Требования к объекту ПСИ: записать

• Четкое обозначение явления по следующим параметрам –профессиональная (отраслевая принадлежность, пространственная ограниченность, функциональная направленность;

• Определенная временная ограниченность;

• Возможность его количественных измерений.

Предмет исследования – это те стороны деятельности и свойства объекта исследования, которые подлежат изучению. Один и тот же объект может изучаться под разными углами зрения, т.е. иметь различные предметы исследования. Так, изучая студентов, социолог может предметом своего исследования сделать: их учебную и внеучебную деятельность, жизненные планы, ценностные ориентации, политические предпочтения, религиозные установки, музыкальные и кинематографические вкусы, отношение к моде, вторичную занятость, карьерные притязания, т.е. отношение к самым различным сторонам жизни своей социальной группы и общества в целом – социально-экономическим, политическим, культурным.

Предметом исследования здесь могут быть его структура (которая даст возможность изучить основные виды их деятельности в свободное время- посещение гостей, ничегонеделанье, прослушивание музыки или более возвышенное – самообразование, чтение ) и факторы, влияющие на эффективность его использования. Эти формулировки показывают, что предмет имеет сложный состав. Или напр., в качестве конкретного школьного коллектива (объекта социологии) в качестве предмета исследования могут выступать: дисциплина учащихся, социально-психологический микроклимат в классах, общественно-политическая активность, их гражданские позиции и т.д. или более узко – досуг подростков, проживающих в данном населенном пункте. Тогда предметом исследования, станут – склонность подростков к вредным привычкам (табакокурение, пьянство, наркомания, половая распущенность и т.д.).

Цель и задачи

Правильная формулировка предмета особенно важна для определения цели исследования, поскольку содержательно и стилистически формулировки предмета и цели прикладного исследования тесно связаны между собой. Приведем примеры таких формулировок.

Предмет исследования: структура свободного времени студента и факторы, влияющие на эффективность его использования.

Цель исследования: выявить структуру свободного времени студента и факторы, влияющие на эффективность его использования (определить, какой величиной свободного времени располагают студенты в среднем за неделю;показать наиболее предпочтительные для них виды досуговой деятельности;охарактеризовать потребности студентов, которые они реализуют в сфере свободного времени;выявить уровень удовлетворенности студентов использованием их свободного времени).

Таким образом, цель задает общую направленность исследованию и представляет собой проект деятельности по достижению результата. Цель – это то, что должно быть достигнуто в конце всей работы. Цель ориентирует на конечный результат, является его моделью. Иначе говоря, формулировка цели должна давать ответ на вопрос: «Для чего проводится исследование. Какую пользу предполагается получить после его завершения?»

Одно из важнейших требований к определению цели – краткость и четкость формулировок. Конкретизируется цель задачами исследования.

Задачи исследования – это действия, которые планируется совершить для достижения цели; это своеобразные ступеньки, по которым надо пройти, чтобы достигнуть конечного результата. «Изучить ….». «Составить …», «Проанализировать …».

Пример

Задачи исследования в процессе своей разработки должны быть согласованы (скоординированы) с гипотезами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: