Вопрос 5.Внутренняя структура палат ФС

Заседания в палатах Федерального Собрания происходят раздельно и в большинстве случаях являются открытыми, если иное не предусмотрено регламентом палаты п. 1 и 2 ст. 100 Конституции РФ.. Совместное заседание палат происходит только в трёх установленных Конституцией РФ случаях:

- заслушивание посланий Президента РФ;

- заслушивание посланий Конституционного Суда РФ;

- выступление руководителей иностранных государств п. 3 ст. 100 Конституции РФ..

Руководители палат. Основанием для избрания руководителя для обеих палат одинаково и закреплено в ст. 101 Конституции РФ. Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей, а Государственная дума также избирает из своего состава Председателя Государственной думы и его заместителей. Председатели и их заместители, как в Совете Федерации, так и в Государственной Думе ведут заседания и ведают внутренним распорядком палат.

Комитеты и комиссии. Согласно ст. 101 Конституции РФ обе палаты образуют комитеты и комиссии, которые осуществляют подготовку и предварительное рассмотрение законопроектов, организуют парламентские слушания и др. Все члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы (за исключением их Председателей и их заместителей) обязаны войти в один из комитетов своей палаты. Численный состав каждого комитета определяется самой палатой (в Совете Федерации он не может включать менее 8 членов, в Государственной Думе составляет от 12 до 35 депутатов). Персональный состав комитетов и комиссий утверждается каждой палатой после того, как каждый член Совета Федерации и депутат Государственной Думы определит свое желание работать в том или другом комитете. Председатель и заместители Председателя комитетов в Государственной Думе избираются палатой, а в Совете Федерации - на заседании комитета (только Председатель комитета утверждается палатой).

Комитеты палат играют важную роль в законодательном процессе. Именно здесь происходит экспертная оценка законопроектов и в них вносятся многочисленные поправки.

Государственная Дума образует следующие комитеты:

- по законодательству;- по государственному строительству;- по труда и социальной политике;- по бюджету и налогам;- по кредитным организациям и финансовым рынкам;- по экономической политике и предпринимательству;- по собственности;- по промышленности, строительству, наукоемким технологиям;- по энергетике, транспорту и связи;- по обороне;- по безопасности;- по международным делам;- по делам Содружества Независимых Государств и связям соотечественниками;- по делам Федерации и региональной политике;- по вопросам местного самоуправления и т.д.

В случае необходимости могут образовываться и другие комитеты.

Совет Федерации образует комитеты:- по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам;- по вопросам безопасности и обороны;- по бюджету, налоговой политике, финансовому, валютному и таможенному регулированию, банковской деятельности;- по социальной политике; - по вопросам экономической политики; по международным делам и т.д.

Совет Федерации может сам принять решение о ликвидации отдельных комитетов либо об образовании новых комитетов Совета Федерации. Комитеты могут образовывать подкомитеты. Каждый комитет имеет утвержденную Регламентом компетенцию. Например, Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам:

1) готовит заключения по одобренным Государственной Думой проектам федеральных конституционных законов, по принятым Государственной Думой федеральным законам о государственном устройстве, по вопросам судоустройства, гражданского, гражданско-процессуального, арбитражно-процессуального, уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного права, об административных правонарушениях, адвокатуре, о нотариате, а также в области правового регулирования вопросов интеллектуальной собственности;

2) предварительно рассматривает предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ;

3) проводит предварительное обсуждение кандидатур для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, для назначения на должность и освобождения от должности Генерального прокурора РФ;

4) готовит и предварительно рассматривает законопроекты по вопросам своего ведения;

5) организует проведение парламентских слушаний по вопросам своего ведения.

Совет Федерации также создает различные постоянные и временные комиссии.

Согласно ст. 109 Конституции РФ к веденью Совета Федерации относятся:

а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

д) назначение выборов Президента Российской Федерации;

е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;

ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;

и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

К веденью Государственной Думы в свою очередь относятся, согласно ст. 103 Конституции РФ:

а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

в) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

д) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

е) объявление амнистии;

ж) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

Порядок голосования и принятия решения. Голосованием и принятием решения завершается рассмотрение законопроектов и других актов палат.

Решения Совета Федерации принимаются открытым или тайным голосование. Голосование осуществляется с использованием и без использования электронных систем, бюллетенями и путём опроса.

Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок не предусмотрен Конституцией РФ или Регламентом.

Парламентские слушанья. Согласно ч. 3 ст. 101 Конституции РФ Совет Федерации и Государственная Дума по вопросам своего веденья проводят парламентские слушанья (открытые или закрытые). Парламентские слушанья могут проводится совместно с комитетами, комиссиями обеих палат и представляют собой обсуждение государственных и общественных проблем и завершается в свою очередь принятием рекомендаций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: