичность

Небольшая веб-страница – бесплатная услуга провайдера при подключении к интернету. Развернутое веб-издание – сложная конструкция, снабженная множеством инструментов – системой авторизации, баннерами, поисковыми средствами, системой безопасности и другими. Она требует привлечения высокопрофессиональных специалистов, а значит, и немалых затрат. И все же веб-издание при прочих равных условиях намного дешевле бумажного.[ Калмыков А.А., Коханова Л.А.ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛИСТИКА]

Общественное вещание — способ организации теле- или радиовещания, основанный на особой форме собственности. Общественно-правовая теле- или радиокомпания не принадлежит ни государству, ни частным лицам или компаниям, а находится в «общественной» собственности. Это означает то, что управление ей осуществляет совет, формируемый из уважаемых общественных деятелей (обычно представители крупных партий, общественных объединений, церкви, профсоюзов и т. д.), что позволяет производить более сбалансированную и непредвзятую программную политику.

Статус редакции СМИ.

Редакции периодических печатных изданий являются разными по своему статусу, организационно-правовой и организационно-экономической форме, количеству учредителей и собственников.

Теоретически статус определяется той формой собственности или имущественной базой, на которой создана и действует редакция издания. Имущество редакции может быть частным, государственным, муниципальным, а также общественным. Все зависит от того, кто является учредителем редакции. Определяется это следующим образом.

Если это государственное имущество, переданное редакции на праве собственности, оперативного управления или хозяйственного ведения, то редакция считается государственной организацией. Учредителем редакции в виде государственного учреждения или предприятия выступают федеральные органы власти и их структуры. Если редакция основывает свою деятельность на базе муниципальной собственности, то речь может идти о муниципальном учреждении (МУ). Учредителями такого рода редакционных учреждений являются органы власти субъектов Федерации, а также органы местного самоуправления (муниципальные органы). К числу муниципальных учреждений можно отнести большинство редакций так называемых областных, районных и городских газет. Продолжая разговор о статусе редакции, следует отметить, что собственность частных редакций формируется за счет личных вкладов и средств физических и юридических лиц. Существуют также редакции, основанные на смешанной форме собственности, когда формирование уставного капитала редакции осуществляется за счет разных соучредителей. Например, редакционного или журналистского коллектива и местной администрации (муниципального органа). [ ДавтянС.Л.Редакционные уставы. Правовые особенности организации и функционирования редакции СМИ (под ред. А.Г.Рихтера)]

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: