Вопрос 80. Социология религии: предмет, методы, проблемы

Социология Религии - специальная социологич. теория, изучающая генезис, соц. функции, место и роль религии в об-ве, ее структуру (это отрасль социального знания, предме­том которой является религия как элемент социальной системы и один из важнейших факторов жизни общества). Религия рассматривается в качестве соц. подсистемы в общем соц. контексте, исследуются взаимосвязи религиозных групп, общностей, институтов с др. обществ. группами и инс-тами. Т.о. предметом С.р. являются религиозные группы, их образование и функцио­нирование, а также проблемы секуляризации и религиозности. Структура религии представляет систему, состоящую из следующих компонентов: 1) религиозного сознания, 2) религиозной деятельности, 3) религиозных отношений, 4) религиозных организаций - все они рассматриваются в органич. единстве. Религия выполняет в об-ве ряд определенных соц. функций, среди к-рых выделяется иллюзорно-компенсаторная функция. Религия возникает в качестве иллюзорного восполнения неудовлетворенности людей своим бытием. Мировоззренч. функция религии означает, что признание сверхъестественного, определяет как понимание природы, человека и об-ва, так и соц. поведение людей. Регулятивная функция религии проявляется в создании ею определенной системы ценностей и норм, мотивирующей и регулирующей поведение людей. Интегративная функция.

Методы социологии религии: философские, специальные обще и частнонаучные, теоретическим и эмпирическим методам. В них входят системный метод, анализ, синтез, абстрагирование, моделирование, историзм, типологический, феноменологический и герменевтический методы, структурно-функциональный анализ, индукция, экстраполяция, наблюдение и др. В ходе категориально-концептуального социологического исследований ведется разработка понятийного аппарата науки, выясняется связь понятий друг с другом или с другими элементами теории, устанавливаются звенья единиц знания или воссоздается его система и др. Такое исследование осуществляется с помощью анализа и синтеза, дедукции, восхождения от абстрактного к конкретному и др. Методы конкретного социологического исследования: 1) методы, применяемые в ходе постановки проблем и задач, интерпретации понятий, формулирования гипотез (индукция и дедукция, анализ и синтез, обобщение и ограничение, экстраполяция и т.д.); 2) методы установления социальных фактов (изучение документов, контент-анализ, наблюдение, опросы разного рода - интервью, анкетирование, тестирование); 3) методы первичной обработки социологической информации (группировка, ранжирование, составление статистических таблиц, корреляционный, дисперсионный, факторный анализы и др.); 4) методы интерпретации эмпирического материала (анализ и синтез, типологизация, обобщение, абстрагирование, построение моделей и пр.).

Одна из главных проблем социологии религии - проблема определения того, что относится к понятию «религия». Современные проблемы социологии религии: Источники социологической информации в религиоведении. Вопросы религии в освещении средств массовой информации (печатная периодика, телевидение, радио). Социологические аспекты взаимоотношений в системе: государство - общество - религиозные организации - личность. Возможности и перспективы социологической прогностики религиозной ситуации.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: