double arrow
Этнокультурные факторы и критерии социализации.

Каждая культура имеет свои уникальные стили поведения чуждые представителям других культур. Бывая за границей, можно ощутить странное чувство несоответсвия с другой культурной средой. Но всякую культуру следует изучать исходя из ее собственных смысловых значений и ценностей — таково ключевое правило социологии. Социолог стремится в максимально возможной степени избежать этноцентризма, то есть попытки оценивать чужую культуру, сравнивая ее со своей собственной. Поскольку человеческие культуры весьма отличаются друг от друга, неудивительно, что представители одной культуры часто находят крайне несимпатичными представления и поведение, принятые в другой.

Основным отличительным признаком этнической группы является наличие у ее членов общих культурных черт, отличающих эту группу от остального населения. Этнические различия являются полностью приобретенными, хотя их иногда воспринимают как “естественные”.

Понятие раса связано с физическими характеристиками, например, цветом кожи, расцениваемыми членами данного сообщества как этнически значимые, т. е. отражающие специфические культурные характеристики. Среди широко распространенных представлений о расах многие — не более чем миф. Четких признаков разделения людей по расам не существует. Расизм — это ложное приписывание врожденных характеристик личности и поведения индивидам, имеющим определенный физический облик.

Этнические установки усваиваются детьми в очень раннем возрасте. Например, они учатся думать о белых как о высших существах, а о черных — как о низших.




Важной составляющей большинства ситуаций этнического антагонизма являются групповые барьеры и привилегированный доступ к ресурсам. Вместе с тем ряд фундаментальных аспектов современных этнических конфликтов, в особенности расистские установки белых в отношении черных, следует рассматривать в контексте исторической экспансии Запада и колониализма.

Можно говорить о трех моделях возможного развития этнических отношений. В первой делается акцент на ассимиляции, вторая — модель “плавильного котла”, третья — “культурный плюрализм”. В последние годы особое значение приобрела третья перспектива, в рамках которой различные этнические общности имеют равное значение в контексте всеобщей национальной культуры.

Социолог должен основываться на принципе культурного релятивизма, т.е. культуру следует изучать в терминах собственных значений и ценностей. Социолог должен уметь убирать шоры своей культуры, если хочет увидеть жизнь других народов в истинном свете.Режим талибов в Афганистане и и многие другие этнокультурные дилеммы, не совпадают с нашими привычными нормами и ценностями, представлении о здоровом культурном социальном обществе. Задача соц-га исследовать ситуации, избегая рефлективной реакции на происходящее, со всех возможных точек зрения.



(2) В работе «Анатомия человеческой деструктивности» Эрих Фромм изучил историю человека и пришел к выводу что современный чел-к так сильно отлич-ся от чел-ка ср. веков, что гипотеза о некой вечной природе человека далека от реальности. Имеются 2 парадигмы: 1)соц. природа чел-ка неизменна и извечна. 2) человек рождаеся без всякой соц-ти Tabula rasa (чист. лист бумаги)

В процессе социализации решаются две группы задач: социальной адаптации и социальной автономизации личности. Решение этих задач, по сути противоречивых и в то же время диалектически единых, существенно зависит от многих внешних и внутренних факторов. С.И. Гессен писал: «Давление внешней среды должно соответствовать внутренней силе сопротивления растущей личности ребенка. Центростремительная сила в человеке должна всегда превышать центробежные силы внешней культуры, но и непрерывно ощущать их возрастающий напор»( Гессен С.И. Основы педагогики) .

Социальная адаптация предполагает активное приспособление индивида к условиям среды, а социальная автономизация — реализацию совокупности установок на себя, устойчивость в поведении и отношениях, которая соответствует представлению личности о себе, ее самооценке. Решение задач социальной адаптации и социальной автономизации регулируется кажущимися противоречивыми мотивами «Быть со всеми» и «Оставаться самим собой». Несомненно, результатом социализации человека также является социальная активность — реализуемая готовность к действиям, которая проявляется в сферах социальных отношений человека. Таким образом, критериями, которые свидетельствуют о социализации человека, являются: социальная адаптированность, социальная автономность и социальная активность.






Сейчас читают про: