а) I, II, III;
б) I, II, IV;
в) I, III, IV. +
г) II, III, IV.
10. Какой набор половых хромосом определяет мужской фенотип у человека:
I. ХО;
II. ХY; +
III. XXY; +
IV. XX;
V. ХХХ.
а) I, II, III;
б) только I, II;
в) только II, III; +
г) II, III, V.
Часть III. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 15 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).
1. Увеличение размеров растительных клеток в зоне роста идет за счет заполнения вакуолей водой. +
2. Зеленый цвет сине-зеленым водорослям придают хлоропласты.
3. У грецкого ореха плод – костянка. +
4. Грибами – паразитами хлебных злаков являются линейная ржавчина и головня. +
5. У всех беспозвоночных животных оплодотворение внешнее.
6. Партеногенез встречается среди некоторых позвоночных животных. +
7. Исчезновение хвоста у головастиков лягушки происходит вследствие того, что отмирающие клетки перевариваются лизосомами. +
8. Для всех жгутиконосцев характерно наличие зеленого пигмента хлорофилла.
9. Бурзянская бортевая пчела относится к отряду перепончатокрылых. +
10. Зубы акул являются видоизмененными плакоидными чешуями. +
11. Свойство нервной ткани передавать возбуждение называется возбудимостью.
12. Рефлекторная реакция характерна для всех животных организмов.
13. Отдаленные объекты при дальнозоркости фокусируются за сетчаткой. +
14. Центры обонятельного анализатора человека находятся в затылочной доле коры больших полушарий.
15. Пиноцитоз является вариантом эндоцитоза. +
Часть IV. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10.
Задание 1. [мах. 4 балла] Установите соответствие между представителями насекомых (А-З) и типами их ротовых аппаратов (1-3), представленными на рисунке.
Типы ротовых аппаратов: | Представители: | ||
А) пчела медоносная, Б) колорадский жук, В) медведка, Г) капустная белянка, Д)саранча перелетная, Е) махаон, Ж) шмель полевой, З) крапивница. |
Представители | А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З |
Типы ротовых аппаратов |
Задание 2. [мах. 3 балла] Соотнесите элементы строения клеточной мембраны (1–3) с их свойствами (а – е).
Строение клеточной мембраны: | Свойства: |
а – образуют гликокаликс; б – мозаично встроены в каркас мембраны; в – составляют жидкокристаллический каркас мембраны; г – могут быть интегральные и периферические; д – имеют гидрофильные и гидрофобные концы; е – относятся к олигосахаридам. |
Свойства | а | б | в | г | д | е |
Элементы строения |
Задание 3. [мах. 3 балла]. Соотнесите пример приспособительной окраски организма (1-6) с типом окраски (а-в):
Пример приспособительной окраски: | Тип окраски: |
1. Ярко-красная окраска божьей коровки. 2. Изменение окраски агамы в зависимости от цвета окружающей среды. 3. Наличие темной полосы через глаз у остромордой лягушки. 4. Сходство в окраске брюшка у мухи-журчалки и осы. 5. Полосатая окраска брюшка ос и пчел. 6. Сходство в окраске крыльев бабочки пиериды с окраской крыльев несъедобной бабочки геликониды. | а) покровительственная окраска; б) предостерегающая окраска; в) подражательная окраска. |
Пример окраски | ||||||
Тип окраски | б | а | а | в | б | в |