Основные концепции исторического процесса

 

Все многообразие взглядов на исторический процесс можно свести к двум концепциям (направлениям, подходам, парадигмам) – линейной и цивилизационной.

Наиболее известные представители линейной концепции (ее разновидностей – христианской, формационной) – Августин Блаженный, Георг Гегель, Карл Маркс, Уолт Ростоу. Если Августин был родоначальником христианской философии истории (труд «О граде Божием»), то великий немецкий философ Гегель рассматривал историю как «прогресс духа в сознании свободы», последовательно реализуемый через «дух» отдельных народов.

К. Маркс и его соратник Ф. Энгельс создали философское, экономическое и социально-политическое учение – марксизм. Последователи марксизма (в России – социал-демократы во главе с Г. В. Плехановым, В. И. Лениным) считали это учение вершиной науки об обществе и его революционном преобразовании. Марксизм рассматривает общество как организм, в структуре которого производительные силы определяют производственные отношения, формы собственности, которые, в свою очередь, обусловливают классовую структуру общества, политику, форму государственной власти, право, мораль, философию, религию, искусство.

Единство и взаимосвязь производительных сил и производственных отношений образует определенный исторический тип общества – общественно-экономическую формацию (или способ производства). Формаций, как Вы знаете, пять. Развитие и смена формаций составляет процесс поступательного движения общества. Марксистская философия истории является фундаментом социально-политических положений марксизма: о капитализме – последней эксплуататорской формации, о пролетариате – «могильщике» капитализма, о коммунистической партии – авангарде пролетарской борьбы за социализм, о пролетарской революции и диктатуре пролетариата – неизбежных условиях перехода к обществу социальной справедливости, о социализме и коммунизме – двух ступенях светлого будущего всего человечества.

Американский социолог XX в. Ростоу выдвинул теорию «стадий экономического роста», согласно которой эволюция общества определяется главным образом уровнем развития техники и технологии. Ростоу выделил пять «стадий роста».

Наиболее известные представители цивилизационной концепции (ее разновидностей – циклической, культурно-исторической) – мыслители XIX – XX вв. – Николай Данилевский, Освальд Шпенглер, Арнолд Тойнби. Но идеи исторических циклов высказывались и раньше – Гераклит, Ибн Хальдун, Фрэнсис Бэкон.

Как правило, термин «цивилизация» употребляется в двух значениях. Во-первых, для обозначения высшего уровня общественного развития и материальной культуры, достигнутого данной страной, исторически сложившимися общностям (например, западным обществом). Во-вторых, для обозначения своеобразия жизни стран, исторически сложившихся общностей в определенные исторические периоды (например, цивилизация Византии, цивилизация на постсоветском пространстве).

Известный русский мыслитель XIX в. Н. Данилевский в работе «Россия и Европа» выдвинул теорию обособленных «культурно-исторических типов» (цивилизаций). Он утверждал, что российская цивилизация является особым историческим феноменом, не похожим на Европу.

Европейские мыслители XX в. О. Шпенглер и А. Тойнби полагали, что каждая цивилизация проходит через одинаковые ступени: детство → юность → зрелость → упадок.

Многие современные исследователи указывают на возможность и плодотворность сочетания линейного и цивилизационного подходов. Такой синтез позволил европейским мыслителям выделить четыре фазы общественного развития, в рамках которых, исключая примитивное общество, развиваются цивилизации.

В XIX – XX вв. утвердилось деление цивилизаций на два типа – западный (Запад) и восточный (Восток). А в последнее время предлагается современную глобальную цивилизацию разделить на четыре сегмента – Запад – Восток – Север – Юг. Указывается на целесообразность деления определенной цивилизации на таксономические цивилизационные уровни (Российская цивилизация – Восточные районы России – Уральский регион – Горнозаводский Урал).

 

Вопросы и задания

 

1. В чем различие линейной и цивилизационной концепций исторического процесса?

2. Сравните пять общественно-экономических формаций Маркса и пять «стадий экономического роста» Ростоу.

3. Чем можно объяснить отсутствие исследований в русле цивилизационной парадигмы в советское время?

4. Как соотносится понятие «постиндустриальное общество» с теориями Маркса и Ростоу?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: