Сословно-представительная монархия в России. Земские Соборы: состав, компетенция

Общественный строй. Образование централизованного государства ускорило социально-экономическое развитие страны, положило начало формированию единого общероссийского рынка, если в западных странах образование централизованных государств шло параллельно складыванию единого общенационального рынка, то на Руси образование единого государства произошло раньше, чем сложился единый общероссийский рынок. Другой особенностью образования русского централизованного государства по сравнению с государствами Запада было то, что оно с самого начала возникло как многонациональное государство. Русскому государству необходимо было решить и такую важнейшую задачу как восстановление в рамках единой государственности трех ветвей некогда единой восточнославянской народности. Также остро стояла проблема выхода к мировым торговым путям. Все эти факторы и определили внутреннее развитие России в период сословно-представительной монархии.
На протяжении XVI-XVII вв. шел процесс формирования сословного строя, характерного для феодального общества. Формирование сословий, в конечном счете, было обусловлено разделением общественного труда. Рассмотрим сам процесс формирования каждого сословия.
Класс феодалов.
– Царь: (этот титул утвержден в 1547 г., когда произошло венчание на царство Иван IV).
– Бояре происходили из бывших удельных князей и родовитого старомосковского боярства. После опричнины осталось всего 17 бояр. Основной формой землевладения бояр была передаваемая по наследству вотчина.
– Дворяне – усиление их роли в централизованном государстве. В годы опричнины конфискованные у бояр земли были переданы дворянам.
В 1557 г. выходит «Уложение о службе», где определялись равные обязанности для помещиков и вотчинников выставлять с земли определенное число вооруженных людей. С 1618 г. поместья убитых на войне передавались женам и детям. Разрешалось менять поместья на вотчины и покупать вотчины. Все это говорило о правовом сближении вотчины и поместья.
– Духовенство являлось крупнейшим собственником земли, владело 1/3 всех обработанных земель, было освобождено от государственной службы и повинностей. В 1589 г. происходит учреждение московской патриархии. Русская церковь становится независимой (автокефальной) то константинопольской патриархии. Однако в начале XVII в. происходит изменение правового статуса церкви в сторону ограничения церковного землевладения. Начинается частичная секуляризация – передача церковных земель светской власти. Монастырям запрещается скупать вотчины у служилых людей: По соборному уложению ликвидируются «белые слободы» - торгово-промышленные заведения, принадлежавшие духовенству.
– Городское население делилось на «белых людей» и «черных людей». Высшие слои московского купечества составляли две корпорации: гостей – «сурожан», ведущих торговлю с югом, и суконщиков, торговавших с Западом. «Черные люди» (мелкие торговцы ремесленники) тоже имели свою организацию. Ремесленники объединялись в цеха «сотни», «ряды». Городское население несло повинности («тягло») в Пользу царя и поэтому называлось тяглым или черным.
– Крестьяне подразделялись на чернотягловых, принадлежавших царю как главе государства, на дворцовых, принадлежавших царю и его семье, и на частновладельческих. Первые две категории крестьян работали на барщине, а натуральный оброк постепенно вытеснялся денежной рентой.
Во II пол. XVI-I пол. XVII вв. происходит интенсивный процесс дальнейшего закрепощения крестьян. В 1581 г. был принят указ «О заповедных летах», который практически отменил действия положения о Юрьевом дне. Вводится «заповедь» (запрет) на Юрьев день сначала временно, но это повторялось из года в год. В 1597 г. издается указ «Об урочных летах» о сыске беглых крестьян, ушедших не позднее, чем за пять лет до издания этого закона. В 1607 г. «Урочные лета» были увеличены до 15 лет. И, наконец, Соборное Уложение 1649 г. зафиксировало завершение процесса полного и окончательного закрепощения крестьян. Были отменены «урочные лета», беглых крестьян, можно было возвращать независимо от срока, прошедшего их ухода от прежнего владельца, вместе с семьей и всем имуществом. Таким образом, статьи Соборного уложения определили права феодалов на крестьян их труд, имущество, закрепляли полное бесправие, полную зависимость крестьян от произвола феодалов.

2. Государственный строй

В середине XVI в. начинает складываться сословно – представительная монархия, особенностью которой являлось привлечение для решения важных вопросов не только господствующих сословий (бояр, дворян, духовенства), но и верхушки городского населения). Это закономерный этап в развитии феодальных государств, когда эта форма правления устанавливалась, как правило, после преодоления феодальной раздробленности и создания централизованных государств. В русском государстве многие сословия были централизованы в укреплении государственной власти: дворяне – в ликвидации боярских усобиц, закрепощения крестьян, горожане – в развитии торговли, ликвидации таможенных перегородок.
Главой Русского централизованного государства являлся царь, который законодательствовал в государстве, был главой исполнительной власти, распоряжался финансами, был высшим судьей. В 1547 г. Иван IV впервые принял титул царя, равный по значению императорскому. В 1549 г была учреждена «Избранная рада» (Ближняя дума) – совещательный орган из особо доверенных лиц, назначенных царем.
Боярская дума формально сохранила свое прежнее положение. Это был постоянно действующий орган, наделенный законодательными полномочиями и решающий вместе с царем важнейшие вопросы. В состав Боярской думы входили бояре, бывшие удельные князья, думные дворяне и представители городского населения.
Особое место в системе органов государственного управления занимали Земские соборы – высшие сословно – представительные учреждения в России сер.XVI – конца XVII вв.
Первый Земский Собор собрался в 1549 г., последний - в 1653 г. В состав Земских соборов входили Боярская дума, Освященный собор (высшие церковные иерархии во главе с патриархом), а также по 10 человек от каждого города и уезда из дворян, посадских людей, крестьян черных волостей и казаков. Организация выборов в Земские соборы, нормы представительства от различных сословий, их численный состав были неопределенными. Дворяне составляли обычно большую часть собора. Соборы первой половины XVII в. отличались наиболее широким представительством. Так, на Земском соборе 1613 г. присутствовало около 700 человек, в том числе черносошные крестьяне.
Созыв Земских соборов объявлялся специальной царской грамотой, которая в какой – то мере определяла порядок проведения выборов. Земские соборы обсуждали и решали важнейшие дела: выборы царя (Соборы 1598 гг., 1613 г.), вопросы войны и мира, Собор 1653 г., одобривший воссоединение Украины с Россией, Собор 1649 г., одобривший Соборное уложение 1649 г. Каждая сословная часть Земского собора обсуждала поставленные вопросы отдельно и выносила свое суждение. Решения же должны были приниматься всем составом Собора. Решения Земского собора оформлялись принятием специального соборного документа.
Продолжала развиваться система приказов, число которых к середине XVII в. достигло 80. Возглавлял приказ начальник, назначаемый из числа бояр, окольничих, думных дворян и дьяков. Ведение делопроизводства возлагалось на дьяков. Приказы были подчинены царю и Боярской думе. Особое место среди всех приказов занимал Приказ тайных дел, который был своеобразным ведомством государственной безопасности, надзирал за деятельностью всех других приказов и воевод, управлял личным хозяйством царя и выполнял особые поручения. Разрядный приказ ведал государственной службой, управлял сторожевой службой, обеспечивал служилых людей земельным и денежным жалованием, назначал воевод и их помощников.
Вся территория Русского государства в административном отношении делилась на уезды, волости и станы. Основной административной единицей был уезд с центром в городе. Уезд состоял из волостей. Основными органами местного управления становятся земские и губные учреждения. Земские органы содержались за счет местного населения, они осуществляли финансовые, судебные и полицейские функции. Губные органы становятся основными органами управления в уездах. Они выполняли полицейские и судебные функции. Возглавлял избу избираемый населением староста. Губные учреждения находились в непосредственном подчинении Разбойного приказа.
В начале XVII в. была проведена реорганизация местного управления. Административные, полицейские и военные функции возглавлялись на назначаемых центральной властью воевод. Им стали подчиняться земские и губные избы. Воеводы в своей деятельности опирались на специально созданный аппарат – приказные избы, в состав которых входили дьяки, приставы, приказчики и другие должностные лица. Воевода назначался Разрядным приказом, утверждался царем и Боярской думой. Срок службы воеводы составлял 1-3 года. Воеводы назначались из числа бояр и дворян и получали государево жалованье. Однако на практике воеводы жили за счет поборов с населения.
В рассматриваемый период была проведена реформа вооруженных сил. Сохранялось дворянское ополчение, создается постоянное стрелецкое войско. Появляются постоянные полки: рейтарские, пушкарские, драгунские. Они стали прообразом постоянной и регулярной армии, которые сформировались в России в XVIII в.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: