Социальная антропология в системе наук о человеке.
Особенность социальной антропологии – междисциплинарность. В совр. условиях происх. нарастание интереса к феном. ч-ка. Ч-к з стремится познать мир, познать себя. Чем глубже происходит познание ч-ка, тем больше загадок.
Что такое ч-к как «homosociales»? Это зависит от того,,как ч-к и живет и что с ним происходит.
20 век имеет 2 стороны:
век мощного интеллекта, порыв знаний, процесса науки, техники, производства.
самый трагический век, 2 мировые войны. Век революций, конфликтов. в 50-е впервые происходит осознание, что ч-к может сам себя уничтожить.
До сер. 20 в. считали, что каждый ч-к смертен,но человечество бессмертно.
Достоевский «в ч-ке 2 бездны: бездна добра и благородства и бездна зла. Ч-к стоит на грани этих бездн».
Соц. антр-я пытается дать ответ на вопрос: «Что такое человек?» во всем многообразии.
Наук о ч-ке очень много: медицина, археология.
У антр-ии сущ-т свой собственный подход к ч-ку.
Само слово антропология ввел в философский оборот Аристотель для обозначения области знания, изучающей преимущественно духовную сторону человеческой природы.
(antropos – человек, logos – слово, учение от греч.)
В современных условиях выделяют:
общая антропология – изучает телесные особенности людей принадлежащих к разным расам (измерение черепов, лицевой угол, цвет кожи и т.д.). Сущ-т 3 основные расы и 1переходная (белая, красная, черная и желтая). Изуч-е происхождения ч-ка, особенно расс, особенности физической эволюции на протяжении всей истории.
Общая антропология получила развитие, открыв новые тайны.
социальная ант-я (нач. 19 века)
политическая ант-я
психологическая ант-я
экономическая антр-я
Юридическая антр-я (понимание преступника как особенный антропологический вид).
Акцент в социальной антропологии делается на человека и его социально значимые качества, (физические, нравственные, психические, творческие, интеллектуальные) и на возможность их реализации в тех или иных социальных условиях.
Возникновение и основные этапы развития социальной антропологии.
соц-я антр-я возникла в нач. 19 века на основе изуч-я народов Африки, индейцев.
С.А. – складывалась как наука об истории, культуре народов в доиндустриальный период. В последствии с.а. развивалась быстрее.
Сейчас состязаются соц-я антр-я и культурная антр-я. само понятие «с.а.» впервые появилось в Англии.
Американцы занимались с.а. позже. То, что англичане раньше занялись с.а. связано с множеством колоний, а у американцев не было колоний, но были резервации.
след-но в америк-й лит-ре доминирует «культ-я антр-я»
С,А, (взятая в самом общем виде) – наука о соц. генезисе, эволюции и соц-й жизни ч-ка.
Один из основоположников с.а. Редклиф-Браун:
с.а. – это изучение соц-й жизни ч-ка по вектору от об-ва к культуре, и от нее к ч-ку. Он попытался соеденить соц-ю и культ-ю антроп-ю. Осн-я прблема антр-ии – культура, поэтому в его центре внимания социокультурное развитие ч-ка.
Объек с.а. – ч-к, взятый в контексте его культуры, ч-к взятый в соц-м и природном отношении, но рассматриваемый через призму культуры.
Один из основоположников Франц Баас (1859-1944) немец, но работал в США, т.к. в 30-е под влиянием фашизма.
он считал: «Центральная проблема соц-культурной антропологии изучение культуры в истории ч-ка.»
Поведению человека в обществе посвящена работа Дюргейма: «Об элементах и формах религиозного поведения»
Р.Браун палагал, что ч-к – система развития регуляции взаимодействия людей.
Существует 2 подхода:
С. а. – наука о социокультурной жизни народов доиндустриальных эпох.
С.а. – наука о соц. орг-ции жизни чел-ка, наука о соц. жизни и её устойчивых формах, о соц. эволюции чел-ка в ее истории.