Тема 2.1.1 Предпосылки философии в Индии

Карма. Понятие кармы ключевое для индийской мысли и в основе своей имеет этический характер. Учение о карме, которое распространяется сейчас все шире, — это учение о естественной нравственной причинности. В соответствии с законом кармы что посеешь в этой жизни, то пожнешь в жизни будущей. Нравственный закон приобретает абсолютный, космический статус. Законом кармы обосновывается социальное устройство Индии — наличие каст.

Брахман. Второе исходное положение, общее для всех индийских систем мысли, — о Брахмане истинной реальности, материализация которой — наша Вселенная. Единство и вечность оказываются двумя неразрывно связанными свойствами. Вечное и неизменное в то же время и истинно. Слово «сат» (бытие) означает и реальность, и совершенство. Поэтому Брахман не только реальное, но и совершенное, к чему и должен стремиться человек.

Майя. Мир — иллюзия (майя), потому что существует высшая реальность — Брахман. Добро и зло — это свойства майи, но для слияния с Брахманом человек должен обладать определенным набором нравственных качеств, в числе которых отрешенность от суеты, стремление к истине, воздержание, незлобивость, непричинение вреда живому и т.д.

Ахимса. Принцип ахимсы в отличие от христианского непротивления злу распространяется и на животных, в которых тоже может перейти душа человека в следующих своих воплощениях.

Дхарма. Мир — зло, но человек путем добра может освободиться от него. Дхарма — долг — имеет то же значение для индийской культуры, как права личности — для западной. «Долг — средство для достижения высшего совершенства».

Веды. Один из древнейших памятников мировой культуры, которому более 3000 лет, — Веды (в переводе с санскрита — «знание»; тот же корень в русских словах «ведать», «ведьма») имеет мифологическую основу.

Ведийская литература делится на четыре части. Самая древняя из Вед — Ригведа (Веда гимнов). Гимны пелись во время жертвоприношений с целью умилостивить богов и природу. Первое жертвоприношение совершил первозданный вселенский человек Пуруша, от которого произошла вся Вселенная, и в том числе представители четырех каст индийского общества.

Упанишады. Большое значение в древнеиндийской традиции придавалось непосредственной передаче знания. Упанишады буквально и значат «сидеть подле». Имеется в виду ученик, слушающий наставления учителя и его разъяснения священных книг Вед. На стадии Упанишад более ценятся не жертвоприношения, а размышления. В Ведах Единое представляет собой в соответствии с мифологией Бога. Но уже в Упанишадах Брахман — безличное начало.

Атман. Душа человека не умирает вместе с телом, а перевоплощается в другого человека, животное или растение в зависимости от того, как он жил в предыдущей жизни — другими словами, какая у него карма. Атман – духовное человека, тождественное с Брахманом, которое бессмертно и идёт на перерождение. Интерес Упанишад к Брахману объясняется тем, что человек смертен и единственный способ мыслить его вечность в том, чтобы представить его как часть, а еще лучше, как тождество с Брахманом. Это и стало основной целью индийской философии.

 

Контрольные вопросы

 

1. Что такое реинкарнация и закон кармы?

2. Как соотносятся Брахман и майя?

3. Каково основное содержание Вед и Упанишад?

4. Что такое атман?

5. Что такое ахимса?

6. Какова роль этики в индийской культуре?

7. В чем специфика отношения индийской культуры к проблемам жизни и смерти?

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: