Управление налоговыми рисками

Налоговая стратегия и управление налоговыми рисками

 

Налоговая стратегия

Налоговая стратегия – составная часть финансовой стратегии компании. Налоговую стратегию необходимо разрабатывать еще при создании компании – на этапе формирования бизнес-плана.

Один из ключевых моментов налоговой стратегии – оптимизация налоговых выплат. Однако разрабатывая план оптимизации налогов, действовать нужно в рамках законодательства. Кроме того, необходимо сохранить имидж добросовестного налогоплательщика, как в глазах государственных органов, так и в глазах контрагентов.

При формировании налоговой стратегии надо учесть еще два момента: дробление бизнеса и выбор налогового режима. Цель дробления в том, чтобы не ограничиваться одной налоговой системой. Например, даже если для компании выгоден упрощенный режим налогообложения, то для ее ключевых партнеров это может быть невыгодно. Дело в том, что партнеры не смогут принять к вычету НДС, если они работают с фирмами на упрощенке. Поэтому лучше комбинировать разные режимы налогообложения (общий и специальные).

Налоговая стратегия не может быть чем-то статичным. Из-за изменчивости законодательства и внешней правовой политики систему налогообложения компании необходимо постоянно корректировать. Поэтому одна из важных составляющих налоговой стратегии – грамотный подбор кадров (бухгалтеров, налоговых специалистов). Преподаватель перечислила действия, которые помогут определить налоговую стратегию:

– изучение проектов нормативных правовых актов;

– изучение судебной налоговой практики;

– прогноз возможного развития событий;

– разработка схем управления финансовыми, товарными, документарными и информационными потоками;

– составление графика исполнения налоговых обязательств;

– прогноз эффективности применяемых способов налоговой оптимизации;

– оценка риска применяемых способов;

– проработка возможных неблагоприятных последствий оптимизации.

Оптимизация налогообложения предполагает некоторую долю риска. Дело в том, что зачастую оптимизация проводится не совсем в рамках закона, кроме того, оптимизация требует затрат. Поэтому следует проводить тщательный анализ: стоят ли выигранные от оптимизации деньги тех трат и того риска, которые будут вложены в оптимизацию. Так, грань между оптимизацией налогообложения и уклонением от уплаты налогов бывает очень тонка. И даже если выбранные способы оптимизации укладываются в рамки Налогового кодекса, все равно могут возникнуть судебные разбирательства со стороны налоговых органов. Преподаватель привела примеры.

– Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22 сентября 2015 г. № А26-6748/2014. Под видом вклада в уставный капитал фактически проведена продажа товара, которая оказалась оплаченной через цепочку контрагентов путем взаимозачета. При этом увеличение вклада в уставный капитал не имело смысла, поскольку компания, в которую делался вклад, фактически не осуществляла деятельность.

– Постановление ФАС Московского округа от 25.09.2015 № А40-141627/2014. Сумма полученного от банка кредита в тот же день была перечислена налогоплательщиком этому же банку в оплату за ценные бумаги, которые через несколько дней вернулись в банк через цепочку юридических лиц. Суд признал, что компания неправомерно включила в расходы по налогу на прибыль проценты по кредиту. Операции осуществлялись с взаимозависимыми лицами, при этом компания не соблюла цели расходования кредитных сумм (на покупку основных средств).

 

Управление налоговыми рисками

Риск – это событие, которое может произойти и привести к разным экономическим результатам, например, убытку или прибыли. Налоговый риск компании связан с возможными изменениями налоговой политики (появление новых налогов, ликвидация или сокращение налоговых льгот и т.п.), а также изменением величины налоговых ставок.

Одна из главных задач управления налоговыми рисками – предотвращение и (или) уменьшение возможности применения к налогоплательщику штрафных и иных санкций. Поэтому компании важно найти вариант действий, который бы оптимально сочетал риски и доходы.

Основные принципы управления налоговыми рисками. Преподаватель озвучила критерии, которые позволяют грамотно управлять рисками:

– не рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал;

– думать о последствиях;

– не рисковать многим ради малого.

Приемы, которые позволяют снизить налоговые риски. Преподаватель перечислила несколько способов, как снизить риски.

Диверсификация – компании следует применять разные варианты заключения однородных сделок, которые варьируются по степени риска от нуля до самого высокого. Это позволит усреднить риск до допустимого уровня для данной компании.

Лимитирование – компания устанавливает лимит, то есть предельные сумм сделок, которые являются рискованными в поле налогообложения.

Самострахование или резервирование – компания сама подстраховывается, например, создает различные резервы.

Страхование – компания отказывается от части доходов, чтобы избежать риска, путем приобретения страховки.

Преподаватель отметила, что налоговые менеджеры российских и зарубежных компаний рассматривают налоговые риски по-разному. Так, российские компании понимают налоговый риск исключительно как риск предъявления претензий со стороны налоговых органов и налоговых доначислений. Мировые компании под налоговым риском также понимают риск неэффективности налогообложения, то есть переплаты налогов. Более широкое понятие налогового риска стимулирует компанию создавать полноценную систему внутреннего контроля, которая:

– предотвращает или снижает вероятные доначисления налогов (штрафов или пеней);

– помогает достичь оптимального уровня налогообложения.

Пример избегания риска. Деятельность компании «Альфа» носит сезонный характер, поэтому случаются провалы в объеме выручки. При этом есть издержки, которые не снижаются в зависимости от выручки – аренда, зарплата персонала. Если объем выручки упадет настолько, что после оплаты аренды и зарплаты компания получит убыток, то возникнет риск приглашения на комиссию в налоговую инспекцию для дачи объяснений. Да и в целом этот факт вызывает повышенный интерес со стороны ФНС. Чтобы снизить риск, компания создала резерв на отпуск, ежемесячно отчисляя в него 10% от фонда оплаты труда. В «низкий сезон» компания направляет персонал в отпуск, выплачивая отпускные и налоги из резерва. Это позволяет не уйти в минус при «низком» сезоне.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: