Методы выявления проблемы

Для начала нам нужно разобраться, что же такое проблема. Проблема? (от греч. задача, вопрос, загадка, что предложено на разрешенье) ситуация рассогласования между тем, что хочется, и тем, что есть. Это ситуация, когда недостаточно средств для достижения цели.
Например, существуют такие проблемы: плохая погода, отключение горячей воды дома, переполненные автобусы, также хулиганство среди подростков, проблемы наркомании, загрязнения окружающей среды. Социальные проблемы мешают нормально функционировать обществу, мешают его развитию. Если представить, что общество это ткань, то возникающие проблемы эту ткань рвут, рвут связи между людьми, между производством и людьми и тормозят развитие. Конечно, здесь мы говорим не о проблемах вообще, а о тех. Которые решаются в рамках Акции «Я - Гражданин». Эти проблемы, которые, как вы уже знаете, прежде всего являются общественными, бывают самые разные. Их иногда даже разделяют по направлениям: молодежные проблемы (связанные, например, с досугом или с трудоустройством молодежи); проблемы социально неблагополучных слоев населения (детей-сирот, инвалидов, пенсионеров….); экологические проблемы и проблемы благоустройства территорий; правовые проблемы; «патриотические» проблемы (например, связанные с памятью о ветеранах, исторических событиях и т. п.); культурологические проблемы (связанные с сохранением исторических памятников и памятников культуры и т. п.); проблемы духовности и т. д. Подумайте, какие общественные проблемы вы видите вокруг себя и к каким сферам они относятся. При этом учитывайте, что некоторые проблемы можно отнести одновременно к нескольким направлениям или сферам.


Где и как искать проблемы?
Существует несколько источников, которые могут помочь вам в вашем поиске:

● СМИ (газеты, выпуски новостей на местном радио и телевидении);

● Ваши знакомые, друзья, родители, одноклассники, жители вашего микрорайона и т. п. при этом можно как просто расспросить их, а потом обсудить результаты в команде, так и провести опрос, составив свою анкету;

● При поиске проблемы можно также использовать экскурсию учащихся по своему району с фотоаппаратом или видеокамерой, которые будут фиксировать примеры неблагополучия, ликвидация которых не потребует глобальных затрат и не затянется по времени.

После того, обсуждая возможные проблемы всей командой, вы можете воспользоваться широко известной методикой, которая называется «мозговой штурм». На доске рисуется ромашка и в ее лепестки записываются различные проблемы села, района, города, которые предлагаются ребятами. При этом они озвучиваются, записываются, но не обсуждаются.
Вы можете присвоить каждой из этих категории баллы от 1 до 5, например, и проголосовать в команде или выбрать одну из проблем другим способом, например тайным голосованием. В любом случае, помните, что при выборе вы должны опираться на указанные выше признаки. С целью выявления актуальной проблемы также несложно организовать игру «Ящик предложений». Это может быть коробка, возле которой лежат листки бумаги и ручка, для того, чтобы каждый из школьников в любой удобный момент мог написать свое предложение,
высказать свое мнение или пожелание, а также поделиться тем, что не может или не хочет публично сказать всем. Затем в классе можно организовать дискуссию по широкому кругу предложений, собранных в этом ящике.
Также ваша команда может разделиться на несколько групп, в каждой из которых будет от 2 до 5 человек. Пусть каждая группа продумает и запишет на листе бумаги от трех до пяти общественных проблем, которые она считает важными (но не забывайте об указанных выше критериях!). На выполнение этого задания можно выделить до 10 минут. Потом в течение следующих 5 минут каждая из групп расставляет выбранные ею проблемы в порядке интереса и важности их решения (на 1,2 место и т. д.). Далее каждая из команд представляет перед остальными ту проблему, которая стоит у нее на 1 месте. Во время «защиты» (презентации) проблемы, команда должна представить свои аргументы относительно проблемы по матрице, которую вы заполните, в лабораторной №3.
После представления каждой командой своей проблемы, рейтинговым голосованием учащимися выбирается наиболее понравившаяся проблема для дальнейшей работы над проектом.
Успешность работы на этом этапе во многом зависит от активной роли педагога, его способности организовать командную работу, осторожно, и в то же время твердо, направлять деятельность учащихся в оптимальном для решения данной задачи направлении.
После выбора проблемы и четкого ее формулирования, понятного всем членам команды, необходимо собраться вместе и обсудить, какие источники информации могут вам помочь (т. е. – откуда и у кого мы можем получить информацию по проблеме?). Это также может быть одним из вопросов вашего социологического опроса. По ходу работы из первоначального списка могут быть удалены одни источники, а другие добавлены.
Как исследовать проблему?
Начинать нужно постепенно. Исследуя проблему, начинайте с опроса мнения. Если убедилась, что проблема интересует не только вас, договаривайтесь о встречах с заинтересованными (или незаинтересованными) инстанциями. Идите от низших чинов к высшим. Чаще обращайтесь к средствам массовой информации. Газеты, даже если не очень положительно настроены, все равно печатают «горячий» материал. Польза от этого несомненная.


Анкетирование – субъективный количественный метод исследований, заключающийся в опросе (анкетировании) респондентов на основе заранее разработанной анкеты. Важную роль здесь играет количество респондентов – чем больше человек опрошено, тем объективнее будет результат.

Как проводить социологический опрос?
Для начала составьте анкету или опросный лист. Он будет состоять из тех вопросов, на которые вы хотите получить ответы. Заранее надо продумать, кого необходимо опросить по данной проблеме, какая категория респондентов должна участвовать. Это могут быть как абсолютно все (класс, группа, факультет), так и определенный целевой сегмент, например, мужчины или женщины, пенсионеры или молодежь. Главное – четко определить ключевые параметры и характеристики опрашиваемых лиц.

С чего начать?

Любой социологический опрос начинается с постановки цели. Зачем мы проводим опрос? Что хотим выяснить? Не стоит пытаться получить ответы на все интересующие вопросы за один раз. Невозможно сразу исследовать все, иначе анкета будет слишком длинной, что нежелательно, следовательно, важно выделить основное направление и двигаться в этом русле.

Безусловно, самым важным и сложным этапом является разработка анкеты. От того, насколько четко она составлена, отвечает ли она цели, учтены ли особенности респондентов, зависит результат всего исследования. Поэтому при работе над анкетой следует обратить внимание на следующие моменты. Оптимальное для человеческого восприятия число вопросов – от 20 до 30 (30-40мин.). Ответы на большее число вопросов занимают много времени и утомляют. Если вопросов чрезмерно много, с определенного момента опрашиваемое лицо начинает относиться к ответам формально или вообще на них не отвечает. Порядок, последовательность вопросов должны быть следующими: от наиболее общих вопросов к конкретным, от простых по степени сложности к сложным. Вопросы желательно задавать в логической последовательности, с учетом того, чтобы ответы не испытывали на себе влияние предшествующих вопросов.
Желательно, чтобы вопросы были разными по форме ответов. А именно: открытыми, закрытыми или смешанными.

 

Правила, которые необходимо соблюдать при разработке анкеты:

Социологическая анкета – это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов. Направленных на выявление мнений и оценок респондентов и получение от них инфрмации о социальных фактах, явлениях, процессах. Выступая основным инструментом социологического опроса, анкета служит для сбора первичной социологической информации. Анкета имеет строгую структуру и включает в себя несколько элементов:титульный лист, вводную, основную, заключительную части.

Титульный лист должен содержать название организации, проводящей исследование, название анкеты, год исследования, регион, город, где проводится исследование).

Вводная часть представляет собой обращение к респонденту – «Дорогой друг!», «Уважаемый житель г. Красноярска!» и т. д. Следует несколько слов сказать о самом исследовании – что изучается, почему это важно, кто проводит исследование. Необходимо обратиться с просьбой к респонденту принять участие в исследовании. Важная часть анкеты – инструкция (в том случае, если респондент сам заполняет анкету). Она должна быть написана четко и ясно, чтобы респондент понимал, как именно он должен отвечать на вопросы.Гарантируется анонимность ответов.

Основная, заключительная часть содержит вопросы (блоки), направленные на получение информации. В начале анкеты имеет смысл разместить так называемые «контактные» вопросы. Они должны быть простыми и доступными, так, чтобы ответить на них мог любой. При чем контактные вопросы не обязательно напрямую должны быть связаны с темой исследования. Хотя при анализе результатов опроса интересно будет узнать, например, влияет ли как-то увлечение сигаретами на учебу, как проводят свободное время курящие и некурящие подростки и т. д.

Самые сложные с точки зрения предполагаемого респондента вопросы следует вынести в конец анкеты (как правило, это вопросы, связанные с личным опытом).Следует соблюдать принцип расположения вопросов: усложнение их от начала к середине анкеты и упрощение от середины к концу (что связано с накоплением усталости респондента при заполнении анкеты.)

В третьей части анкеты – так называемой «паспартичке» – выясняются социально-демографические характеристики опрашиваемых: пол, возраст, семейное положение. Образование, социальное происхождение, место работы, учебы. В конце анкеты необходимо поблагодарить респондента за участие в исследовании.

Если говорить о выборке исследования, то, например, чтобы публиковать данные в газете, необходимо опросить минимум 400-500 человек в городе, чье население составляет около 100 тысяч жителей. А минимальное количество опрошенных, которое вам необходимо в любом случае (даже если вы не собираетесь публиковать результаты) – это 50 человек.
Если вы опрашиваете ребят в школе, тогда вам желательно опросить не менее 40-50 человек, причем из разных классов/параллелей. Определите, прежде всего, ребят какого возраста необходимо опросить по вашей проблеме. Будет неправильно, например, если из ваших 50 опрошенных 40 человек окажется из десяти классов, а оставшиеся 10 – из всех остальных. Также старайтесь, чтобы число опрошенных у вас было приблизительно равное количество мальчиков и девочек (мужчин и женщин и т. д.). Если вы опрашиваете учеников нескольких школ (например, находящихся в вашем районе города), то так же в каждой школе необходимо будет получить информацию у 40-50 человек.

Опрос желательно проводить группами по 3 человека – это оптимальный вариант: первый опрашивает, второй записывает, третий помогает первым двум, а также для них является «моральной поддержкой». К тому же, например, ходить по квартирам в одиночку может быть опасно.

Внимание: записывать ответы опрашиваемых надо точно, не переделывая их!

Классификация вопросов

Открытый вопрос представляет собой вопрос без возможных вариантов ответов – например, «Что Вам больше всего нравится в вашей профессии?». Закрытый вопрос предполагает готовые варианты ответов. Например: «Часто ли ты куришь» Варианты ответов могут быть: – Да, – Нет, – Не всегда.
или 1. Не более 5 сигарет в день;

2. 6-10 сигарет в день;

3. 10-20 сигарет в день;

4. Более пачки ежедневно;

5. Не курю вовсе;

6. Затрудняюсь ответить.

Открытые вопросы требуют определенного умственного напряжения респондента, значительно повышают затраты времени на опрос. На такие вопросы человек отвечает соответственно тому, как он видит и чувствует проблему, пользуясь своими средствами выражения, то есть на него не оказывают влияния формулировки ответов.
Вместе с тем открытые вопросы существенно увеличивают расходы на обработку материала, нуждаясь в тщательной последующей кодировке ответов, так как респонденты отвечают по-разному, пользуются различными терминами. Напр.: «При каких обстоятельствах Вы впервые закурили?»
Смешанные вопросы содержат в себе черты открытых и закрытых вопросов. Такие вопросы задаются в том случае, если есть вероятность, что какой-то возможный вариант ответа не учтен, поэтому перечисление вариантов заканчивается словами: «другие причины», «другое» и т.д.
Полузакрыты (полуоткрытые). Например: «Что тебе нужно, чтобы бросить курить?»

• Помощь врачей;

• Точные знания о вреде курения.

• Изменение образа жизни;

• Дефицит сигарет;

• Занятия физкультурой и спортом;

• Специальные лекарства, препараты;

• Поддержка психотерапевта;

• Иглоукалывание;

• Помощь экстросенса;

• Брошу, если заболею;

• Что еще? Напишите ___________________.

 

Вопросы могут быть прямыми: «Почему ты начал курить?» и косвенными: «Как ты считаешь, почему школьники начинают курить, зная, что это вредно?»

Вопросы-фильтры (их назначение – отделить часть респондентов по тому или иному признаку от общего массива респондентов).Пример: изучая свободное время студентов, хотим выяснить, какими видами спорта они занимаются, вначале иформулируется вопрос-фильтр: «Занимаетесь ли Вы спортом?», и только потом, какими его видами. Если респондент отвечает на вопрос отрицательно. То ему не нужно отвечать на серию вопросов о конкретных занятиях.

Вопросы-ловушки предназначены для выявления искренности и добросрвестности опрашиваемых. Пример: исследование свободного времени студентов, в ходе которого ставится задача выявить читательские интересы и предпочтения. Социологи предложили респондентам перечень знакомых им книг и их авторов и включили в качестве одного из вариантов книгу вымышленного писателя. Некоторые опрашиваемые ответили, что они эту книгу читали и она им понравилась. Здесь очевидна недобросовестность респондентов. Которая должна быть учтена при анализе.

Буферные вопросы служат для разограничения отдельных смысловых блоков в анкете.

Вопрос- меню: «Как Вы считаете, что такое жизненный успех?»

• Высокое служебное положение, карьера.

• Богатство, финансовое благосостояние.

• Удачный брак. Хорошая семья.

• Хорошее здоровье.

• Близкие друзья.

• Любовь.

Контрольные (для проверки устойчивости ответов).

Наводящие (уточнение смысла основного вопроса).

С учетом функций выделяются также отсеивающие вопросы, с помощью которых опрашиваемые разграничиваются на две группы – обладающую данным признаком и не обладающую им. Это дает возможность сразу определить, является ли данный человек потенциальным респондентом или нет. Например: «Вы учитесь в нашем институте?» Предполагаемые ответы: – Да, – Нет.
Кроме всего вышесказанного следует запомнить еще несколько правил:
– Вопросы должны быть заданы в вежливой форме, этичны и грамматически верны.
– Вопросы должны быть простыми, ясными, без сложных причастных и деепричастных оборотов.
– Ответы должны давать конкретный результат.

Шкальные вопросы, варианты ответов на которые показывают интенсивность выраженности определенного признака. Здесь вашему респонденту нужно обвести цифру, соответствующую его оценке по этой шкале.

Пилотное исследование
Анкета готова. Но прежде чем начинать опрос, нужно провести пилотное исследование – тестирование анкеты на выборке людей. Опрашиваемым (не менее пяти человек) задаются все вопросы анкеты и три дополнительных: «Какой вопрос, по Вашему мнению, был самым важным в анкете?», «На какой вопрос было труднее всего отвечать?», «На какой вопрос не хотелось отвечать?». После этого необходимо проанализировать полученную информацию и, если нужно, переработать неудачные вопросы анкеты.

Подготовка интервьюера
Проведение опроса требует квалифицированной подготовки со стороны опрашивающего (интервьюера). Здесь важна готовность понять другого человека, большое чувство такта в проведении опроса, предельная терпимость. Опрашивающему порой приходится выслушивать довольно грубые отказы, претензии. Важно держать себя в руках, не принимать услышанное близко к сердцу и, конечно, не отвечать на грубость. И, безусловно, интервьюер должен опрятно выглядеть и обладать хорошей дикцией.
Наилучшим вариантом является приглашение интервьюера извне, поскольку это будет гарантировать беспристрастность и свежий взгляд со стороны. Кроме того, одним из основных условий достоверности получаемой информации является анонимность участников.

Проведение опроса

Итак, анкета и интервьюер готовы – можно начинать! Лучше заранее подготовить приветственную фразу, типа «Здравствуйте! Можно задать Вам несколько вопросов?» Нетактично ошарашивать человека вопросом, не предупредив заранее. Не стоит произносить слишком длинное приветствие – это обычно воспринимается негативно, так как у человека возникает ощущение, что раз вступление такое длинное, то вопросов, скорей всего, ну очень много.
Хорошо использовать фразы: «Это не займет много времени» или «Это займет пару минут» и улыбаться! Улыбка – залог того, что вас по крайней мере выслушают!
По окончании анкетирования, конечно, нужно поблагодарить человека: «Спасибо большое. Вы нам очень помогли!»
Следует опросить не менее сотни ч еловек, чтобы выявить хоть какую-нибудь закономерность и не делать поспешных выводов.

Анализ данных
Полученные данные заносятся в базу, анализируются, составляются сводные таблицы, позволяющие увидеть зависимость одних показателей от других, и на основании этого формируется отчет, который в наглядной форме характеризует сложившуюся ситуацию. По результатам отчета делаются выводы. Для представления результатов стоит сделать презентацию, где в виде таблиц, диаграмм, схем будут отражены моменты, на которые стоит обратить внимание.
И последнее. Закончив опрос, не стоит о нем забывать. Проводя похожие анкетирования через некоторые отрезки времени, можно получить хорошие статистические данные и отследить динамику изменений изученных параметров.

Показатель Индикатор Шкала Вопрос в анкете
I Потребность п видах деятельности в сфере свободного времени Вилы деятельности в свободное время: • Занятия спортом • Чтение • Просмотр ТВ-передач • Прогулки с друзьями • Посещение кафе, ресторанов, казино • Посещение курсов, кружков, секций • Прослушивание музыки • Самообразование • Любительские занятия (хобби) • Посещение гостей, родственников • Посещение дискотек • Просто отдых, «ничегонеделание» • Посещение видеосалонов, кинотеатров • Общение с друзьями Номинальная неупорядоченная Потребность в каких видах деятельности в свободное время вы испытываете более всего? • Занятия спортом • Чтение • Просмотр ТВ-передач • Прогулки с друзьями • Посещение кафе, ресторанов, казино • Посещение курсов, кружков, секций • Прослушивание музыки • Самообразование • Любительские занятия (хобби) • Посещение гостей, родственников • Посещение дискотек • Просто отдых, «ничегонеделание» • Посещение видеосалонов, кинотеатров • Общение с друзьями Ваш вариант ответа
II. Степень реализации потребностей в этих видах деятельности Индивидуальная оценка студентами того, насколько им удается реализовать потребности в этих видах деятельности Номинальная упорядоченная Удается ли вам, как правило, реализовать эти потребности? 1- Да • Скорее да, чем нет • Скорее нет, чем да • Не удается • Затрудняюсь ответить
III. Удовлетворенность уровнем реализации потребности в отдыхе Индивидуальная оценка уровня реализации потребности в отдыхе, релаксации, восстановлении сил Номинальная упорядоченная Оцените, как вам удается в свободное время... (отметьте галочкой, что вам больше подходит) 1. Отдохнуть

 

 

Продолжение табл. 2

       
IV. Удовлетворенность уровнем реализации потребности в развлечениях Индивидуальная оценка уровня реализации потребности в развлечениях Номинальная упорядоченная • Развлечься • Пообщаться с друзьями • Заняться творчеством • Заняться физическим развитием • Развивать свои умственные способности
V. Удовлетворенность уровнем реализации потребности в общении Индивидуальная оценка уровня реализации в свободное время потребностей в общении Номинальная упорядоченная
VI. Удовлетворенность уровнем реализации потребности в творческой деятельности Индивидуальная оценка уровня реализации в свободное время потребностей в творческой деятельности Номинальная упорядоченная
VII. Удовлетворенность уровнем реализации потребности в физическом развитии Индивидуальная оценка уровня реализации в свободное время потребностей в физическом развитии Номинальная упорядоченная
VIII. Удовлетворенность уровнем реализации потребности в развитии умственных способностей Индивидуальная оценка уровня реализации в свободное время потребностей в развитии умственных способностей Номинальная упорядоченная

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: