Философское понятие материи и принцип материального единства мира

С точки зрения диалектики, материя есть объективная реальность — причина, основа, содержание и носитель (субстанция) всего многообразия мира. Она проявляется в бесчисленных свойствах. Наиболее кардинальные свойства материи — объективность существования, структурность, неуничтожимость, движение, пространство, время, отражение. Это атрибуты материи, т.е. всеобщие, непреходящие ее свойства, без которых невозможно ее бытие.

У всех предметов и процессов внешнего мира есть такой общий признак: они существуют вне и независимо от сознания, отражаясь прямо или косвенно в наших ощущениях. Другими словами, они объективны. Прежде всего по этому признаку философия объединяет и обобщает их в одном понятии материи. Когда говорится о том, что материя дана нам в ощущениях, то имеется в виду не только прямое восприятие предметов, но и косвенное. Мы не может видеть, осязать, например, отдельных атомов. Но мы ощущаем действие тел, состоящих из атомов.

Материю нельзя противопоставлять отдельным вещам как нечто неизменное — изменчивому. Материю вообще нельзя видеть, осязать, пробовать на вкус. То, что видят, осязают, есть определенный вид материи. Материя не есть одна из вещей, существующих наряду с другими, внутри или в основе их. Все существующие конкретные материальные образования и есть материя в различных ее формах, видах, свойствах и отношениях. Материя — это не реальная возможность всех, форм, а действительное их бытие. Единственным, относительно отличным от материи свойством является лишь сознание, дух.

Основные структурные уровни материи. Упорядоченность материи имеет свои уровни, каждый из которых характеризуется особой системой закономерностей и своим носителем. Основные структурные уровни материи таковы. Субмикроэлементарный уровень — гипотетическая форма существования материи полевой природы, из которой рождаются элементарные частицы (микроэлементарный уровень), далее образуются ядра (ядерный уровень), из ядер и электронов возникают атомы (атомный уровень), а из них — молекулы (молекулярный уровень), из молекул формируются агрегаты — газообразные, жидкие, твердые тела (макроскопический уровень). Сформировавшиеся тела охватывают звезды с их спутниками, планеты с их спутниками, звездные темы, объемлющие их метагалактики, и так до бесконечности (космический уровень).

Материальное единство мира. Каждое сколько-нибудь последовательное философское мышление может выводить единство мира либо из материи, либо из духовного начала. В первом случае мы имеем дело с материалистическим, а во втором — с идеалистическим монизмом. Существуют философские учения, которые стоят на позициях дуализма.

Принцип материального единства мира означает не эмпирическое сходство или тождество конкретных систем, элементов и конкретных свойств и закономерностей, а общность материи как субстанции, как носителя многообразных свойств и отношений.

Бесконечное мироздание как в великом, так и в малом, как в материальном, так и в духовном неотступно подчиняется универсальным законам, связующим все в мире в единое целое. Материалистический монизм отвергает воззрения, выделяющие сознание, разум в особую, противостоящую природе и обществу субстанцию. Сознание — это и познание действительности, и ее составная часть. Между законами движения мира и сознанием человека нет непроходимой пропасти. Сознание принадлежит не к какому-топотустороннему, а к материальному миру. Оно не сверхъестественный уникум, а естественное свойство высокоорганизованной материи.

Б28

Сознание имеет чрезвычайно сложную структуру Специалисты не имеют относительно нее единого мнения Это связано со сложностью такого явления, как сознание, вообще отличается сложностью, важкодоступнис стью научного изучения Многие аспекты, свойств сознания мы еще не знаем, наблюдается дискуссионность, даже противоположность взглядов относительно механизмов, свойств, функций, структуры свид омостсті.

Можно выделить следующие уровни сознания и их элементы

1 базовая и наиболее древним уровнем сознания является чувственно-аффективный пласт, к которому относятся:

- ощущение - отражение в мозгу отдельных свойств предметов и явлений объективного мира, непосредственно воздействуют на наши органы чувств;

- восприятие - образ предмета в целом, который не сводится к сумме свойств и сторон;

- представление - конкретные образы таких предметов или явлений, которые в определенный момент не вызывают у нас ощущений, но ранее действовали на органы чувств; (более подробно о ощущения, восприятия, представления см. пит 48 \"Единство чувственного и рационального познания\")ання");

- разного рода аффекты, есть сильные непроизвольные реакции человека на внешние раздражители (гнев, ярость, ужас, отчаяние, внезапная большая радость)

2 Ценностно-волевой уровень, к которому относятся:

- воля - способность человека ставить перед собой цель и мобилизовать себя для ее достижения;

- эмоции - ценностно-окрашенные реакции человека на внешнее воздействие Сюда можно отнести мотивы, интересы, потребности личности в единстве со способностями в достижении цели

3 Абстрактно-логическое мышление Это важнейший пласт сознания, который выступает в таких формах:

- понятие - отражение в мышлении общих, наиболее существенных признаков предметов, явлений объективной действительности, их внутренних, решающих связей и законов;

- суждение - форма мысли, в которой отражаете!

- умозаключение - форма мышления, когда из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, в котором содержится новое знание о предметах и??явлениях (подробнее о понятии, суждения, умозаключения см. пит 48 \" \"Единство чувственного и рационального познания\")ання");

- различные логические операции

4 необходимо компонентом сознания можно считать самосознание и рефлексию:

- самосознание - это выделение себя, отношение к себе, оценка своих возможностей, которые являются необходимой частью любой сознания;

- рефлексия - это такая форма сознания, когда те или иные явления сознания становятся предметом специальной аналитической деятельности субъекта (подробнее см. пит 40 \"Сознание и самосознание\")

В некоторых литературных источниках можно встретить мнение, согласно которому в структуру сознания относятся также бессознательное (совокупность психических явлений, не входящих в сферу разума) и подсознательное (психические я явления, сопровождающие переход определенной деятельности с уровня сознания на уровень автоматизма.

По нашему мнению, такое утверждение не имеет убедительного основания Ведь само название \"бессознательное\", \"подсознательное\" свидетельствует, что это не сознание Целесообразно их рассматривать как находящиеся рядом с сознанием

Происхождение сознания связано, прежде всего, с формированием культуры на основе практически-преобразовательной деятельности людей, с необходимостью закрепления, фиксации навыков, способов, норм этой деятельности в особых формах отражения. Эти навыки, способы, нормы специфической человеческой деятельности имеют специфическую природу; возникают, осуществляются и воспроизводятся в совместной коллективной деятельности; поэтому закрепляющие их формы отражения всегда носят социальный характер. Таким образом, в более узком смысле сознание - высшая форма психического отражения, свойственна общественно развитому человеку. Без сознания оказывается невозможной совместна деятельность людей в одном поколении, а также передача опыта культуры от одного поколения к другому. Сознание, таким образом, выполняет функцию социальной памяти человечества, вырабатывая некоторые схемы воспроизводства накопленного человечеством опыта.

Б29,30

Взаимосвязь вещей материального и идеального мира ведет к изменению самих вещей — элементов различных систем, обуславливая тем самым движение, изменение и развитие этих систем. С ледовательно, конкретизацией закономерности всеобщей связи явлений выступает закономерность всеобщего движения и развития.

Суть диалектического понимания развития обнаруживается в ответах на вопросы — что такое развитие, что является его причиной, как оно осуществляется, куда оно идет?

Развитие — это обусловленные противоречиями ряда систем направленные, необратимые, качественные изменения, господствующие (и включающие их) над хаотическими, обратимыми, количественными изменениям и, приводящие к возникновению явлений с новыми качественными характеристиками.

Развитие может быть равномерным и не равномерным, всесторонним и односторонним, гармоничным и дисгармоничным.

Характеризуя развитие, следует иметь в виду следующее:

• развитие есть единство прогресса и регресса (прогрессивные изменения определяются как изменения, направленные от простого к сложному, от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному; к регрессу относятся противоположно направленные изменения). В чем проявляется данная черта развития?

Во-первых, всегда идет противоборство более прогрессивных изменений и менее прогрессивных. Во-вторых, всякий прогресс есть одновременно ограничение развития в других направлениях (например, современный научно-технический прогресс из всесторонне развитого в потенции человека производит узкого специалиста). В-третьих, этапы развития есть чередование преобладания прогресса или регресса.

• развитие есть единство конечного и бесконечного. Оно конечно, т. к. конечно развитие отдельных вещей, которые возникают и исчезают, но, в то же время, бесконечно, т. к. бесконечна связь отдельных явлений в единой цепи преобразования мира.

В диалектической концепции развития её источником (коренной причиной) выступает внутренние, заключенные в самом объекте противоречия в единстве с противоречиями внешними. При этом качественное изменение объекта подготавливается количественными изменениями, переходящими границу меры и развитие происходит по спирали, воплощая единство поступательного и кругового движения. Эти процессы описываются основными законами диалектики.

Основные (всеобщие) законы диалектики, как конкретизация «принципа» развития:

закон единства и борьбы противоположностей (показывает источник развития);

закон взаимного перехода количественных и качественных изменений (показывает характер развития);

закон отрицания отрицания (характеризует направленность и структуру развития).

Диалектика — это философское учение о развитии всех форм бытия и одновременно — его познания и преобразования.

Учение диалектики прошло три этапа развития: стихийная диалектика древних, диалектика немецкой классической философии, материалистическая диалектика.

Диалектика разделяется на объективную и субъективную диалектику.

Объективная диалектика — это порядок, логика объективных процессов движения, изменения, развития, взаимодействия.

Субъективная диалектика — это диалектика мышления как отражение этих объективных процессов в формах знания.

И в объективной, и в субъективной формах диалектика есть целостная система законов, принципов и категорий.

Б31

В системе многообразных форм отношения человека к миру важное место занимает познание или приобретение знания об окружающем человека мире, его природе и структуре, закономерностях развития, а также о самом человеке и человеческом обществе.

Познание — это процесс получения человеком нового знания, открытие неизвестного ранее.

Результативность познания достигается в первую очередь активной ролью человека в этом процессе, чем и вызвана необходимость его философского рассмотрения. Иными словами, речь идет о выяснении предпосылок и обстоятельств, условий продвижения к истине, овладением для этого необходимыми методами и понятиями. Философские проблемы познания составляют предмет теории познания, или гносеологии. “ Гносеология ” — слово греческого происхождения (гнозис — знание и логос — слово, учение). Теория познания отвечает на вопросы, что такое познание, каковы его основные формы, каковы закономерности перехода от незнания к знанию, что такое субъект и объект познания, какова структура познавательного процесса, что такое истина и каков ее критерий, а также на многие другие. В философию термин “теория познания” ввел шотландский философ Дж. Феррьер в 1854 г. Совершенствование средств познания — неотъемлемая часть истории человеческой деятельности. К разработке вопросов познания обращались многие философы прошлого, и совсем не случайно эта проблематика выдвигается на первый план и становится определяющей в развитии философской мысли. Вначале познание выступает в наивных, порой весьма примитивных формах, т.е. существует как обыденное познание. Его функция не утратила своего значения до сих пор. По мере развития человеческой практики, совершенствования навыков и умения людей в постижении реального мира важнейшим средством не только познания, но и материального производства становится наука. Выявляются принципы научного познания, которые легли в основу формирования и организации научного мышления.

При этом выделяются общефилософские принципы, распространяющиеся как на мир в целом, так и на сферу познания (отношение человеческого познания к миру), принципы специального научного мышления и принципы специальных научных теорий. Одним из самых мощных факторов, преобразующих жизнь общества, в XX в. стала наука (подробнее о науке как форме общественного сознания речь пойдет в теме 5). Это, в свою очередь, превратило ее саму в объект тщательного и скрупулезного изучения. Развернулся широкий фронт исследований, в центре которых оказалась познавательная деятельность человека и общества. Психология научного творчества, логика науки, социология науки, история науки, наконец, науковедение — таков лишь краткий перечень специальных дисциплин, изучающих различные отрасли и формы познания. Не осталась в стороне и философия, образовав широкую сферу, получившую название философия науки (включив в себя ряд подразделов: философия биологии, философия физики, философия математики).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: