Тема 1.2 Соотношение религии философии и науки

 

Бертран Рассел считал, что философия занимает промежуточное положение между религией и наукой, в том смысле что философия решает проблемы, которые не интересны ни науке, ни религии. При этом у неё много общего с обеими.

С религией ее связывает общность происхождения от мифа, а также общие так называемые вечные вопросы: в чем смысл жизни, что есть добро и зло, есть ли Бог, потусторонняя жизнь и т.п. Кроме того, существуют религиозная философии решающая философские проблемы с религиозной точки зрения. Есть мистическая философия в которой описывается оккультный опыт людей. Но в отличии от религии где есть догматы - положения в которых нельзя сомневаться, философия любит во всем сомневаться - это её метод.

Стремление к логике, доказательствам сближает философию с наукой, но в отличии от науки философия не претендует на точное знание и окончательное решение своих проблем. Так как в отличии от науки, стремящейся к объективности, философия более субъективна, в ней практически нет общепринятых мнений. Каждый философ читает себя в праве иметь свою собственную особую точку зрения по всем вопросам. В результате нет единой философии как системы взглядов. А есть множество различных философских учений, различающихся по многим параметрам. Некоторые, поэтому даже отрицали существование единой философии. Впрочем, Гегель утверждал, что философии только одна, а различные учения просто различные подходы к одной и той же проблеме, которые в действительности не противоречат друг другу, а дополняют друг друга, предлагая более целостную картину бытия.

Наука стремится к универсальности, объективности. Не существует национальной науки, однако существуют национальные философии отражающие национальные особенности духа, культурное своеобразие.

С точки зрения Аристотеля, разница между наукой и философией в том, что наука объясняет все на основе ближайших причин, а философия выдвигает в своих объяснениях самые последние, предельно общие причины, т. е. наука указывает на причины конкретные, материальные, философия на причины абстрактные, умозрительные пример.

Существует проблема - можно ли называть философию наукой? Да можно, хотя многие философы не считают её наукой, в общем, это зависит от точки зрения конкретного мыслителя. Если для философа наука - это образец знания, которому следует подражать, то естественно он стремится к тому, чтобы философия называлась наукой и была похоже на нее по форме, однако есть и другой подход, который не считают науку вершиной человеческого знания и для него философия превосходит науку, является более ценной формой знания. И представители этого подхода философию наукой никогда не назовут.

Как указывал Эммануил Кант любое знание, которое логически оформлено и систематизировано, допустимо считать наукой, но наукой, в собственном смысле этого слова, следует считать только то знание, которое построено на математических началах, где есть расчет и формы. В этом отличие так называемых гуманитарных наук, которые, по Канту, не совсем науки, от настоящих или естественных наук о природе которые - физики, механики астрономии.

С исторической точки зрения философия - это древнейшая наука в том смысле, что все остальные науки зародились внутри философии как части философского знания. Первые философы были энциклопедистами, они знали если не всю сумму знаний присущую культуре своего времени, то весьма значительную, например, Аристотель писал обо всем, кроме математики.

Со временем это стало невозможным - сумма знаний стала велика для одного человека. Последние всезнайки были возможны в XVII веке. И науки стали обособляться от философии, забирая при этом свой предмет исследований. В связи с чем, поле исследований философии значительно сузилось. И в XIX веке даже бытовало мнение, что в будущем философия вообще исчезнет, потому, что ей нечего будет изучать, всё будут изучать отдельные науки. Однако это не подтвердилось ходом событий. Главная причина в том, что наука знает далеко не все, и никогда не будет знать все, а значит, всегда будет оставаться место для философских спекуляций о неизвестном, кроме того, наука не может удовлетворить духовные потребности человека, не может сделать его счастливым. Как и раньше духовное благополучие людей остается привилегией философии и религии.

 

Контрольные вопросы

 

1. Почему некоторые философы считают, что религиозная философия

невозможна в принципе?

2. Почему некоторые философы считают, что настоящая философия может быть

только религиозной?

3. Существует ли единая философия?

4. Может ли философское знание быть всезнанием?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: