Определение предположений 5 страница. Диаграмма демонстрирует возможность трансформации деструктивного эмоционального переживания в позитивное

Диаграмма демонстрирует возможность трансформации деструктивного эмоционального переживания в позитивное.

Схожим образом, нет сущностно позитивной тенденции при направлении движения вверх, и нет сущностно негативной тенденции при направлении движения вниз. Потеря и приобретение - не синонимы провала и успеха. Отпустить что-то в жизни бывает также важно, как и что-то построить. Значимо движение и гибкость, и то, что эмоции понимаются как носители сообщений.

Тревога не включена в диаграмму, поскольку это наиболее общее базовое переживание, сопровождающее любое увеличение экзистенциальной осознанности. Как отмечено в главе 2, тревога имеет негативное выражение в Angst, или муке, и позитивное - в возбуждении и ожидании.

Задача терапевта состоит в том, чтобы распутать это неспецифическое эмоциональное переживание и определить его специфическое значение. Цель для клиента, конечно, заключается в том, чтобы приобрести способность все более и более точно самостоятельно интерпретировать свои эмоциональные переживания. Внезапное распознание скрытых смыслов эмоций не окажет большого влияния на клиента, разве что заставит его чувствовать зависимость от терапевта. Терапевт должен противостоять искушению перевести клиенту сообщение его эмоций до тех пор, пока он сам не начнет активно участвовать в процессе исследования и обнаружения.

Терапевт вдохновит клиента на то, чтобы вдумчиво изучать настроения и эмоции, указывая продуктивные способы исследования и иногда подскажет, что конкретно нужно искать, но не форсирует при этом вопрос и не предложит ответов. Экзистенциальное консультирование или терапия в этом смысле сходны с методом Сократа. Это метод, который мягко подталкивает клиента к действию, не позволяя оправдываться ленью, или отделываться обманом, но постоянно напоминая ему, что только он сам может раскрыть идеи и сущностные стремления, которые скрыты за очевидным смятением на поверхности.

Осмысление этого водоворота эмоций было как раз той задачей, которая встала перед Дональдом и Анжелой. Изначально они пришли на консультацию, желая получить совет относительно одного важного решения, которое никак не могли принять без вспышек и ссор.

Дональд был 47-летним американцем, живущим в Британии. Анжела - 39-летней британкой, матерью двоих детей-подростков от первого брака. Дональд и Анжела недавно поженились после непродолжительного, но насыщенного периода ухаживания. Теперь они обнаружили, что некоторые реалии совместной жизни были для них крайне тяжелыми, и они не могли найти решение, устраивающее их обоих. После первой сессии с ними как с парой, было принято решение позаниматься с каждым из них индивидуально, чтобы разобраться в

V. Творческие исследования

индивидуальных трудностях взаимодействия с партнером. Хотя сначала они говорили, что их проблемы имеют корни в межкультурном взаимодействии, скоро стало очевидно, что это только один из аспектов.

Их ссоры в основном были связаны с обсуждением образования двоих детей Анжелы (14- и 16-летнего). Дети учились в школе-интернате10, но с момента женитьбы Дональд начал убеждать Анжелу, что это лишние траты, что они могут также точно жить дома и учиться в близлежащей школе, которая имеет прекрасную репутацию. Анжела об этом и слышать не желала и отказывалась всерьез воспринимать позицию Дональда. Во время первой встречи они захотели, чтобы консультант разрешил их спор, и при этом каждый из них, очевидно, надеялся, что консультант примет его позицию. Когда им было предложено сформулировать свою позицию как можно более полно, они вскоре начали понимать, что во всей ссоре было слишком много эмоций и что может быть полезным сперва подойти к делу непредвзято и распутать этот клубок.

Первая сессия Дональда началась так.

Д. Я все еще хочу знать, что вы думаете по поводу отправки детей в школу-интернат.

К. Да. Это - первый вопрос, в прояснении которого вам нужна помощь. Давайте посмотрим, сможем ли мы выяснить, что вы хотели от меня услышать. Давайте постепенно: что для вас значат школы-интернаты?

Д. Школы для богатых детей, у их родителей слишком много других важных дел, чтобы самим растить своих детей.

К. Умно продуманное место для сброса?

Д. Да, точно. Такое, чтобы родителям удобно было избавиться от детей, которых они, возможно, не должны были заводить, во-первых, и которых у них и не было бы, не будь они такими снобами, которые могут позволить себе нанять кого-то другого, кто будет растить их где-нибудь подальше.

К. Вы это оче^ь осуждаете, не так ли?

Д. Всем сердцем. Мне сама мысль об этом противна. Я не рос в таком заведении, и никто из моих детей не будет.

К. Другими словами, будь они вашим детьми, проблем не было бы - они бы жили дома. Проблема в таком случае сводится к тому, насколько ваша точка зрения воспринимается, насколько хорошо укреплен ваш авторитет как отчима.

Д. Косвенно. Да. Я так думаю. (Чуть задумывается). Да. Вот что меня злит - я не могу повлиять на решение.

К. То есть, вы чувствуете себя безвластным: ваш гнев - способ восстановить контроль.

Д. (кивает в знак согласия, задумывается, размышляет об этом какое-то время) К сожалению, нужного эффекта пока не видно.

К. Да?

Д. Чем больше я об этом говорю, тем сильней она отвергает мое мнение.

К. Как будто оно ничего не значит.

Д. Да, черт возьми. У меня такое чувство, будто со мной с самим обращаются как со школьником. Анжела как мать хочет за все отвечать сама. Тот факт, что я почти на десять лет ее старше, ничего не значит. Она думает, что раз я не отец, то вряд могу знать, что лучше.

10 Boarding-school - школа-интернат, где дети проживают длительный период (от нескольких месяцев до года). Ничего общего с российским понятием интерната, кроме названия. - прим. пер.

Пони мая эмоции ____________________________________________ \6t_

К. Получается, вам усиленно напоминают о том факте, то это не ваши дети, и что вы

сами - не отец?

д. А это важно? Я не хочу, чтобы мне постоянно напоминали об этом. Я хочу быть им

отцом.

К. Что если вопрос в этом?

д. Ну, черт возьми. В таком случае ей не следовало выходить за меня.

К. Вы имеете в виду, что если вы не отец, то не подойдете также и на роль мужа?

Д. Мда... Можно еще сдаться.

К. Как вам это?

Д. Я от столького отказался, чтобы остаться здесь, ради нее. Я думал, у меня получится чудная семья, а до сих пор я получил только проблемы.

К. И вы обнаруживаете, что быть мужем и отцом значит намного большее, чем просто дать брачный обет?

Д. (громко смеется) Вы хотите сказать, у меня были наивные представления об отцовстве? (смеется еще)

К. Такое возможно?

Д. (все еще смеется) вы должно быть шутите. Не у Дона. Не у прекрасного Дона. (Он вдруг перестает смеяться - на вдохе, похожем на всхлип - и вздыхает). О боже.

После этого Дональд начал рассматривать значение своего отношения. Он усмотрел в своем гневе против Анжелы попытку продолжать борьбу за свои иллюзии в отношении того, что такое мгновенное отцовство возможно. Он увидел, как начал поддаваться страху при мысли о том, чтобы потерять эту иллюзию, когда собрался бежать, отказавшись от борьбы, раз он не может получить все в том виде, в каком хотел, в соответствии с иллюзорными мечтами. Потом он ощутил печаль, когда осознал, что проиграл битву за свои иллюзии и что в реальности он не получал того, что полагал, должен был бы. В конце концов, печаль позволила отказаться и освободиться от ложной гордости; он рассмеялся, когда вдруг представил себя голым, осознав, что он никогда на самом деле не обладал ничем из того, что он полагал, ему принадлежало или должно было бы принадлежать. Юмор и печаль слились в его смехе. На следующем этапе, по пути к осознанию своих недостатков, эти чувства превратились в цинизм, и, под конец, его смущение выразилось в попытке обмануть самого себя.

Получив возможность окинуть взглядом весь путь, который он проделал, чтобы освободиться от проблемы, в которой застрял, Дональд смог заново оценить и переосмыслить свои соображения относительно отцовства. Вскоре обнаружилось, насколько это было для него важно. На самом деле, иметь детей - было одной из главных целей его женитьбы на Анжеле. Именно в отцовстве Дональд надеялся обрести насыщенную жизнь. А потому это была область мощной фрустрации. Часто он ощущал себя неизмеримо худшим по сравнению с коллегами по работе, у которых были дети.

В следующих сессиях шел разговор о его неоправданном поведении в отношении одного из коллег, которое он медленно проследил вплоть до его истока - чувства ревности к этому коллеге, который был отцом трех дочерей-подростков.

К решению своей части этой проблемы Анжела приступила, идя от противоположной части эмоционального цикла. Свои эмоции с тех пор как, она вышла за Дональда, она описывала исключительно как радость и удовлетворение тем, что, наконец, она нашла мужчину, которого любит она, и который любит ее. Она чувствовала, будто, после всего одиночества и изоляции, возвращалась ее жизнь. Дети сейчас становятся более независимыми, они хо-

V. Творческие исследования

рошо устроены в своих школах; через несколько лет они уже смогут оторваться от дома и начать самостоятельную жизнь и перестанут ей мешать. Она чувствовала, что имеет теперь право позаботиться о своем собственном счастье; дело выглядело обнадеживающим. Потом, когда Дональд начал все больше упорствовать в своем желании вернуть детей домой, она насторожилась. Она стала сомневаться, так ли была ему нужна она, как она себе вообразила, или он на самом деле просто хотел стать членом семьи. Она ревновала, но не столько детей, сколько его. Она не хотела делить Дональда, с детьми, она хотела, чтобы он был только с ней. Она не в состоянии была даже слышать ни о каких других вариантах. Она отлично все устроила с детьми и была настроена решительно защищать свои интересы, в том виде, в каком она их себе представляла: держать мужа отдельно от детей, оставив его только своим.

Обнаружившаяся ревность скоро указала на еще одну причину, по которой она так настойчиво оберегала свое исключительное право на Дональда. Во время обсуждения ее реакций на повторяющиеся просьбы Дональда забрать детей из интерната, состоялся следующий диалог.

А. Я просто представить себе не могу, как Дженифер будет жить с нами в одном доме. Ей сейчас почти семнадцать, и она понятия не имеет как надо себя вести, когда мужчина в доме. У нее сейчас свои представления насчет противоположного пола. Вы понимаете, что я имею в виду.

К. Нет. Я не понимаю. Что вы имеете в виду?

А. Понимаете, она влюбляется в людей, как девчонки-подростки: в поп-звезд, в учителей, да мало ли в кого. Я думаю, она, конечно же, влюблена в Дональда. Когда они вместе ходили в театр, на Пасху, она говорила об этом так, будто это было романтическим выходом.

К. Напоминая вам, что она уже почти превратилась в женщину.

А. Да. Это даже иногда пугает. Знаете, она уже может носить мою одежду. Когда она на каникулах была дома, она не вылезала из моего шкафа. Она набрала кучу вещей; одно чудное платье, мое любимое, и несколько шелковых шарфиков (она сглатывает и с тревожным выражением на лице напряженно разглядывает потолок).

К. Так что вы переживаете, не заберет ли она и другие ваши любимые вещи?

А. Естественно. Я уверена, что она так и поступит, дай ей хоть полшанса. Если она будет жить дома, она вся будет вокруг Дона. И мне просто придется стать ее постоянной дуэньей.

К. Так вы не доверяете не только Дженифер. Вы также не верите в способность Дона справиться с этим безумным увеличением.

А. Вы же понимаете, каковы мужчины. Он ей даже не отец. Она обведет его вокруг пальца. Он будет полностью в ее власти, очаруется, и сам не заметит.

К. И вы его потеряете.

А. верно.

К. Так вы не доверяете не только Дженифер и Дону. Вы абсолютно не верите в свою способность создать устойчивые и безопасные, доверительные отношения между вами и мужем.

А. Я об этом не думала, (за этим следует полутораминутное молчание, во время которого она внимательно изучает потолок).

А. Зря я все это сказала.

К. Вы обычно не думаете о себе, как о слабой, да, Анжела?

А. Нет. (Еще немного поизучала потолок). Это настоящий удар. Мне надо это обдумать. Я думаю, на сегодня мне надо закончить.

Распознавая значение

К. Вам нужно собраться?

А. Да.

К. Что будет, если не получится?

А. (с огромным усилием берет себя в руки, голос хриплый и сдавленный) Я пропаду.

Занятие на этом закончилось, но начался прогресс в понимании Анжелой собственной позиции, того, как она с деловым видом пытается уйти от слабости и уязвимости. Прошло еще несколько месяцев, прежде чем она смогла поговорить об этом с Дональдом и таким образом стала вносить свой вклад в снятие напряженности в их отношениях. Кроме того, именно в этой сессии она впервые позволила себе нырнуть с мостика своей обычной защиты вглубь собственного страха неадекватности и пустоты.

Когда Анжела и Дональд смогли рассказать друг другу, каковы были их мотивы, вместо того, чтобы вслепую воевать, их отношения поднялись на новый уровень понимания и взаимоуважения. Хотя разногласий это окончательно не решило, все же с этого момента их споры скорее помогали укрепить их отношения, чем угрожали им. Они чувствовали в себе способность понимать эмоциональные подъемы и спады друг у друга, и не осуждать их.

Часто осмысление своего эмоционального опыта, когда человек перестает считать его просто раздражителем, имеет эффектом расширение межличностных взаимоотношений. Удивительно, насколько люди похожи, когда речь идет о базовых эмоциях. Как сложны и индивидуально различны могут быть мысли и фантазии, так просты и прямолинейны сообщения человеческих чувств. К сожалению, в области чувств часто властвуют предрассудки и искажения, что затемняет их изначально ясное сообщение.

Это заставляет терапевта занимать позицию вне культурных норм и, таким образом, возвращать запутанную картину эмоционального опыта людей обратно в фокус. Распознавание основных цветов спектра чувств и понимание их взаимосвязей становится в этом деле существенным подспорьем.

Распознавая значение

Клиенты жалуются на то, что не знают, чего хотят, так же часто как на то, что не чувствуют мотивации выполнять свои ежедневные обязанности. Апатия становится единственной альтернативой, когда мир, кажется, уже не предлагает ничего интересного. Оставаться бесстрастным становится единственным выходом, когда ничто в мире не стоит твоих усилий (Мэй, 1969). Когда люди становятся апатичными и бесстрастными, они начинают движение по нисходящей спирали. Они не в состоянии принять какое-либо решение, поскольку ничто в мире не стоит усилий. Жизнь становится бессмысленной.

Одна из целей экзистенциальной терапии состоит в том, чтобы помогать клиентам в поиске смысла и цели, так что бы они смогли отыскать истинную мотивацию, которая возникает при воссоединении воли с желанием. Это есть следующий шаг после того, как человек учится понимать собственные эмоции. Когда становится ясно, к чему человек сг эмится и чего боится, довольно легко установить, в чем его главные устремления. Разб' ая эти устремления, мы часто обнаруживаем, что самый способ, по которому жизнь oprai ована, оставляет мало пространства для того, что выше всего ценится. Если цели или ид. которую не удалось реализовать, уделить достаточно внимания, то вскоре найдется мотивация

V. Творческие исследования

для того, чтобы изменить свою жизнь и освободить достаточно места для того, что на самом деле важно.

Тщательный анализ эмоциональных сообщений личности и наступившая ясность относительно того, что для нас ценно, и путей, которые могут к этому привести, позволяют достичь, таким образом, повышения мотивации. Но во многих случаях все далеко не так просто. Если эмоции притуплены, если в жизни, кажется, отсутствуют реальные возможности что-то изменить в вопросе о ценностях, это может привести к тому, что у человека развивается общая нехватка мотивированности. Возможно, люди переживают недостаток воли к жизни, и единственный способ помочь им преодолеть это, состоит в том, чтобы содействовать им в поиске смысла в абсурде и страдании (Франкл, 1955). Экзистенциалисты предположили, что человек только тогда может научиться жить по-настоящему, когда жизнь сперва предстает бессмысленной (Сартр, 1938; Камю, 1942). В этом смысле экзистенциальный подход особенно подходит тем, кто потерял способность осмысливать происходящее, и кто чувствует себя пойманным в ловушку абсурда.

Лена была именно в такой ситуации. Ей было 72, и она полностью потеряла ощущение смысла, позволив себе, таким образом, превратиться в безвольную жертву глубокой депрессии. Лена немного полежала в психиатрической лечебнице, но довольно скоро ей разрешили вернуться домой. Там ее регулярно навещали социальный работник и медсестра из лечебницы. В конце концов, решили, что, возможно, здесь поможет консультирование, поскольку ей всегда было что сказать по поводу основных неурядиц мира.

В консультировании раскрылись многие стороны Лениной, до тех пор неизвестной, жизни. Хотя в паспорте Лена была записана британкой, по рождению она была голландская еврейка. В начале Второй мировой войны они с родителями бежали в Британию, спасаясь от нацистского режима, который непременно уничтожил бы их, останься они в Голландии. Хотя Лене в то время было уже за тридцать, она продолжала жить с родителями до самой их смерти, когда ей стало уже за сорок. У Лены не осталось никого из родственников. Жизнь ее была устроена очень серьезно, очень здраво. Лишь однажды у нее случилось близкое знакомство с мужчиной, который исчез, когда понял, что она будет продолжать ухаживать за родителями и едва ли свяжет себя обязательствами по отношению к нему.

Лена не поддерживала никаких контактов с теми, кто остался в Голландии. Она никого там не знала, и побывала там всего лишь дважды во время коротких отпусков; поездки ей не понравились. Хотя у нее была очень активная профессиональная жизнь, она почти не общалась ни с кем из бывших коллег. Многие годы она работала личным секретарем, проявляя высокий профессионализм, и когда ее работодатель резко прекратил ею интересоваться с первого дня, как она вышла на пенсию, она почувствовала себя преданной. Она жила для работы с тех пор, как умерли родители, и с уходом на пенсию жизнь окончательно утратила привлекательность и смысл. Хотя Лена все меньше и меньше интересовалась тем, что происходит за порогом, она была очень озабочена несправедливостью мира. Ей становилось лучше, уже когда она могла просто высказать свои пессимистические соображения, а не обдумывала их с собою один на один.

Поначалу казалось, что Лена просто депрессивная, пессимистичная и мстительная особа. Она кого угодно в мире могла обвинить в несчастьях человечества. Поначалу консультанту хотелось списать поведение Лены на ее внутреннюю ожесточенность и неприятный характер. Но как только Ленины утверждения относительно жизни были всерьез изучены с философской, а не с психопатологической позиции, возникла иная картина.

Распознавая значение

В самом деле, Ленин взгляд на жизнь был весьма пессимистическим. Она не могла найти ни одной причины, по которой ей стоило бы жить, и ни одной причины, по которой миру стоило бы продолжать вертеться. Она утверждала, что люди - жалкие создания, которым было бы лучше исчезнуть, умерев. Но когда ее блеф раскрылся, ее пессимистическое высокомерие превратилось в отчаяние. Ей указали на то, что бывали времена, когда она иначе смотрела на эти вопросы, поскольку она приняла-таки решение бежать от нацистов в Британию. Сперва Лена стала обороняться, сказала, что даже не стала бы беспокоиться, если б не родители. Но когда ей предложили честно и внимательно изучить это утверждение, на следующей сессии ее отношение изменилось.

Это занятие она сама начала с робкого упоминания о прошлой сессии. Она сказала, что говоря так, имела в виду, что ей жаль, что все так получилось. Поощренная к более детальному выражению своих чувств, она начала рассказывать о том, насколько сильную вину она чувствует за свой побег из Голландии все эти годы. Побег этот удался только благодаря тем особым связям, которые были у ее отца с Британией, и она чувствовала, что это было трусостью. Она искренне сожалела о том, что не набралась храбрости остаться тогда в Голландии и бороться с немцами вместо того, чтобы бежать, что могли себе позволить единицы. В то же время, она хорошо понимала, что даже сейчас, скорее всего, сделала бы такой же безопасный и легкий выбор, если бы перед ней встал тот же вопрос. Тогда она говорила себе, что делает это, чтобы помочь родителям, но с тех пор она осознала, что это, вероятно, была ложь.

Единственным способом искупить вину было полностью посвятить себя их благополучию на возможно более длительный срок. Ее по-монашески здравый образ жизни после смерти родителей был единственным способом продолжить выплату долга, который рос все то время, что она осуждала себя за привилегии, которые получила, оказавшись в Британии. Больше всего Лену удивило то, что она всегда знала это все на каком-то уровне, но никогда не формулировала это даже в мыслях.

Когда Лена рассказывала о своей жизни, на ее лице было такое далекое выражение, будто она не осознает даже, что с кем-то разговаривает. Она была явно поглощена изучением внутренней реальности, которая управляла всей ее жизнью, в то время как она об этом и не знала. Теперь выяснилось все то, что обуславливало ее ожесточенность. В свете внутренней убежденности в бесполезности собственной жизни ее девственность и бездетность были особенно понятны. Если она была убеждена в том, что должна была погибнуть, как можно было ей подтверждать свою жизнь возможными актами деторождения?

Было также неудивительно, что она, в самом деле, никогда не возвращалась на родную землю и не пыталась отыскать там следы бывших друзей и товарищей. Было бы слишком стыдно обнаружить неизбежные смерти и исчезновение стольких товарищей детства и юности. Притворяясь перед самой собой, что бередить старые раны бессмысленно, она, таким образом, избавила себя от необходимости стать лицом к лицу с собственной виной и трусостью. Следовательно, она продолжала страдать в изоляции. Одна из причин, по которой ее контакты с коллегами-британцами всегда были отстраненными и отдаленными, состояла в том, что она боялась, что они будут иметь отношение к ее прошлому. Она предпочитала воображать, что этот слой был стерт начисто, и что она просто не из тех людей, кто создает близкие личные отношения.

На деле оказалось, что до войны Лена вела совершенно иную жизнь. У нее было много близких друзей и активная общественная жизнь. Все это изменилось с переездом в Англию. Сначала они с родителями решили занять сдержанную позицию просто из страха,

V. Творческие исследования

что нацисты смогут, в конце концов, снова поймать их. Позднее привычка держаться как можно дальше от других укоренилась, и Лена никогда не чувствовала, что принадлежит этой новой стране. После войны возвращение обратно в Голландию не обсуждалось по упомянутым причинам, так что Лена продолжила жить в изгнании, на которое сама себя осудила. Это приносило мало удовлетворения, за исключением чувства признательности за то, что она все-таки выжила.

Теперь, когда жизнь ее близилась к концу, Лена полагала, что она в основном потрачена зря, и что у нее больше было бы достоинства и уважения, если бы она смело приняла судьбу, что, скорее всего, означало бы депортацию и смерть. И если этого было не достаточно, чтобы она отчаялась, была еще дополнительная трудность в ее чувстве отчуждения от Бога. Лена была довольно религиозным человеком, хотя ее семья, как она помнила, обрядов не придерживалась. С переездом в Англию она оставила в стороне какие бы то ни было внешние признаки религиозной жизни и удовлетворялась очень личными взаимоотношениями с Богом. Но здесь ее тревожила совесть, и Лена не могла обратиться к Богу без непроизвольного стремления представлять его себе нацистом. В конце концов она предпочла думать, что Бога нет, поскольку настоящий Бог не позволил бы нацистам устроить такое опустошение и разруху, без того, чтоб хотя бы простить людей за их страдания.

Это объяснение духовной позиции дало Лене возможность увидеть некоторую непоследовательность ее мышления. Ее спросили, как она себе представляет, могли обрести прощение или достоинство те люди, кто сильно страдал во время войны. Она ответила, что это могло бы произойти, если бы они оказались в состоянии встретить смерть и страдание, не дрогнув и зная, что они будут спасены за свою веру в правильность своих убеждений. Тогда Лене было сказано, что очевидно, для нее самой в таком случае надежды не было, поскольку она полностью избежала страданий. Лена тут же поняла, что было не так с этим аргументом, и впервые признала, как много страданий ей пришлось вынести в этом чужестранном изгнании, вдали от всего, что имело для нее значение.

Теперь всю ее жизненную историю было возможно переосмыслить в новом свете. Это уже была не история обмана и трусости. Это была история ее собственной борьбы с внутренними конфликтами и виной. В этом свете ее жизнь выглядела памятником человеческой битве с парадоксом. Тот способ, которым она за последние несколько лет довела себя до предела выносимого, определенно попахивал мученичеством.

Когда Лена начала уважать себя за те страдания, которые она испытала, она смогла представить себе то страдание, от которого, она думала, она уклонилась благодаря побегу в Англию. Занимаясь этим, она пришла к заключению, что ей до сих пор известны эти противоречивые стремления: желание спастись и, тем не менее, желание с достоинством встретить врага. Лена поняла, что бой, который человек ведет, выглядит каждый раз по-разному, но он идет независимо от того, сколько усилий человек тратит, чтобы притвориться, будто это не так.

Придя к выводу о том, что при всем этом ее жизнь может выглядеть достойно, Лена восстановила базовое чувство смысла, которое так долго отсутствовало. В поиске смысла на горизонте появилась новая цель на оставшиеся дни ее жизни. Теперь, когда она освободилась от собственной нацистской оккупации, стало возможным выяснить судьбы некоторых людей из ее далекого прошлого, которое она так и не смогла забыть. Когда Лена приступила к трудному процессу восстановления своего прошлого, она обнаружила в себе такую энергию и волю, которых она в себе не предполагала. Нельзя терять время, говорила она, потому что еще очень многое нужно сделать, прежде чем она будет готова умереть.

Распознавая значение

Ее слова описывают ту самомотивирующуюся силу воли, которая приходит вместе с чувством цели в жизни. Когда мы ищем в будущем возможности выполнить то, что должно быть выполнено, возникает цель, появляется мотивация и сила воли. Такое чувство цели всегда тесно связано с тем смыслом, который человек может найти в своем прошлом и, в общем, в своей жизни. Конечно, к пониманию смысла можно прийти разными путями. Что имеет смысл для одного человека, не обязательно является осмысленным и для другого. Таким образом, поиск смысла - всегда очень личный процесс, которому терапевт или консультант могут только помочь, удерживая клиента в области задачи, выделяя те алгекты, которых клиент, как кажется, не видит.

В качестве руководящего принципа практикам, работающим на этои уровне, может пригодиться схематический рисунок 5.2. Диаграмма еще раз подчеркивает 1арадоксальную природу человеческой жизни. Она показывает, как люди могут исходить си/ юл своей жизни в четырех планах опыта. На каждом уровне базовая цель противопоставлю а конечной данности11. Первое представляет идеальную ценность, к которой человек стремится, осознанно или сам того не зная. Вторая представляет собой логическую и неотъемлемую обратную сторону этого стремления, в виде угрозы, которая мешает человеку достичь идеала.

Многие писатели-экзистенциалисты обращали внимание на конечную данность, с которой люди неизбежно сталкиваются. Ясперс (1931) говорил о предельных;итуациях, Тиллих (1952) говорил об угрозах самоутверждению, Хайдеггер (1927) обращал внимание на то же понятие как на заботу или тревогу, и в этом за ним следует Бинсвангер (1963). Ни один из авторов не рассматривал системно соответствие между смыслом и конечной данностью. Даже Ялом (1980), который не так давно предложил модель экзистенциальной работы, базирующуюся на понятии конечной данности, не выявил связи между тревогой и целью.

Измерение Основная цель Конечная данность Реальная цель
Физическое (тело) Здоровье Сила Счастье Жизнь Болезнь Слабость Страдание Смерть Выживание Эффективность Благополучие Безопасность
Социальное (эго) Успех Власть Принадлежность Любовь Провал Бессилие Изоляция Порицание Признание Влияние Близость Уважение
Личное (self) Целостность Свобода Аутентичность Уверенность Разрушение Растворение Неаутентичность Смятение Индивидуальность.,, Независимость,-Особенность индивидуальность-.,
Духовное (душа) Правда Совершенство Мудрость Добро Ложь Несовершенство Нелепость Зло Понимание Достоинство Смысл,,, Ответственность.,.,

Рис.5.2. Измерения человеческого восприятия


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: