Б41 структура общества: духовная жизнь общества

Духовная сфера жизни общества – подсистема, в которой осуществляется производство, хранение и распределение духовных ценностей общества (произведения литературы, живописи, музыки, научные знания, моральные нормы и т.д.), способных удовлетворять потребности сознания и мировоззрения субъектов, воспроизводить и развивать духовный мир человека. Через эту сферу идет осознание окружающего мира, выработка более глубокого и осмысленного отношения к нему.

Духовная жизнь общества представлена тем, что составляет духовное содержание общественной жизни в данную эпоху, отражая экономические, исторические, географические, национальные и др. особенности развития общества.

В ходе исторического развития философской мысли сложилось два основных подхода к ее пониманию: философы-идеалисты (Платон, Гегель, французские просветители, Кант и др.) считали, что духовное бытие людей определяет все стороны их жизни, в т.ч. – материальную («Идеи правят миром»); марксистская философия исходит из принципа первичности общественного бытия по отношению к общественному сознанию, относя духовные явления к сфере надстройки общества.

Последний подход позволяет понять, что генетически духовная сторона бытия человека возникает на основе его практической деятельности как особая сторона отражения объективного мира, как средство ориентации в мире и взаимодействия с ним. Как и предметно-практическая, духовная деятельность следует в целом законам этого мира.

Вместе с тем создаваемый человеком идеально-духовный мир (понятий, образов, ценностей) обладает относительной самостоятельностью, развивается и по своим собственным законам. В результате он может очень высоко воспарить над материальной действительностью. Однако полностью оторваться от своей материальной основы дух не может, поскольку, в конечном счете, это означало бы потерю ориентации человека и общества в мире.

В то же время духовная жизнь общества находится в постоянном взаимодействии с другими сторонами общественной жизни. Ее структура весьма сложна и включает в себя следующие взаимодействующие компоненты:

• духовные потребности людей – познавательные, нравственные, эстетические, религиозные и др.;

• духовное производство – духовная деятельность в различных областях культуры, связанная с удовлетворением развивающихся духовных потребностей;

• духовные ценности – научные идеи, художественные образы и т.д. как результат различных отраслей духовного производства и средство удовлетворения духовных потребностей;

• духовное потребление – усвоение духовных ценностей общества через систему воспитания, образования, духовного саморазвития человека;

• духовные отношения между людьми и большими социальными группами (познавательные, нравственные, эстетические, религиозные, отношения по обмену духовными ценностями и опытом);

• социальные институты в сфере духовной культуры, которые осуществляют производство, распространение и хранение духовных ценностей (картинные галереи, музеи, научные учреждения, библиотеки, театры, институт СМИ и т.д.).

В результате функционирования всей духовной жизни формируется общественное сознание – общее массовое сознание духовного опыта людей данного общества, возникающее из их общественной практики.

Сознание как стержень духовной сферы можно дифференцировать по разным основаниям.

Общественное сознание делится

· За субъектами выражения на: индивидуальную; коллективной (групповой); классовую; национальную; всего общества

· По формационной признакам: первобытнообщинная сознание; рабовладельческая сознание; феодальная сознание; капиталистическая сознание; социалистическое сознание;

· По цивилизационным подходом: сознание цивилизаций Майя; сознание Цивилизаций ацтеков; сознание цивилизаций инков; сознание древнегреческой цивилизации; сознание древнеримской цивилизации и и др.;

· По историческим эпохам: сознание эпохи Возрождения; сознание эпохи Реставрации; сознание эпохи Просвещения; сознание эпохи Нового времени и т.д.

По своему носителю, субъекту, сознание делится на индивидуальное и общественное(сознание общества). Индивидуальное сознание – духовный мир каждого отдельного человека (чувства, знания, интересы), основу которого составляет индивидуальное самосознание и которое складывается на основе личного опыта, непосредственных условиях жизни человека, а также в результате общения с другими людьми, воспитания, образования. Индивидуальное сознание содержит все черты, присущие данному человеку, а также включает и то общее (знания, идеалы, оценки, стереотипы и т.д.), что свойственно тем социальным группам, народу в целом, к которым он принадлежит, и что приобретается им в процессе социализации.

В результате складывается общественное сознание, которое находит свое выражение во множестве индивидуальных сознаний, хотя и не равно их простой сумме.

Общественное сознание – относительно самостоятельная духовная реальность, оказывающая огромное влияние на каждого человека. Оно – своего рода надындивидуальный коллективный ум, который отражает действительность гораздо глубже и всестороннее, чем отдельные индивиды.

Общественное сознание представляет собой то общее, что возникает в сознании множества индивидов, потому что они живут в общих социальных условиях и в процессе коммуникации обмениваются идеями, мнениями, духовным опытом. Идеи отдельного человека могут стать фактом сознания общества, когда они обретают общественную значимость.

Таким образом, общественное и индивидуальное сознание находятся в диалектическом взаимодействии, оказывая взаимное влияние и дополняя друг друга.

Общественное сознание подразделяется на два уровня в зависимости от глубины отражения действительности и степени системности – обыденное и теоретическое.

Обыденное сознание– стихийный, бессистемный способ осознания людьми своего опыта повседневной жизни, который имеет практическую направленность, эмоционально окрашено и формируется под воздействием труда и быта.

Теоретическое сознание – системное, рационализированное отражение (объяснение) явлений действительности на уровне их глубинной сущности и закономерности, которое разрабатывается профессиональными учеными, социальными мыслителями.

Частичными аналогами обыденного и теоретического сознания являются общественная психология и идеология, которые не только отражают явления действительности, но и выражают оценочное отношение к ним. Доминирующим в из разграничении является не само по себе знание о действительности, а отношение к действительности, связанное с потребностями конкретных социальных субъектов (классов, наций, народов) и видами общественной деятельности.

Общественная психология – совокупность чувств, настроений, мыслей, привычек, традиций, возникающих на основе социальных групп и общества, в которые входят люди. В ее составе формируются: разнообразные интересы, ценностные ориентации, социальные установки, представления о будущем, о смысле жизни, счастье и т.д. В общественную психологию включается и коллективное бессознательное.

Общественная психология представляет собой форму так называемого массового сознания – широкой совокупности идей, чувств, представлений, иллюзий, которые вырабатываются в процессе общения людей между собой и отражают все стороны общественной жизни, доступные массам и способные вызвать их интерес. Массовое сознание получает выражение в различных видах массовой культуры и средствах массовой коммуникации. Массовая культура в основном усредненная, стандартизированная, развлекательная, ориентированная на потребительское сознание и сиюминутные запросы людей.

В целом общественная психология – это эмоционально-переживательное отношение людей к своему положению в обществе, выраженное в форме их умонастроений. Она может формироваться как стихийно, так и целенаправленно, манипулируя общественным мнением, чем пользуются некоторые идеологи.

Важной чертой теоретического сознания является идеология: теоретическое сознание, кроме нее, включает и естественнонаучные знания.

Идеология есть совокупность теоретически разработанных взглядов, в которых дается объяснение и оценка социальных явлений, событий, проблем с позиции интересов определенных социальных групп (классов, слоев, наций, политических партий и движений). С этих позиций идеология в теоретической форме выражает потребности общественного развития, предлагает способы решения назревших противоречий, выражает взгляды на смысл происходящего, обозначает идеалы общества и пути их достижения.

Идеологии различаются по своей роли в обществе и по своим формам. Особо значимы идеологии религиозная, политическая и правовая. Они создаются сознательно теоретически подготовленными и преданными представителями социальных групп, их идеологами. В то же время в идеологии могут отражаться также общечеловеческие интересы, интересы других слоев, что расширяет ее социальную базу, позволяя, в том числе, манипулировать общественным сознанием и создавать ложный образ реальности. Поэтому нужно различать понятия «идеология» и «наука».

Влияя на общественную психологию, идеология в то же время учитывает массовые умонастроения людей данного общества.

В рамках рассмотренных выше двух уровней общественного сознания выделяют также его формы: экономическое, политическое, правовое, моральное, религиозное, научное, философское и др. В современном обществе идет постоянное вызревание новых форм общественного сознания, например, экологическое, шоу-сознание… Формы общественного сознания различаются: по предмету, способу отражения действительности, по характеру ее оценки; по потребностям, которые они удовлетворяют, а также по той роли, которую они играют в жизни общества.

Предметом нашего дальнейшего рассмотрения будут такие формы общественного сознания, как наука, играющая ведущую роль в современном обществе, а также мораль, искусство и религия как важнейшие способы духовно-практического освоения мира человеком.

Б43 Развитие общества, его источники и движущие силы:

Прогресс (движение вперед, успех) – представление о том, что общество развивается от простого к сложному, от низшего к высшему, от менее упорядоченного к более организованному и справедливому.

Регресс – представление о таком развитии общества, когда оно становится менее сложным, развитым, культурным, чем было.

Стагнация – временная остановка развития.

Критерии прогресса:

1) Кондорсе (XVIII век) считал критерием прогресса развитие разума.

2) Сен-Симон: критерий прогресса – нравственность. Общество должно быть таким, где все люди по отношению друг к другу – братья.

3) Шеллинг: прогресс – постепенное приближение к правовому устройству.

4) Гегель (XIX век): усматривает прогресс в сознании свободы.

5) Маркс: прогресс – развитие материального производства, что позволяет овладеть стихийными силами природы и добиться социальной гармонии и прогресса в духовной сфере.

6) В современных условиях прогресс – это:

– продолжительность жизни общества;

– образ жизни;

– духовная жизнь.

 

Реформа (изменение) – изменение какой – либо области жизни, проведенное властью мирным путем (социальные изменения общественной жизни).

Виды реформ: – экономические,

– политические (изменения Конституции, избирательной системы, правовой сферы).

Революция (поворот, переворот) – коренное, качественное изменение основных каких-либо явлений.

Модернизация – приспособление к новым условиям.

 

Что движет человеческой историей (?):

1) Провиденциалисты: все в мире идет от бога, по божественному провидению.

2) Историю творят великие люди.

3) Общество развивается по объективным законам.

а) Часть ученых придерживается позиции, что это теория социального эволюционизма: общество, как часть природы развивается прогрессивно и идет однолинейно.

б) Другие придерживаются теории исторического материализма: движущей силой развития общества является признание первичности материальных потребностей людей.

С точки зрения Вебера, источником и движущей силой развития общества является протестантская этика: человек должен трудиться, чтобы стать избранным богом к спасению.

 

Б44

В зависимости от того, что является главным источником развития общества, существуют разные подходы к рассмотрению истории.

1) Формационный подход (основатели Маркс и Энгельс). Общая экономическая формация – это определенный этап развития человечества. Маркс выделял пять формаций:

а) Первобытно – общинная.

б) Рабовладельческая.

в) Феодальная.

г) Капиталистическая.

д) Коммунистическая.

Марксизм рассматривает человеческую жизнь с точки зрения материалистического решения основного вопроса философии.

Производительные силы включают в себя средства производства и людей, с их умениями и навыками.

Средства производства: – орудия труда;

– Предмет труда (земля, ее недра, хлопок, шерсть, руда, ткань, кожа и т.д. в зависимости от рода деятельности);

 

Производственные отношения – отношения между людьми в процессе производства, они зависят от формы собственности на средства производства.

От того, кому принадлежат средства производства зависят не только производственные отношения, но и процесс обмена, распределения и потребления благ.

Производственные силы и производственные отношения находятся во взаимодействии, а от производственных отношений зависит социальная структура общества. Закон соответствия производственных отношений к характеру и уровню развития производственных сил был сформулирован Марксом:

1 – определенному уровню производственных сил должны соответствовать определенные производственные отношения, так при феодализме собственность на землю в руках феодала, крестьяне пользуются землей, за что несут повинность (орудия труда примитивны).

2 – производственные силы развиваются быстрее, чем производственные отношения.

3 – наступает момент, когда производственные силы требуют изменений производственных отношений.

4 – форма собственности меняется на новую, что приводит к изменениям во всех сферах жизни общества.

 

Маркс, исследуя способы пр-ва материалистических благ, сделал вывод, что люди создают не только материальные блага, но и воспроизводят свою социальность, т.е. воспроизводят общество (социальные группы, общественные институты и т.д.). Из вышесказанного Маркс определил 5 способов производства, сменявших друг друга (то же, что и 5 формаций /см. выше/).

Отсюда было выведено понятие общественно-экономической формации (ОЭФ):

Смена ОЭФ с точки зрения марксизма – это естественный процесс, который определяется объективными законами общественного развития.

 

Закон классовой борьбы (который является движущей силой истории):

Маркс и Энгельс, анализируя буржуазное общество, пришли к выводу, что капитализм достиг своего предела и не может справиться с производственными силами, которые вызрели на основе буржуазных производственных отношений. Частная собственность на средства производства стала тормозом в развитии производственных сил, поэтому гибель капитализма неизбежна. Он должен погибнуть через классовую борьбу пролетариата с буржуазией, в результате которой должна установиться диктатура пролетариата.

Б45

В ХХ столетии в связи с резкой интенсификацией воздейст­вия человека на природу, бурным развитием науки и техники, возросшей необходимостью в полезных ископаемых, особенно энергоресурсов, с ростом населения, появлением новых видов оружия, в том числе ядерного, стала актуальной проблема отно­шений общества и природы.

Понятие "природа" имеет два основных значения. В широ­ком смысле — это весь окружающий мир (в том числе и чело­век, общество), то есть Вселенная. В узком смысле — та среда, в которой проходит жизнь человека и общества (то есть поверх­ность Земли с ее всевозможными качественными характеристи­ками, климат, полезные ископаемые и т. д.).

Общество - совокупность форм организации жизни и дея­тельности людей, целостная система совместной жизни индивидов (взаимоотношения, взаимодействие, порядок, традиции, культура).

Взаимоотношения общества с природой понимаются как от­ношения между обществом — целостной системой человеческого общежития - и природой в узком смысле этого слова, то есть средой обитания человеческой цивилизации.

2. Природа гораздо старше общества.

Если история природы насчитывает несколько миллиардов лет, то история человечества исчисляется только миллионами лет, а организованное человеческое общество существует лишь последние несколько тысячелетий.

Природа — неотъемлемое условие жизни человека и общест­ва, так как сама жизнь может развиваться только в особой среде, причем уникальной (необходимо наличие воздуха, воды, опти­мальной температуры, питания).

Такие уникальные условия (совокупность условий) встрети­лись только на планете Земля. В настоящее время исследовано большое количество планет в различных звездных системах, и ни на одной из них нет всех условий для возникновения жизни. Ис­ходя из предположения о бесконечности Вселенной, можно теоретически допустить, что где-либо находятся планеты, как и Земля, имеющие все возможности для жизни, однако современное развитие науки не позволяет их обнаружить. (Существует и иная теория, согласно которой жизнь на Земле — уникальное явление.)

Преимущества Земли (по сравнению с другими планетами) для возникновения жизни в том, что:

• Солнце — звезда, вокруг которой вращается Земля и другие

планеты Солнечной системы — имеет средние размеры и уме-

ренную силу: вокруг слишком больших ("горячих") звезд и слишком маленьких ("холодных") жизнь невозможна;

• Земля находится на оптимальном расстоянии от Солнца — 150 млн. км (в том случае, если бы Земля находилась на 10 — 15 млн. км ближе к Солнцу, то она превратилась бы в вы­жженную пустыню, а если бы на 10 — 15 млн. км дальше от Солнца, то покрылась бы льдом);

• Земля имеет умеренные размеры: слишком маленькие пла­неты (Меркурий, Плутон) имеют слишком слабое притяже­ние, чтобы создать вокруг себя атмосферу и другие условия жизни; наоборот, планеты-гиганты (Юпитер, Сатурн) имеют сверхпритяжение, труднопроходимую оболочку (наподобие атмосферы) вокруг себя, что подавляет саму возможность возникновения жизни;

• Земля имеет атмосферу — особую газопаровую оболочку, которая, во-первых, защищает Землю от солнечной и иной радиации, иного непосредственного влияния космоса, во-вторых, содержит кислород и азот — вещества, необходимые для дыхания и существования живых организмов; в-третьих, не дает Земле быстро нагреваться и быстро охлаждаться, под­держивает температурное равновесие;

• Земля имеет воду — также необходимый элемент для жизни. 3. Составными частями Земли (природы) являются:

• литосфера;

• атмосфера;

• гидросфера;

• биосфера.

Литосфера — (с греч. — каменная оболочка) — верхняя твер­дая оболочка земного шара, в которую входит земная кора и верхняя часть мантии (расплавленного слоя внутри Земли). Ли­тосфера имеет важное значение для жизни, потому что:

• создает твердую основу поверхности (а жизнь возможна только на поверхности, так как внутри Земли находится рас­плавленная масса — магма и в центре — железное ядро);

• содержит в себе полезные ископаемые;

• имеет особый органический слой — почву, создающую усло­вия для жизни растительных организмов, которые, в свою очередь, являются пищей для человека и животных. Атмосфера — газопаровая оболочка вокруг Земли, которая:

• защищает Землю от влияния открытого космоса;

• предотвращает перегрев и переохлаждение Земли, создает благоприятный температурный режим;

• содержит азот (около 80%) - вещество, которое входит в со­став почти всех живых организмов, и кислород (около 20%) — вещество (газ), необходимое для дыхания и при соединении с водородом превращающееся в воду (то есть служит составным элементом воды — другого обязательного для жизни природ­ного элемента).

Слой атмосферы очень тонок. 75% ее объема расположены в пространстве от поверхности Земли до высоты 10 км. Выше — так называемые разреженные слои атмосферы, содержащие все­го 25% ее объема и простирающиеся на 30 - 50 км, за которыми -открытый космос.

Гидросфера — водная оболочка Земли между поверхностью Земли (литосферой) и атмосферой. Вода (в виде соленых океа­нов, морей, озер, пресных озер, рек, льдов) покрывает большую часть земной поверхности - около 70%, и только 30 процентов земной поверхности составляет суша в виде материков и островов.

Значение гидросферы в том, что:

• благодаря ей, атмосфере и литосфере (их взаимодействию) осуществляется круговорот воды в природе, что способствует нормальному развитию и жизни растительных и животных организмов;

• вода является составной частью растительных и животных организмов (большую часть - около 80% - организма чело­века составляет вода);

• вода (моря, океаны, реки, озера и т. д.) является средой оби­тания подводных растений и животных, рыб (которых не меньше, чем обитателей поверхности суши);

• существует версия, что жизнь первоначально зародилась в воде и только затем часть живых организмов морей и океа­нов перешла на сушу.

Биосфера - сфера существования живых организмов ("обо­лочка Земли, наполненная жизнью"). Биосфера охватывает:

всю литосферу и гидросферу;

• нижние слои атмосферы (примерно 10 км от поверхности суши);

• подземные слои — до 10 км вглубь, включая 0,5 — 1 км под дном океана.

Только в этом ареале возможна жизнь.

Биосферацелостный взаимосвязанный организм, который ох­ватывает надводный и подводный растительный и животные миры.

В настоящее время насчитывается пятьсот тысяч видов рас­тений и полтора миллиона видов животных, из них 160 тысяч видов растений и животных — морские.

4. Свои составные части имеет не только природа, но и обще­ство. В качестве главных составных частей общества современ­ные ученые (Ферсман, Плотников, Дьяконов и др.) выделяют:

• антропосферу;

• социосферу;

• биотехносферу.

Антропосфера - сфера жизни людей как биологических ор­ганизмов.

Социосфера — область сложных общественных отношений между людьми.

Биотехносфера (техносфера) — область распространения тех­нического влияния человека и человечества.

5. С появлением человека и общества природа вступила в новый этап своего существования — стала испытывать на себе антропо­генное влияние (то есть влияние человека и его деятельности).

Первоначально отношения человека и природы представля­ли собой взаимное воздействие друг на друга - человек само­стоятельно (без применения сложных технических средств) из­влекал для себя пользу из природы (пища, полезные ископае­мые), а природа воздействовала на человека, причем человек был не защищен от природы (например, различных стихий, климата и т. д.), сильно зависел от нее.

По мере становления общества, государства, роста техниче­ской оснащенности человека (сложные орудия труда, машины) возможность природы влиять на человека уменьшилась, а влия­ние человека на природу (антропогенное влияние) усилилось.

Начиная с XVI — XIX вв., когда было сделано большое число полезных для человека научных открытий, изобретений, значитель­но усложнились производственные отношения, влияние человека на природу стало систематическим и повсеместным. Природа стала рассматриваться человеком уже не как самостоятельная реальность, а как сырьевой источник для удовлетворения потребностей человека.

В ХХ столетии, когда планомерный научно-технический про­гресс ускорился в несколько раз и перерос в научно-техническую революцию, антропогенное влияние приблизилось к катастро­фическому уровню.

В настоящее время мир техники (техносфера) практически превратился в самостоятельную реальность (суперсовременные технические открытия, сделавшие возможности человека влиять на природу безграничными, всеобщая компьютеризация и т. д.), а природа почти полностью подчинена человеку.

Главная проблема (и опасность) современного антропогенно­го влияния заключается в несоответствии безграничных потреб-

ностей человечества и почти безграничных научно-технических возможностей влияния на природу и ограниченных возможностей самой природы.

В связи с этим возникает экологическая проблема — пробле­ма охраны окружающей среды от пагубного влияния человека.

Самыми опасными направлениями пагубного влияния человека на природу (и его последствиями) являются:

• истощение недр — на протяжении своей истории, а особенно в ХХ веке человечество беспощадно и в неограниченных ко­личествах добывало полезные ископаемые, что привело к ис­тощению (близкому к катастрофическому) внутренних ре­зервов Земли (например, запасы энергоносителей нефти, каменного угля, природного газа могут быть исчерпаны уже через 80 - 100 лет);

• загрязнение Земли, особенно водоемов, атмосферы промыш­ленными отходами;

• уничтожение растительного и животного мира, создание усло­вий, при которых техническое развитие (дороги, заводы, элек­тростанции и т. д.) нарушает привычный образ жизни растений и животных, изменяет естественный баланс флоры и фауны;

• вырубка лесов (в то время как леса - важный фактор очи­щения атмосферы);

• применение атомной энергии как в военных, так и в мирных целях, наземные и подземные ядерные взрывы.

Для того чтобы выжить и не довести планету до техногенной катастрофы, человечество обязано всячески уменьшить свое вред­ное влияние на окружающую среду, особенно вышеуказанные наиболее опасные его виды.

6. В последнее время среди экологических вопросов стала вы­деляться проблема социальной экологии — охраны человека, его личности, здоровья, общества в целом от последствий научно-технического прогресса. В частности, данная проблематика нередко затрагивалась в творчестве современных экзистенциалистов ("фило­софов жизни человека") — Ясперса, Хайдеггера, Камю, Сартра и др.

Современный человек (который биологически почти не изме­нился на протяжении последних тысячелетий) подвергается уже не влиянию природы, а массированному влиянию общества и техники:

• современный человек живет в перенасыщенном информаци­ей обществе, под беспощадным воздействием средств массо­вой информации (газеты, телевидение), а также становится все более зависимым от кибернетики (компьютеры, компью­терные сети, цифры, виртуальная реальность и т. д.);

• растет урбанизация - большинство людей в настоящее вре­мя проживает в городах-мегаполисах, зачастую в очень боль-

больших, насчитывающих от 10 до 25 миллионов населения и насыщенных высокими технологиями (Мехико, Токио, Нью-Йорк, Лос-Анджелес и др.), полностью подчиняется ритму, давлению мегаполиса, теряет свою индивидуальность (так называемая проблема "человека-песчинки");

• человек испытывает сильное влияние развитого общества и государства — мораль, традиции, законы, налоговая система, правоохранительная система, политические институты. Таким образом, человек находится "в тисках" современного

высокоорганизованного и техногенного общества, рискует поте­рять себя и превратиться в "песчинку", "винтик".

Задача социальной экологии — максимально оградить человека от негативного влияния общества и научно-технического прогресса. 7. Особой проблемой при взаимоотношениях человека, общества и природы в современную эпоху является проблема народонаселе­ния, которая в будущем будет становиться все актуальнее и акту­альнее и в конечном итоге станет главной проблемой человечества.

Данная проблема имеет несколько аспектов:

• рост населения приводит к количественному увеличению человечества, а, следовательно, его потребностей, что ведет к еще большей эксплуатации природы;

• при росте населения возможно обострение противоречий внутри общества, поскольку прогресс может не успеть за ростом населения и благ не будет хватать на всех (в этой связи среди ученых дискутируется вопрос о "критической мас­се", "пороге" населенности, то есть каково максимальное ко­личество населения Земли, превышение которого станет опасным для всех?);

• проблема качества населения — хватит ли материальных возможностей у общества, у семьи (особенно в слаборазви­тых странах, где наблюдается высокая рождаемость — 8 — 10 детей в семье) обеспечить детям воспитание, образование, лечение, внимание со стороны общества?

Проблема народонаселения имеет и обратную сторону — в ряде стран наблюдается отрицательная динамика (снижение) роста населения. Это Германия, Великобритания, Швейцария, ряд государств европейской части бывшего СССР - Россия, Украи­на, Беларусь и др.

Выделяются две главные причины данного явления:

• высокоорганизованное техногенное общество требует от чело­века много сил (получение образования, работа) и не остав­ляет их на семью и детей, во многих семьях Запада стало тра­дицией обходиться минимумом детей - двумя, часто одним;

• граждане государств, находящихся в процессе становления ре­форм, в силу бедности, социальной незащищенности, труд­ностей жизни стараются либо вообще не заводить детей, ли­бо ограничиваться их минимумом.

Наоборот, во многих странах Азии и Африки, зачастую сла­боразвитых, наблюдается тенденция чрезмерного роста населе­ния. Особенно в этом преуспели Китай (1 млрд. 300 млн.), Ин­дия (800 млн.), Индонезия (200 млн.), Вьетнам (80 млн.), Паки­стан (свыше 100 млн.), Бангладеш (свыше 100 млн.), Бразилия (свыше 100 млн.), Нигерия (свыше 100 млн.).

Данная тенденция вызвана, с одной стороны, отсутствием контроля за рождаемостью (за исключением Китая) и его не­возможностью, с другой - традициями, хотя такой рост населе­ния заведомо не оправдан с учетом экономической слаборазви­тости страны в целом и скудных материальных возможностей со стороны большинства семей.

Подобный рост населения в странах Азии и Африки приводит к резкому снижению качества жизни, качества подрастающего поколе­ния (необразованность, физическая истощенность и т. д.), создает как отдельным семьям, так и государствам неразрешимые трудности.

Возникает вопрос: а есть ли определенный порог населенности Земли, преодоление которого станет опасным для всех его жителей?

В этой связи интересен закон Мальтуса (Томас Роберт Мальтус, 1766 — 1834). Еще в 1798 году Мальтус в своей книге "Опыт закона народонаселения" доказал, что такой порог есть и человечество обречено его достигнуть. Это объясняется тем, что рост населения происходит в геометрической прогрессии, а развитие научно-технического прогресса - в арифметической (то есть прогресс, возможность обеспечить всех не успевает за ростом населения). Динамика роста населения Земли подтверждает данную гипотезу:

• на момент начала нового летосчисления от рождества Хри­стова — 230 млн.;

• 1000 год — примерно 300 млн. (за тысячу лет население даже не удвоилось — возросло меньше чем в 1,5 раза);

• 1850 г. — 1 миллиард;

• 1930 г. — 2 миллиарда;

• 1976 г. — 4 миллиарда;

• 1987 г. — 5 миллиардов;

• 2000 г. — 6 миллиардов;

• 2025 г. — 8 миллиардов (ожидается).

Таким образом, если раньше для удвоения населения необ­ходимо было 1000 лет, то после 1850 года для этого понадоби­лось соответственно 80, 46, 50 лет - то есть внастоящее время

наметилась тенденция удвоения населения в течение каждых 50 лет (и, скорее всего, данная тенденция сохранится за счет бес­контрольного и постоянно расширяющегося увеличения населе­ния со стороны Азии и Африки).

По подсчетам ученых, Земля способна прокормить 60 мил­лиардов человек (то есть количество, в 10 раз превышающее сегодняшнее население Земли — около 6 миллиардов), после чего людям на Земле станет тесно.

При сохранении современных (особенно афро-азиатских) темпов прироста населения (удвоение в течение 50 лет) "крити­ческий" порог может быть достигнут уже к 2150 — 2200 годам.

Чтобы избежать этого, человечество должно решить две проб­лемы:

• сбить темпы роста населения в Азии и Африке (поскольку в странах Запада наблюдается отрицательная динамика и они, наоборот, нуждаются в росте населения), осуществлять там государственную политику контроля за рождаемостью, по­ощрения малодетных семей;

• искать новые способы увеличения возможности Земли про­кормить и обеспечить человечество, раздвигать (отодвигать) "порог перенаселенности" (от 60 до 100 млрд. и дальше).

В целом проблема взаимоотношений человека, природы и общества приобретает глобальный характер.

Для предотвращения техногенной катастрофы человечество, не теряя времени, обязано:

прекратить или уменьшить опасное антропогенное влияние на природу;

• заняться решением экологических проблем;

• уделять внимание социальной экологии - не превращать чело­века в заложника информационно-техногенного общества;

• изыскивать новые средства, ресурсы для своего существования, не связанные с беспощадной эксплуатацией ресурсов Земли;

• контролировать рождаемость, решить проблему народонаселе­ния, соблюдать баланс между его количеством и качеством.

 

Б46

Познание — процесс целенаправленного активного отобра­жения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а также субъект познавательной деятельности - человек - исследует чело­века, то есть самого себя.

Результаты познания остаются не только в сознании кон­кретного, что-либо познавшего человека, но и передаются из поколения в поколения, главным образом, с помощью матери­альных носителей информации — книг, рисунков, объектов ма­териальной культуры. (Например, Коперник доказал вращение Земли вокруг Солнца, однако это стало достижением не только Коперника или его поколения, но и всего человечества.)

В процессе жизни человек выполняет два вида действий по познанию:

• познает окружающий мир непосредственно (то есть откры­вает нечто новое либо для себя, либо для человечества);

• познает окружающий мир через результаты познавательной деятельности других поколений (читает книги, учится, смот­рит кинофильмы, приобщается ко всем видам материальной или духовной культуры).

2. В философии существуют две основные точки зрения на про­цесс познания:

гностицизм;

• агностицизм.

Сторонники гностицизма (как правило, материалисты) опти­мистично смотрят на настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает потенциально без­граничными возможностями познания.

Агностики (часто — идеалисты) не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания. Среди агностиков наиболее известным является Иммануил Кант. Им была выдвинута последовательная теория агностицизма, согласно которой:

• сам человек обладает ограниченными познавательными воз­можностями (благодаря ограниченным познавательным воз­можностям разума);

• сам окружающий мир непознаваем в принципе — человек сможет познать внешнюю сторону предметов и явлений, но никогда не познает внутреннюю сущность данных предметов и явлений — "вещей в себе".

Агностицизм и гностицизм являются не главными разли­чиями в подходе к познанию материалистов и идеалистов. От­личие их подходов в том, что:

идеалисты считают познание самостоятельной деятельно­стью идеального разума;

• материалисты считают познание процессом, в результате кото­рого материя через свою отражательную способность — созна­ние — изучает сама себя.

3. Современная гносеология в своем большинстве стоит на по­зициях гностицизма и базируется на следующих принципах:

диалектики, что подразумевает необходимость диалектически (то есть с точки зрения развития) подходить к проблеме позна­ния, использовать законы, категории, принципы диалектики;

• историзма — рассматривать все предметы и явления в кон­тексте их исторического возникновения и становления;

• практики — признавать главным способом познания практи­ку — деятельность человека по преобразованию окружающе­го мира и самого себя;

• познаваемости - быть убежденным в самой возможности познания;

• объективности — признавать самостоятельное существование предметов и явлений независимо от воли и сознания;

• активности творческого отображения действительности;

• конкретности истины — искать именно индивидуальную и дос­товерную истину в конкретных условиях.

4. Познающим субъектом является человек — существо, наде­ленное разумом и освоившее арсенал познавательных средств накопленных человечеством.

Общество в целом, которое за свою историю накопило громад­ный объем материальной и духовной культуры — носителей резуль­татов познания, также является познавательным субъектом.

Полноценная познавательная деятельность человека воз­можна лишь в рамках общества.

Объектом познания является окружающий мир (бытие во всем его разнообразии), а именно та часть окружающего мира, на которую направлен познавательный интерес субъекта.

Адекватное и идентичное отражение объекта субъектом на­зывается истиной.

Неадекватное, недостоверное отражение познающим субъектом окружающей действительности, искаженный, не соответствующий действительности результат познания называется заблуждением.

Логическое осмысление субъектом (сознанием) окружающей действительности, опираясь на категории, законы, понятия, прежние ценности, является оценкой.

Основной формой познания и критерием истины при по­знании является практика.

Практика — конкретная деятельность людей по преобразова­нию окружающего мира и самого человека.

Главные виды практики:

• материальное производство;

• управленческая деятельность;

• научный эксперимент.

Функции практики — то, что она является:

критерием истины;

• основой познания;

• целью познания;

• результатом познания.

В процессе познания участвуют в совокупности чувственное, рациональное познание, логика, интуиция.

Чувственное познание основано на чувственных ощущениях, отражающих действительность, и логике.

Рациональное познание основано на разуме, его самостоятель­ной деятельности.

Близким к рациональному является интуитивное познание, при котором истина самостоятельно приходит к человеку на бессоз­нательном уровне.

 

Б47

Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, умение использовать их для дальнейшего прогресса человечества, передавать от поколения к поколению.

Культура характеризует людей, определяет меру их развития, способы самовыражения в деятельности.

Материальная и духовная культура, традиции и моральные нормы, специфика отношений между личностью, обществом и государством формируются и развиваются столетиями, передаются из поколения в поколение, от одной эпохи к другой.

В ХХ в. возник интересный феномен, никогда ранее не встречавшийся в человеческой истории, – массовая культура.

В наше время необязательно иметь поэтический талант – часто вполне достаточно овладеть техникой стихосложения (имея, естественно, некоторый уровень поэтической культуры и слух, как в музыке) – и можно писать неплохие стихи, издавать книги.

Массовая культура имеет и положительные стороны: необязательно понимать основы кибернетики, чтобы работать на компьютере, можно лишь знать, в каком порядке нажимать кнопки.

Массовая культура экономит время и энергию людей, но и избавляет их от необходимости думать. Можно преуспеть, лишь владея техникой и технологией действий.

Основная трагедия современной культуры в том, что, когда открытия или изобретения талантливых одиночек становятся массовыми, они довольно сильно теряют смысл и первоначальное значение.

Культура нашего времени повсеместно представляется совокупностью знаний, приемов и действий, т. е. чем-то внешним по отношению к человеку. Она становится тем, чем можно овладеть, выучив, приняв к сведению, утвердив, и что можно отбросить, когда отпала необходимость.

Восточная и западная цивилизации взаимодействуют между собой. В результате этого взаимодействия возникают различные «гибридные» общества, которые усваивают на основе своей культуры новую культуру.

Сегодня перед обществом остро встали вопросы:

– можно ли воспринимать образцы современного западного опыта как некоторый идеал или же эти образцы должны быть подвергнуты критике;

– каков путь вхождения России в мировую цивилизацию – западный или восточный;

– каковы пути развития мировой цивилизации в наше время.

Современный Запад – это синоним понятия «развитые страны». Согласно этому признаку некоторые политологи стали относить Японию к Западу, что совершенно неправомерно. Независимо от того, что Япония имеет общий с западными странами технологический базис, она остается страной восточной цивилизации даже по способу усвоения общечеловеческих ценностей.

 

Культура России довольно давно вошла в культуру Запада. Это в основном относится к христианству, просветительству, социальному утопизму, авангардизму, элементам рационализма и пр. Но все же наша страна вошла в западную культуру прежде всего своим рациональным слоем общественного сознания: Достоевским, Пушкиным, Толстым. Но в культуре России есть все: элементы Европы и Азии.

При рассмотрении культуры России надо обязательно учитывать ее славяно-тюркские исторические корни, помогающие лучше понять соотношение государственности и рынка, естественной общности и гражданского общества, коллективистского и индивидуального сознания.

 

Б48 Наука. Ее роль в развитии общества. Основные черты современной науки:

Наука – особый вид познавательной деятельности людей, направленный на выработку системы объективно-истинного знания о природной и социальной действительности и о самом человеке.

Современная наука это:

1. Специфический вид познавательной деятельности.

2. Особая форма общественного сознания, отражающая мир в форме научных представлений, понятий, теорий.

3. Отрасль духовного производства, в которой заняты миллионы людей, и продукцией которого являются истины, принципы, законы, теории.

4. Социальный институт со своей структурой и функциями, системой ценностей, идеалами и нормами.

Научное знание отличается от обыденного познания тем, что:

1. Наука имеет дело с объектами реальности, которая не сводится к объектам обыденного опыта.

2. Применяет свой специальный язык с особой терминологией, которая оказывает обратное воздействие на повседневный язык.

3. Для научных исследований необходима специальная аппаратура.

4. Научное знание отличает системность, истинность, обоснованность.

5. Занятие наукой требует специально подготовленных кадров, системы учреждений, где готовятся кадры для науки и проводятся научные исследования.

6. Ориентирована на постижение сущности, поиск объективной истины, получение новых знаний вне зависимости от того, возможно ли сегодня их практическое применение.

 

Современная наука выполняет функции:

1. Культурно-мировоззренческая

2. Методологическая

3. Познавательная

4. Регулятивная

5. Воспитательная

6. Прогностическая

7. Аксеологическая (ценностная)

8. Управленческая

 

В современной науке особую остроту приобретают вопросы, касающиеся взаимоотношения науки и ученого с обществом, вопросы социальной ответственности ученого. Речь идет о том, как будут использованы достижения современной науки, не обернутся ли знания против человека.

Развитие генной инженерии, биотехнологий, медицины открыли возможность направленного воздействия на наследственность организмов, вплоть до создания организмов с заранее заданными свойствами. Приходит время отказаться от принципа ни чем не ограниченной свободы научного поиска. Человечество не может допустить создания чудовищных средств массового уничтожения. Встает вопрос об использовании научных результатов для блага человечества, а не во вред ему. Т.о. современная наука не может быть этически нейтральной.

 

 

Б49 Цивилизация:

/Происходит от латинского civil – гражданский./

Понятие стало употребляться с XVIII века.

Значения: 1) Синоним «культурный»

2) «Ступень исторического развития человечества, следующая за варварством»

3) Определенная стадия в развитии локальных культур.

 

По Вальтеру:

Цивилизованным называется общество, основанное на началах разума и справедливости (цивилизация = культура).

 

В XIX веке понятие «цивилизация» употреблялось для характеристики капиталистического общества. А с конца века появляются новые теории цивилизационного развития. Автором одной из них был Данилевский, обосновавший теорию, согласно которой не существует Всемирной Истории, есть лишь теория локальных цивилизаций, имеющих индивидуальный замкнутый характер. Он выделил 10 цивилизаций и сформулировал основные законы их развития, по которым каждая цивилизация имеет циклический характер:

1) Стадия зарождения

2) Период оформления культурной и политической независимости

3) Стадия расцвета

4) Период упадка.

 

Шпенглер: («Закон Европы»):

Цивилизация проходит рождение, рост и развитие.

Цивилизация – отрицание культуры.

Признаки цивилизации:

1) Развитие индустрии и техники.

2) Деградация искусства и литературы.

3) Огромное сплочение людей в больших городах.

4) Превращение народов в безликие массы.

 

Тойнби:

Выделяет 21 локальную цивилизацию и пытается выделить связи различных цивилизаций друг с другом. В них он выделяет меньшинство людей, не вовлеченное в экономическую деятельность (творческое меньшинство, или элита):

– профессиональные солдаты;

– администраторы;

– священники; они – носители основных ценностей цивилизации.

При начале разложения она характеризуется недостатком творческих сил у меньшинства, отказом большинства от подражания меньшинству. Связующим звеном в истории, обеспечивающим новый творческий импульс в цивилизационном развитии, является универсальная церковь.

 

Питирим Сорокин:

Цивилизация – система взглядов по поводу истины, красоты, добра и объединяющей их пользы.

Выделяет три типа культур:

1) Культура, основанная на системе ценностей, связанных с представлением о боге. Вся жизнь человека связана с его приближением к богу.

2) Культурная система, основанная на рациональных и чувственных аспектах.

3) Чувственный тип культуры, основанной на идее о том, что объективная реальность и ее смысл чувственны.

 

Цивилизация - это устойчивое культурно–историческое сообщество людей, отличающееся общностью духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, материально-производственного и социально-политического развития, особенностями образа жизни и типа личности, наличием общих этнических признаков и соответствующих географических и временных рамок.

 

 

Выделяемы цивилизации:

– Западная

– Восточно – Европейская

– Мусульманская

– Индийская

– Китайская

– Латиноамериканская

Теории локальных культур (цивилизаций) - это собирательное обозначение для возникших в конце XIX-го века и, особенно, в XX-м веке концепций, направленных против идеи всемирного единства истории и прогресса как общей направленности исторического развития. Общей парадигмой такого рода концепций является идея самобытности развития данной страны или народа, их абсолютной «непохожести» на других, или несоизмеримости и несопоставимости развития целых регионов (например, Востока и Запада), или самобытности на уровне культур или цивилизаций. Всемирная история членится в пространстве на культурно-исторические типы (у Данилевского), замкнутые, независимые друг от друга локальные культуры (у Шпенглера), культурные суперсистемы (у Сорокина), региональные цивилизации (у Тойнби).

Н.Я.Данилевский (1822-1885) выдвинул идею обособленных, локальных «культурно-исторических типов» (цивилизаций), которые подобно живым организмам находятся в постоянной борьбе друг с другом и с внешней средой и проходят естественно предопределенные стадии возмужания, дряхления и неизбежной гибели. Ход истории выражается в смене вытесняющих друг друга культурно-исторических типов. Данилевский выделяет 10 таких типов, целиком или частично исчерпавших возможности своего развития. Перспективным с точки зрения истории типом Данилевский считал «славянский тип», наиболее полно выраженный в русском народе. Работа Н.Я.Данилевского, где он изложил свои взгляды, называется «Россия и Европа».

О.Шпенглер (1880-1936) к числу «великих культур», вполне реализовавших свои потенции, относит 8 культур, а также «пробуждающуюся» русско-сибирскую. Уникальность каждой культуры обеспечивается своеобразием ее «души»: в основе античной культуры лежит «аполлоновская» душа, арабской – «магическая», западной - «фаустовская» и т.д. Последовательно проводимый Шпенглером тезис об уникальности культур, их сменяемости (а не преемственности) вел к признанию их ценностной эквивалентности: все они равны по своему историческому значению и должны сопоставляться вне всяких оценочных категорий. Каждая культура, исчерпывая свои внутренние творческие возможности, мертвеет и переходит в фазу цивилизации – кризисный исход, завершение любой культуры. С XIX в. начинается, по Шпенглеру, закат западно-европейской культуры. Основной труд Шпенглера так и называется - «Закат Европы».

П.Сорокин (1889-1968) рассматривал исторический процесс как циклическую смену типов культур (культурных суперсистем), каждый из которых является ценностной системой, задающей специфическое видение реальности, методы ее познания. Сорокин выделял 3 основных типа культуры: идеациональный – основан на принципе сверхчувственности и сверхразумности Бога как единственной реальности и ценности, в нем господствует интуитивный вид познания; идеалистический – признает, что реальность частично чувственна и частично сверхчувственна, в нем преобладает рациональное мышление; чувственный – основан на принципе чувственно воспринимаемой действительности. Вершины в своем развитии чувственная культура достигла к концу XIX – началу XX в. Исчерпав свои возможности, она постепенно разлагается, уступает место другому типу культуры – идеациональному, за которым будущее.

А.Тойнби (1889-1975) предположил, что всемирная история представляет собой совокупность историй отдельных своеобразных и относительно замкнутых цивилизаций (первоначально он их насчитывал 21, затем сократил до 13). Каждая цивилизация создается творческим меньшинством, отвечающим на «исторический вызов», проходит в своем развитии стадии возникновения, роста, надлома и разложения, после чего, как правило, гибнет, уступая место другой. В своем сочинении «Постижение истории» он допускает в исторической перспективе возможность достижения единства человечества, но лишь в сфере духа, на основе религии, а также не отрицает прогрессивного общественного развития, но уподобляет его колесу телеги, которое вращается и одновременно совершает поступательное движение (веерная форма прогресса).

Сильной стороной концепций локальных культур и цивилизаций является признание разнообразия культур, подчеркивание их оригинальности, специфики и в этом смысле – их относительной равноценности. Привлекает критика позитивистского понимания прогресса как монотонного и однолинейного движения истории, отказ от европоцентризма с его пренебрежительным отношением к истории неевропейских народов, недооценкой их самостоятельного вклада в культуру. И все же в этих концепциях присутствует абсолютизация особенного, она доведена до отрицания общего, т.е. единых и общих начал развития всемирной истории. Между тем, у культур и цивилизаций имеются не только различия, но и общие черты, стороны - то, что не только их разъединяет, но и объединяет.

Б50 Понятие «цивилизация» в философии имеет разные трактовки, наиболее распространенными из которых являются следующие. Цивилизация представляет собой:

– совокупность специфических экономических, социальных, политических, духовных структур, отличающих одни исторические и национальные общности людей от других;

– стадия исторического развития, следующая за дикостью и варварством, то есть наступающая при переходе к классовому обществу;

– высшая ступень эволюции человечества, общество, характеризующееся высоким уровнем социально-экономического развития, разумной и справедливой организацией жизни;

– в наши дни с помощью понятия «цивилизация» чаще всего фиксируются определенные стадии развития общества, человечества. При этом, как правило, считается, что сменяющие друг друга цивилизации – это во все большей степени разумно организованные и развитые общества.

Особенностями современной цивилизации являются: высокий уровень экономического производства, основанного на научно-технических достижениях; преобладание рыночной экономики; демократические политические режимы; правовое государство; реализация широкого круга прав и свобод человека, автономия личности; ин­тернационализация общественной жизни, усиление взаимодействия между странами и народами.

Последнее обстоятельство позволяет ряду авторов выдвигать тезис о формировании единой общечеловеческой цивилизации. Ее развитие, однако, отнюдь не свободно от противоречий: социальные изменения имеют неравномерный характер, сохраняется и даже увеличивается разрыв между т.н. развитыми и развивающимися странами. В различных регионах Земли происходят локальные экономические кризисы, военные конфликты, которые могут оказать самое серьезное влияние на судьбу всего человечества.

Существенно изменяется само бытие человека. Научно-техническая революция приводит к тому, что человек оказывается в новом для себя, компьютеризированном, информационно-техническом мире. В этом мире царит научно-техническая рациональность, то есть убежденность в том, что абсолютно все может быть познано и объяснено с научных позиций, что возможности науки и техники ничем не ограничены, что с их помощью могут быть решены все человеческие проблемы. Такая ситуация ведет к неоднозначным последствиям.

С одной стороны, в этом новом мире изменяется характер человеческого труда – он становится более квалифицированным, более творческим; улучшаются условия жизни; выше становится степень социальной защищенности человека, шире – возможности здравоохранения и образования; увеличивается доступность высших достижений духовной культуры. С другой стороны, однако, возникают новые проблемы, связанные, прежде всего, с сохранением подлинно человеческого в человеке: ведь никакие научно-технические решения не помогут ему решить проблемы смысла и предназначения его существования в мире, не примирят с неизбежностью смерти, не приведут к утверждению высоких нравственных принципов, гуманности в отношениях между людьми.

Таким образом, в современной философии общество предстает как самоуправляющаяся система, включающая в себя экономическую, социальную, политическую, духовную подсистемы, которые взаимодействуют между собой. При этом законы функционирования и развития общества рассматриваются как законы человеческой деятельности – тенденции, предполагающие наличие социальных альтернатив.

Особое значение для анализа мирового исторического процесса приобретают формационный и цивилизационный подходы, позволяющие, с одной стороны, выявить общие закономерности исторического развития, а с другой – раскрыть особенности развития отдельных стран и национальных культур.

Существенное внимание уделяется анализу современной цивилизации, перспектив ее развития и встающих перед нею глобальных проблем. Решение последних предполагает как реализацию научно-технического потенциала современного общества, так и гуманистическую переориентацию социального развития, усиление взаимодействия и сотрудничества всех народов с целью выживания и создания условий жизни, достойных человека. Именно в этом усматривает сегодня большинство философов и ученых будущее человечества.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: