Классный час для обучающихся 8-9-х классов

Цель:

- сформировать у обучающихся представление о толерантности и кчествах личности толерантной и интолерантной

 

Задачи:

- познакомить с понятиями толерантность, толерантная и интолерантная личности.

- способствовать развитию толерантности мышления и принятия другого человека с позиции уважения к своим правам и правам других людей;

- воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;

- развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;

- способствовать повышению уровня творческой активности учащихся.

- развитие способности к познанию себя и других людей.

- развивать навыки самоанализа и самосовершенствования.

 

Ход классного часа:

20 век был веком войны, на которую обитатели планеты Земля обрекли себя, не желая понимать и уважать друг друга, видеть и принимать общечеловеческие идеалы и ценности. Поэтому ООН и ЮНЕСКО объявили первое десятилетие 21 века десятилетием культуры мира и ненасилия, а в 1995 году день 16 ноября был объявлен Международным Днём Толерантности.

- И так, что же такое «толерантность»? Заглянем в прошлое.

На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил Талейран-Перигор, князь Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.

С именем этого человека и связанно понятие “толерантность”.

Понимание толерантности в разных языках неоднозначно.

Толерантность (от лат. tolerantia – терпение) – отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию. Например, толерантность к тревоге проявляется в повышении порога эмоционального реагирования на угрожающую ситуацию, а внешне – в выдержке, самообладании, способности длительно выносить неблагоприятные воздействия без снижения адаптивных способностей.

В английском – это «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь».

Во французском – «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, этических и религиозных взглядов».

В испанском оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения.

В китайском языке быть толерантным - значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других».

В арабском языке толерантность – «прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, снисходительность, благосклонность, терпение, расположенность к другим».

В персидском – «терпение, выносливость, готовность к примирению».

В немецком – «терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению»

В русском – способность терпеть что- то или кого–то (быть выдержанным, стойким, уметь мириться с существованием чего – либо или кого – либо).

Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны? (Ответы обучающихся)

Многозначность и разнообразие определений толерантности подчеркивает различие культур и исторического опыта народов. Данные определения служат подтверждением многообразия сообществ, религиозного многообразия.

А что же объединяет эти определения? (Ответы обучающихся)

Каждое определение выражает сущность толерантности: требование уважать права других «иных», не допускать причинения им вреда. Общими в понимании толерантности разными народами является восприятие человеческого рода, как единого целого и взаимозависимого.

(Ответы обучающихся)

Делим класс на 4 группы. Даем задание по группам. (Далее класс работает по подгруппам.)

Инструкция: Обобщим все сказанное вместе. Слово «толерантность» я изобразила в виде солнца. Ваша задача написать на лучах солнца наиболее важные, по вашему мнению, характеристики толерантности и представить.

Посмотрите, ребята: мы все разные, непохожие друг на друга, но характеристики толерантности выбираем похожие.

Согласно «Декларации принципов толерантности», утвержденной ЮНЕСКО в 1995 году, толерантность - уважительное, терпимое отношение людей к инакомыслию. Толерантность предполагает готовность признать "другого", имеющим равные права на определенные жизненные ценности.

В межличностном общении толерантность – терпение, принятие другого человека таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками. Развитию толерантности способствует неподдельный интерес к человеку, его самобытности, постижение его эмоционального состояния, рост жизненного опыта.

Различают толерантного и интолерантного человека.

Толерантный человек – человек, хорошо знающий себя, комфортно чувствующий себя в окружающей среде, понимающий других людей и готовый всегда прийти на помощь, человек с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.

Интолерантный человек – человек с собственной исключительностью, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.

Конечно, деление людей на толерантных и интолерантных является достаточно условным. Каждый человек в своей жизни совершает как толерантные, так и интолерантные поступки. Тем не менее, склонность вести себя толерантно или интолерантно может стать устойчивой личностной чертой, что и позволяет проводить такого рода различия. Какими же чертами должен обладать толерантный человек, а какие черты личности мешают быть таковым?

Толерантная личность обладает такими качествами как:

· уважение мнения других

· доброжелательность

· желание что-либо делать вместе

· понимание и принятие

· чуткость, любознательность

· снисходительность

· доверие,

· гуманизм

Интолерантная личность характеризуется такими качествами как:

· непонимание

· игнорирование

· эгоизм

· нетерпимость

· выражение пренебрежения

· раздражительность

· равнодушие

· цинизм

· немотивированная агрессивность

Актуальность проблемы толерантности не поддается сомнению. Ведь, как заметил однажды философ Ю. А. Шрейдер: «Самая страшная катастрофа, что грозит земной цивилизации – уничтожение человечности в человеке». Поэтому о принятии других людей такими, как они есть, так много написано и сказано. Проблема толерантности нашла свое отражение в разных художественных произведениях, в том числе и в детских сказках. Я предлагаю вам выполнить упражнение «Сказочные герои».

«Упражнение «Сказочные герои»»

Инструкция: Каждая группа получит карточку с названием сказки («Карлсон, который живет на крыше», «Винни Пух и все, все, все», «Гадкий утенок», «Маугли»). Ваша задача вспомнить сказку и ее героев. Кто из них проявляет черты толерантной или интолерантной личности и какие? На работу вам дается 10 минут.

Обучающиеся представляют результаты своей работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: