Поняти социальности человека

Социальность – взаимодействие людей в сообществе, которое строится по ролевым распределениям функций и языков. Социальность человека многообразна, она характеризуется не только распределением ролей. Труд создал человека. Первичные социумы возникли на основе трудовой деятельности, которые имели зачатки в животном мире.

Типы первичных социумов: Племена собирателей..Охотников. Земледельцев. Но у чел-ка охота и собирательство носит иной характер: собирательство как стремление накопить, но у ч-ка это не просто накопительство, но и определенное распределение накопленного. Племена собирателей и охотников обменивались продуктами.

Земледельческие племена дали толчок для развития человечества, т.к. требовали определенных норм, расчетов, культуры.

Не ранее 25000 лет назад появились некие эквиваленты товарообмена – прототип денег. Что такое социальность? Социальность – ни что иное как определенный способ бытия в мире. Никакая социальность не может быть устойчивой, если она не закреплена в культуре.

Эволюция социальности человека, её факторы и основные этапы.

Эволюция – это развитие и изменение под влиянием тех или иных факторов. Аристотель: «Человек – политическое животное» Некоторые социологи: 2,5 тыс лет назад Аристотель определял человека как социальное животное. 45000-40000 лет назад началась социальная эволюции человека. Социальных существ множество, Аристотель это понимал. Социальные существа: живут вместе; функционируют за счет разделения ролей (не индивидуальных, а групповых) внутри сообщества. Зиновьев определял людей как муравейник. В основном базовым биологическим субстратом в социальности являются групповое распределение ролей (пчелы, муравьи, журавли, гуси). Следовательно: У множества социологов возникло желание определить чел-ка как социальное животное. Но: социальность чел-ка сложнее: первобытная орда галинидов управлялась через силу (важак должен быть сильнее). Возникающие первичные социумы формируют собственность групп, сознание, групп символов и нормы взаимоотношений. При этом возникает норма каким-то образом закреплялись. Бурдьё: превращение в габитус, который отличается от габитуса другого сообщества. Отсюда следует формирование группового сознания, в котором существует 2 комплекса: 1. сознание «мы», 2. сознание «они» - другая чужая группа. Здесь возникает вопрос: что возникает раньше «мы» - сознание или «они» - группа? Антропологи выяснили, что первоначально возникла группа «они» (Б.Ф. Поришев). Поришев в своей книги «Начало человеческой истории» говорил, что возникло осознание других, а потом определение «мы».

. Социальность человека многообразна, она характеризуется не только распределением ролей. Труд создал человека. Первичные социумы возникли на основе трудовой деятельности, которые имели зачатки в животном мире. Типы первичных социумов:

Племена собирателей

Охотников

Земледельцев

Но у чел-ка охота и собирательство носит иной характер: собирптельство как стремление накопить, но у ч-ка это не просто накопительство, но и определенное распределение накопленного. Племена собирателей и охотников обменивались продуктами.

Земледельческие племена дали толчок для развития человечества, т.к. требовали определенных норм, расчетов, культуры.

Не ранее 25000 лет назад появились некие эквиваленты товарообмена – прототип денег.

 

Типы социальности

1)Кровно-родственная социальность – отнош-я по кровно-родственным признакам. Кровно-родств соц-ть у Homo Sapiens принципиально отличается от кровно-родст отнош-й в животном мире (она очень устойчивая; передается от поколения к поколению). В разл культурах поколенческая кровно-родств связь различна по дистанции.

У многих народов сущ-т до сих пор кланы (устойчивая система кровно-родств связей, очень длительной дистанции—до 10-го поколения).

Тейп – опред кровно-родствен клан, существующий не только десятилетия но и столетия.

Кровно-родственные системы различаются у чел устойчивостью и разветвленностью.

2 линии кровно-родствен отнош-й играющих экономич и социальн роль:1)патрилинейное родство 2)матрилинейное родство.

Кастовая система – жесткая не социально-мобильная, основанная на отнош-х господства и подчинения.(Каста - замкнутые группы, занимающие особ жестко закреплен место в соц отнош-х), на примере кастовой системы в Индии.

Сословная социальность – развита в европейских культурах(особые статусные группы, имеющие свои права) – замкнутая система сословия; наследование по кровно-родствен признаку.

2.Гражданская социальность:

1)нет этнического неравенства

2)свободная социальн мобильность

3)нация – единый сбъект международн-х отношений (зтническая общность – внутри гос-й социальности)

3.Энертная социальность – сказывается на всем (в экономике, в быту)

11. Системно-антропологический подход к исследованию культуры.

С точки зр антропологии культура – это определенный способ существования человека как социального существа.. Культура – способ соц существ-я, соц. бытия чел.

Америк соц-г Альфред Кребер – «в америк соц-гии нет понятия соц антр-ии, есть только культурная анропол-я», нет всеобщей культуры. Существует культурный ареал – определ. территорию населенную которая имеет определенные культурные ценности, культурные типы деят-ти. В культурном ареале – есть культурный центр – часть ареала, в которой наиболее сильно выражены основные культурные ценности ареала. Культурные границы – предел распостранения ценностей в ареале. Чем дальше от центра, тем слабее культурные ценности.

Культура развивается под влиянием 1) внутренних инноваций

2) внешних заимствований

Инновации – накопление собств опыта данного эпоса, появление новых образцов жизни, новых знаний и ценностей в различных сферах деят-ти. Чем интенсивнее инновац Ур-нь этноса, тем он интенсивнее развивается. Инновации могут быть удачными и неудачными. Неудачные тормозят развитие.

Заимствование – чем интенсивней этнос обмен культурн ценностями, тем интенсивнее развитие этноса.. Заимствования бывают удачными и неудачными. Удачные внешн заимствования усиливают этнос, но если этнос обращен лишь к заимствованием, то он может погибнуть.

Необходимо гармонично сочетать заимствования и инновации, при этом инновации должны доминировать. Китайская, Индейская, Германская – сильн. нации

Инновации и традиции – это проблема учета культурно исторического опыта в ареале.

Формула – пиратство культурных традиций.

Всякая инновация имеет смысл когда она опирается на традиции. Традиционно считается, что культура определяется экономикой и политикой.

Это не так. Культура – основа социальности. Антрополия поним культкрой как отношение кжизнидеятельности. Мальцев: «экономика должна быть культурой природопользования, культурой экономических отношений».

13. седиментация и кумулятивность культуры.

Седиментация – процесс накопления тех форм образцов деятельности, которые наиболее благоприятны для данного этноса. Культура направлена на седиментацию, на именно те нормы, ценности, которые наиболее полезны. Процесс седиментации зависит от инновац способности этноса и самой природы. Это проявляется в обычаях, традициях, системе ценностей. Культура обладает кумулятивным дей-ем накопления норм и ценностей полезной направленности. Различные этносы обладают разной способностью накопления знаний и ценностейсв разл областях. Пример: все величайшие религии возникли на востоке. Почему языч-во перешло в христианство, а конфуцианству уже более 5000 лет и от него не хотят отходить.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: