Вопрос 83. Социальная работа как вид профессиональной деятельности, наука, учебная дисциплина

Социальная работа как вид профессиональной деятельности направлен на оказание помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, не способным без посторонней помощи решить свои жизненные проблемы, а во многих случаях и жить (Павленок П. Д.). Любая деятельность, в том числе и социальная работа, имеет свою структуру, где каждый элемент органически связан и взаимодействует с другими, выполняет свои функции. Социальная работа - целостная структура, которая состоит из следующих элементов: субъектов; содержания, которое раскрывается через функции; средств (организационно–технических, финансовых и др.), управления и цели. Целью социальной работы как профессиональной деятельности является с одной стороны удовлетворение интересов клиента, а с другой стороны – поддержание стабильности в обществе. Оптимальный вариант решения данной проблемы – это нахождение компромисса между этими двумя целями.

Как наука. Социальную работу как науку можно понимать как область научного знания о закономерностях управления процессом использования внутренних и внешних ресурсов индивида, семьи или общности в ситуациях нарушения социального функционирования (Б.В.Куприянов). Объект социальной работы – это система социальных отношений, целый ряд социальных связей (социальная поддержка, социальная помощь, социальная реабилитация), это не только индивиды, но и социальные группы. Предметом социальной работы являются не все социальные отношения, а группа отношений, которые являются наиболее проблемными, то есть приводят к дестабилизации, социальной дезорганизации, росту социальной напряженности, возникновению социальных конфликтов, попаданию людей в трудные жизненные ситуации; а также закономерности взаимодействия субъектов социальной работы при оптимизации социальных отношений (в процессе формирования способности восстановления социального субъекта).

Социальная работа как учебная дисциплина есть систематизированное изложение с учебными целями основной теории и практики социальной работы применительно к профилю учебного заведения. С введением в 1991 г. в России новой профессии — специалист по социальной работе — базовым в подготовке социальных работников стал учебный курс «Теория и методика (технология) социальной работы». Его основная цель состояла в том, чтобы дать студентам целостное представление о содержании социальной работы, ее основных направлениях, инструментарии, технологии (методики) и организации, научить их методам этой работы. Подготовка социальных работников основана на принципах гуманизма, толерантности, практической направленности. Студенты обучаются дисциплинам по четырём циклам: общие гуманитарные и социально-экономические; общие математические и естественнонаучные; общие профессиональные; дисциплины специализации.

Авторы: Фирсов М.В., Медведева Г.П., Козлов А.А., Шапиро, Холостова, Курбатов, Ананьев Б.Г.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: