Методологические основы КУРСА

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….….  
1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУРСА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ………………………………………………………………………  
1. 1. Историческая хронология………………………………………...  
1. 2. Основные концепции исторического процесса…………………  
1. 3. Периодизация всемирной и российской истории………………  
1. 4. Историография и источники русской истории…………………  
1. 5. Особенности российского исторического процесса……………  
2. ПРОБЛЕМЫ ДРЕВНЕЙ И СРЕДНЕВЕКОВОЙ РОССИИ……………….  
2. 1. Древняя Русь (IX – XIII вв.………………………………………  
2. 2. Образование Российского государства (XIV – XV вв.)………  
2. 3. Укрепление Российского государства (XVI – XVII вв.)………  
3. ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ В XVIII – НАЧАЛЕ XX в……………………………………………………………………………..  
3. 1. XVIII век – первое столетие российской модернизации………  
3. 2. Россия в первой половине XIX века……………………………  
3. 3. Пореформенная модернизация (1861 – 1917)……………….…  
4. РОССИЯ В XX – начале XXI в…………………………………………….  
4. 1. Модернизация России в советский период……………………  
4. 2. Россия на рубеже XX – XXI вв…………………………………  
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА…………………………………………  
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ И СООБЩЕНИЙ……………………………………….  
ТЕСТЫ ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ…………………………………  

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Уважаемые студенты! На первом курсе всех высших учебных заведений России изучается курс Отечественной истории. Российская история – неотъемлемая часть, неповторимый фрагмент всемирной истории. Не может считаться полноценным человеком тот, кто живет, не ведая своих корней, прошлого своего народа, кто лишен исторической памяти. Истинная любовь к родине немыслима без знания ее великого, трагического и прекрасного прошлого. «Уважение к минувшему, - писал А. С. Пушкин, - вот отличительная черта, отличающая образованность от дикости… Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие».

Интерес к истории возрастает в переломные периоды жизни человечества, отдельных народов. На исторических примерах люди воспитываются в уважении к вечным, непреходящим ценностям: миру, добру, справедливости, преданности отечеству и готовности его защищать, свободе, красоте.

История зародилась в античном мире. Историки древности под историей понимали художественный рассказ о знаменательных событиях и выдающихся людях. Современная историческая наука сформировалась в XIX – XX вв. Используя научные методы – конкретно-исторический, сравнительно-исторический, ретроспективный, логический и др., - исследователи отыскивают остатки прошлой жизни людей, исследуют их достоверность, выявляют связи между отдельными фактами прошлого, пытаются воссоздать возможно более полную картину прошлой жизни и ее объяснить. Поскольку историков интересует все многообразие прошлой жизни, постольку история, как любая наука, неисчерпаема.

Историческое образование является составной частью гуманитарного образования в высшей школе. Изучение российской истории в техническом вузе предполагает опору на известные вчерашним школьникам исторические факты, события и имена, введение в вузовский курс новых научных данных, изучение материала по историографии и источникам русской истории. Акцент делается на осмысление пройденного российским обществом и государством пути, на формировании у студентов исторического сознания, позволяющего воспринимать мир целостно во времени. Познав историю своей страны, можно понять ее место и роль во всемирной истории.

Цель пособия – помочь студенту в осмыслении российской истории, изучении ее основных проблем при самостоятельной проработке учебного материала, а также на лекциях и семинарских занятиях. В пособии выделены четыре крупные проблемы, каждая из них разделена на части, содержащие учебно-методический материал и вопросы для самоконтроля. В пособии имеются список рекомендуемой литературы, темы рефератов и сообщений, а также варианты тестов по отечественной истории.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУРСА


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: