Код — набор символов (условных обозначений) для ___________________________________________
Кодирование — процесс представления информации (сообщения) в виде кода.
Шифрование представляет собой процесс превращения _____________________________, а дешифрование —процесс обратного преобразования, при котором восстанавливается ______________________
Азбука Морзе
3.3 Решите задачи по дешифровке информации:
3.3.1 Валя шифрует русские слова (последовательности букв), записывая вместо каждой буквы её код:
А | Д | К | Н | О | С |
Некоторые цепочки можно расшифровать не одним способом. Например, 00010101 может означать не только СКА, но и СНК. Даны три кодовые цепочки:
Найдите среди них ту, которая имеет только одну расшифровку, и запишите в ответе расшифрованное слово.
Ответ_________________________________________________________НОС
3.1
3.2
3.3
3.3.2 Вася и Петя играли в шпионов и кодировали сообщения собственным шифром. Фрагмент кодовой таблицы приведён ниже:
|
|
К | Л | М | П | О | И |
@+ | ~+ | +@ | @~+ | + | ~ |
Расшифруйте сообщение, если известно, что буквы в нём не повторяются:
+ ~ + ~+@@~ +
Запишите в ответе расшифрованное сообщение. ________________________ОЛИМП
3.3.3 Ваня шифрует русские слова, записывая вместо каждой буквы её номер в алфавите (без пробелов). Номера букв даны в таблице:
Некоторые шифровки можно расшифровать несколькими способами. Например, 311333 может означать «ВАЛЯ», может — «ЭЛЯ», а может — «ВААВВВ». Даны четыре шифровки: Только одна из них расшифровывается единственным способом. Найдите её и расшифруйте. Получившееся слово запишите в качестве ответа. Ответ _____________________БИТЬ |
А 1 | Й 11 | У 21 | Э 31 |
Б 2 | К 12 | Ф 22 | Ю 32 |
В 3 | Л 13 | Х 23 | Я 33 |
Г 4 | М 14 | Ц 24 | |
Д 5 | Н 15 | Ч 25 | |
Е 6 | О 16 | Ш 26 | |
Ё 7 | П 17 | Щ 27 | |
Ж 8 | Р 18 | Ъ 28 | |
З 9 | С 19 | Ы 29 | |
И 10 | Т 20 | Ь 30 |
3.3.4* От разведчика была получена следующая шифрованная радиограмма, переданная с использованием азбуки Морзе:
––•–––––•••–––•–•–
При передаче радиограммы было потеряно разбиение на буквы, но известно, что в радиограмме использовались только следующие буквы А,Г,М, Ю
Расшифруйте радиограмму. Запишите в ответе расшифрованную радиограмму.
Ответ_____________________________________________МАМГЮКА.
Домашнее задание № 3
1. Опишите, какая последовательность действий с информацией будет выполнена ребятами в каждом из перечисленных ниже случаев: а) Ваня решает у доски задачу; б) Оля слушает по радио новости; в) Дима учит правило; г) Саша и Вова разговаривают по телефону; д) Женя отправляет SMS-сообщение; е) Лена рисует план квартиры. |
а)_______________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ б)_______________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ в)___________________________________________________________________________________________________________________________________________________ г)____________________________________________________________________________________________________________________________________________________ д)___________________________________________________________________________________________________________________________________________________ е)_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
2. Дана зашифрованная пословица. Чтобы рубить дрова, нужен 14,2,3,2,7, а чтобы полить огород – 10,4,5,1,6. Рыбаки сделали во льду 3,7,2,7,8,9,11 и стали ловить рыбу. Самый колючий зверь в лесу – это 12,13. А теперь расшифруйте пословицу: 1,2,3,4,5,1,6 7,8,9,10,11 9,4,7,4,13,12,14 |
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
3. Угадайте правило шифрованияи расшифруйте слова: Еинаворфиш, ткафетра, еинаворидокед, ткнитсни, тицратна, ланигиро. |
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
4. Что (кто) в приведённых ниже примерах является источником, что (кто) - приёмником информации, а что (кто) – информационным каналом? а) Ученик отвечает у доски. б) Боря читает статью в журнале. в) Оля слушает песню по радио. г) Гена говорит с мамой по телефону. д) Водитель автобуса объявляет остановку. |
а)_________________________________________________________________________ б)________________________________________________________________________ в)________________________________________________________________________ г)_________________________________________________________________________ д)________________________________________________________________________ |
|
|
Урок №4Измерение информации. Алфавитный подход.
Единицы измерения информации.
Самостоятельная работа № 1 Вариант№___ 1._____________________________________________________________ 2._____________________________________________________________ 3._____________________________________________________________ 4._____________________________________________________________ 5._____________________________________________________________ |
Алфавит – весь набор _________________________________________________________________ и других символов, используемых в тексте. Мощность алфавита- полное число ____________ в алфавите |
4.1 Дополните понятия
Чему равна мощность русского алфавита __________________________________________________________________
Информационный вес символа двоичного алфавита принят за единицу измерения информации и называется________.
Информационный вес символа зависит от мощности алфавита.
С увеличением мощности алфавита, информационный вес символа________________________(увеличивается, уменьшается).