Основные направления развития социальной антропологии

1.Рассово-антропологическая парадигма (наиболее ранняя). Первые соц-е антропологи пытались ввести культурную парадигму из расовых особенностей.

Особенности: св-ва культуры выводились из физиологических св-в, которые в социальной жизни вторичны, но анализ показал, что структура мозга у всех одинакова, есть определенные различия, но они связаны с болезнями, мутациями.

В данный момент происходила мощная аксилирация интеллекта у женщин, которая связана с изменением статуса и положением женщины. На западе это заметили раньше, там гораздо большн женщин в политике (У нас в Думе 8% женщин, в США в конгрессе более 35%, в скандинавских странах – 50%) Представители: Черчиль, Вольтман,

2. Структурализм (Леви-Стросс, Мердок) Леви-Стросс: осн-я задача исследовать опред-е культ-е системы как сумму знаков системы (мифы, литература, искусство) Необходимо выявить структуру как сумму устойчивых отношений, но в структурах доминировали не сами элементы, а их взаимоотношения (структура родства: дочь, сын). Представители Барт, Гольтман. Мердек: «Соц-я структура», в которой он изучал родственные отношения.

3.Функционализм (Малиновский, Браун) заключается в изучении функциональных взаимодействий между структурными элементами Малиновский: «Арганавты тихого океана» о культурных неизвестных племенах, которое положило начало изучению ритуалов, поведенческие установки, систему потребностей. – Первичная культура – инструмент удовлетворения первичных потребностей. Малиновский: «Необходимо изучать культурное многообразие и искать диалог культур, через которые народы обогащаются».

Маргарит Мид (американец): пытался исследовать детей разных народов, дети разных народов играют в разные игры, но есть и схожие. Игры играют большую роль в социализации, с.а. исследует функциональные типы взаимодействия поколений. 3 типа взаимодействия: - постфигуративное означает, что дети учатся у родителей, овладевают культурой. –кофигуративное – люди учатся своей культуре у современников. – префугуративное – взрослые учатся у детей. (характерно нашему времени)

4.эволюционистское направление. Все народы проходят одни и те же стадии эволюционного развития. В конечном итоге: линейной соц-й эволюции нет, соц-я эволюция – многовариантна, нет идеальных вариантов. Поэтому и возникла неэволюционная парадигма. Главное: многовариантность, равноправие разных векторов эволюции. В ней сущ-т несколько течений: 1) энергетическая теория культуры. Л.Уайт: этническая культура зависит от типа доминирующей энергии. Существует 3 типа энергетической эволюции:

А) Аграрная (свои силы, лошади, волы)

Б)Топливный (использование природного угля, нефти)

В) Термоядерный

От того какой тип использ-ся, зависит тип культуры, производ-во энергии растет на душу ч-ка.

5.Культурно-исторический. Специфическая организация народов обусловлена их историей, которая зависит от географии, религии, типов взаимосвязи, элементов культуры с производством.

4.Особенности социальной антропологии в России.

В начале XIX в. антропология еще не оформилась в качестве самостоятельной отрасли знания. В России первые шаги в этом направлении связаны с деятельностью академика К.М. Бэра (1792-1876). Один из крупнейших естествоиспытателей XIX в., основатель современной эмбриологии, выдающийся географ и путешественник, К.М. Бэр известен и как один из крупнейших антропологов своего времени, как организатор антропологических и этнографических исследований в России. Особый интерес представляет его работа "О происхождении и распространении человеческих племен" (1822 г.), в которой развивается взгляд о происхождении человечества из общего корня, о том, что различия между человеческими расами выработались после их расселения из общего центра, под влиянием различных природных условий в зонах их обитания. Пожалуй, эта работа впервые представляет собой не просто сборник антропологических сведений, и не сводится к простому постулированию некоторой идеи.

Из теоретических проблем антропологии наибольшее внимание К.М. Бэра привлекали вопросы происхождения человеческих рас, факторы возникновения расовых особенностей. Основное положение, которое он развивал в своих работах, состоит в том, что различия, как в физическом типе, так и в культуре народов обусловлены особенностями географической среды, влиянием климата и рельефа местности

"Официальной" датой рождения антропологии в России считается 1864 г., когда по инициативе "первого российского антрополога" А.П. Богданова был организован Антропологический отдел Общества любителей естествознания (переименованного впоследствии в Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии - ОЛЕАЭ). Эта важная веха в развитии антропологии была описана великим русским учёным и организатором науки Д.Н. Анучиным (см.: Анучин, 1916. С. 8) следующим образом: "Было весьма смелым шагом основать в то время такой отдел, когда и на западе-то существовало всего с 1860-го года Общество антропологии в Париже, а в Москве, за исключением самого А.П. Богданова, не было, можно сказать, вовсе лиц, знакомых с элементами этой науки. Извинением могло служить то обстоятельство, что ведь это было не общество учёных антропологов, а кружок (отдел) любителей антропологии, которые желали учиться и собирать материалы по антропологии России".

В России под антропологией до недавнего времени понимали преимущественно антропологию физическую, но, начиная с 1990-х гг., в вузах России начали появляться кафедры социальной антропологии.

5. Методы социальной антропологии.

С.а. располагает своими методами исследования. Социально антропологический метод – самый сложный, непосредственно через вживания в народ. (Пример: Миклухо-Маклай, который изучал жизнь народов и жил среди аборигенов, причем жил как святой человек. Свою знаменитую экспедицию он совершил в 1871-1883 гг. на Новую Гвинею,) Примерно также вживались Баас, Браун. Естественно этот метод включенного наблюдения возможен для изучения небольших сообществ. Исследование больших – сложно. С.а. использует не только метод вживания, но и использует этнографические методы, которые связаны с экспедициями, родственными связями, соц-ми взаимодействиями. Вместе с тем используется историческо-сравнительный метод. Слабо используются методы анализа искусства. (танцы, живопись – непосредственное отражение жизни народов). Реже используется метод соц-го опроса, он не эффективен, т.к. он как моментальное фото.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: