МОДУЛЬ 2
План
1. Измерение сопротивления изоляции обмоток. Измерение сопротивления обмоток постоянному току в холодном состоянии.
2. Проведение опыта холостого хода.
3. Испытание электрической прочности витковой изоляции. Проведение опыта короткого замыкания. Испытания электрической прочности обмоток электродвигателя. Измерение воздушного зазора между статором и ротором электродвигателя.
Сборка электрических машин
Рассмотрим технологические процессы сборки асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором (см. рис. 2.2).
Надевают на вал внутренние крышки подшипников.
Закладывают консистентную смазку в лабиринтные канавки.
Нагревают шарикоподшипник и насаживают его на вал.
Укладывают пружинное кольцо в канавку вала.
Нагревают внутреннее кольцо роликоподшипника и насаживают его на вал.
Вставляют в отверстие подшипникового щита внешнее кольцо роликоподшипника.
Вводят ротор в расточку статора с помощью приспособления.
Закладывают в подшипники консистентную смазку.
|
|
Устанавливают на подшипники подшипниковые щиты.
Вводят в замок станины буртик подшипникового щита со стороны роликоподшипника и закручивают болты, не затягивая их до отказа.
Затягивают болты, проверяя легкость вращения ротора от руки.
Закручивают болты в резьбу внутренних крышек подшипников, проверяя легкость вращения ротора от руки.
Проверяют щупом воздушный зазор между расточкой статора и ротором.
Устанавливают шпонку в канавку на выступающем конце вала.
Присоединяют обмотку статора к проводам источника питания.
Закрывают коробку выводов крышкой и закрепляют ее болтами.
Делают пробную обкатку двигателя вхолостую в течение 30 мин.
Снимают крышку коробки выводов и отсоединяют провода источника питания.
Отправляют двигатель на испытательную станцию.
Сборку синхронной машины (см. рис. 2.10) осуществляют в
определенной последовательности.
Напрессовывают на вал втулку гидравлическим прессом.
Надевают на полюсы катушки возбуждения.
Прикрепляют полюсы к втулке в соответствии с пометками, сделанными при разборке.
Соединяют между собой катушки ротора и проверяют чередование полярности полюсов, пропуская через катушки постоянный ток.
Напрессовывают на вал контактные кольца и присоединяют к ним выводные концы полюсных катушек.
Закладывают консистентную смазку в лабиринтные канавки.
Надевают на вал внутреннюю крышку шарикоподшипника.
Нагревают шарикоподшипник и насаживают его на вал вместе с капсулой.
Напрессовывают на вал втулку, запирающую шарикоподшипник.
Закладывают консистентную смазку в лабиринтные канавки.
|
|
Надевают на вал внешнюю крышку шарикоподшипника и соединяют ее болтами.
Напрессовывают на вал якорь возбудителя с коллектором и обмоткой.
Накручивают на конец вала гайку, запирающую якорь возбудителя.
Напрессовывают на вал втулку вентилятора гидравлическим прессом и закручивают в нее стопорный винт.
Прикручивают к втулке диск вентилятора, следя за совпадением рисок, сделанных при разборке.
Вставляют в капсулу внешнее кольцо роликоподшипника.
Надевают на вал капсулу роликоподшипника.
Нагревают внутреннее кольцо роликоподшипника и надевают его на вал вместе с роликами и сепаратором.
Закладывают консистентную смазку в лабиринтные канавки.
Надевают на вал внешнюю крышку роликоподшипника и соединяют ее с капсулой.
Закладывают шпонку в канавку на выступающем конце вала.
Балансируют ротор с якорем возбудителя.
Собирают траверсу щеткодержателей на приспособлении.
Устанавливают щеткодержатели на щеточных пальцах.
Делают притирку щеток на барабане, обернутом стеклянной шкуркой.
Соединяют щеткодержатели одной полярности.
Устанавливают траверсу в станине возбудителя согласно рискам, сделанным при разборке.
Поднимают щетки из гнезд щеткодержателей.
Собирают полюсы с катушками и прикручивают их винтами.
Проверяют расстояние между полюсными наконечниками соседних полюсов с обеих сторон станины.
Проверяют расстояние между противоположными полюсами.
Соединяют катушки полюсов между собой и со щеткодержателями.
Закручивают щеточный палец в капсулу шарикоподшипника.
Устанавливают щеткодержатели контактных колец, приподнимают их и привязывают шнуром.
Вводят ротор в расточку статора с помощью приспособления.Обертывают коллектор картоном и завязывают лентой.
Устанавливают подшипниковый щит на капсулу шарикоподшипника, приподняв ротор за станину возбудителя; вводят буртик щита в замок станины.
Закручивают болты, которыми крепят подшипниковый щит к станине, не затягивая их до отказа.
Устанавливают подшипниковый щит на капсулу роликоподшипника и, приподнимая ротор за конец вала, вводят буртик щита в замок станины. Закручивают болты, которыми крепят подшипниковый щит к станине, проверяя легкость вращения ротора от руки.
Закручивают стопорный винт на капсуле роликоподшипника.
Опускают щетки на коллектор возбудителя и щеткодержатели со щетками на контактные кольца.
Измеряют щупами зазоры между статором и ротором, якорем и полюсами возбудителя, щеткодержателями и коллектором.
Соединяют щеткодержатели возбудителя со щеткодержателями синхронной машины.
Обкатывают синхронную машину, используя возбудитель в качестве электродвигателя и питая его постоянным током.
Сборку машины постоянного тока (см. рис. 2.13) осуществляют следующим образом.
Надевают на главные полюсы катушки возбуждения.
Устанавливают главные полюсы с катушками в станине согласно пометкам, сделанным при разборке, и закрепляют их болтами.
Проверяют шаблонами расстояния между противоположными полюсами.
Надевают катушки на добавочные полюсы.
Устанавливают добавочные полюсы с катушками в станине согласно пометкам, сделанным при разборке, прикручивают их болтами.
Проверяют шаблоном расстояние между полюсными наконечниками главных и добавочных полюсов.
Проверяют расстояние между противоположными добавочными полюсами.
Соединяют катушки главных полюсов согласно схеме соединений.
Соединяют катушки добавочных полюсов согласно схеме.
Проверяют полярность главных и добавочных полюсов.
Закручивают в станину грузовой винт.
Напрессовывают на вал вентилятор согласно пометкам, сделанным при разборке.
Закладывают консистентную смазку в лабиринтные канавки.
|
|
Надевают на вал внутренние крышки подшипников.
Нагревают подшипники и насаживают их на вал.
Закладывают в подшипники консистентную смазку.
Вводят якорь в отверстие станины, используя специальное приспособление.
Собирают траверсу вместе со щеткодержателями и притирают щетки.
Прикручивают траверсу со щеткодержателями к подшипниковому щиту и поднимают щетки из гнезд щеткодержателей.
Устанавливают на шарикоподшипник задний подшипниковый щит.
Приподнимают якорь за конец вала и ставят подшипниковый щит на замок станины.
Закручивают болты подшипникового щита в отверстия в торце станины, не затягивая их до отказа.
Проверяют легкость вращения якоря, постепенно затягивая болты подшипниковых щитов.
Надевают крышки шарикоподшипников и стягивают их болтами.
Закладывают консистентную смазку в лабиринтные канавки.
Проверяют легкость вращения якоря, вращая его за конец вала.
Опускают щетки на коллектор.
Проверяют расстояния между щетками разных пальцев по окружности коллектора.
Проверяют расстояние между коллектором и щеткодержателями.
Собирают клеммы на доске и крепят к ней конденсаторы.
Устанавливают собранную доску клемм (выводов) на переднем подшипниковом щите.
Выполняют электрические соединения согласно схеме.
Подводят от сети к выводам провода питания.
Проверяют щупами расстояния между якорем и полюсами.
Производят пробную обкатку машины.
После обкатки закрывают коллекторные люки крышками.
Отключают провода питания и закрывают коробку выводов крышкой.
Испытания электрических машин
В программу контрольных испытаний асинхронных двигателей входят:
внешний осмотр двигателя и замеры воздушных зазоров между сердечниками;
измерение сопротивления изоляции обмоток относительно корпуса и между фазами обмоток;
измерение омического сопротивления обмотки в холодном состоянии;
определение коэффициента трансформации (в машинах с фазным ротором);
испытание машины на холостом ходу;
|
|
измерение токов холостого хода по фазам;
измерение пусковых токов в короткозамкнутых двигателях и определение кратности пускового тока;
испытание электрической прочности витковой изоляции;
испытание электрической прочности изоляции относительно корпуса и между фазами;
проведение опыта короткого замыкания;
испытание на нагрев при работе двигателя под нагрузкой.
В программу контрольных испытаний синхронных машин входят те же испытания за исключением п. 4, 7 и 10.
Контрольные испытания машин постоянного тока включают следующие операции:
внешний осмотр и измерение воздушных зазоров между сердечником якоря и полюсами;
измерение сопротивления изоляции обмоток относительно корпуса;
измерение омического сопротивления обмоток в холодном состоянии;
проверку правильности установки щеток на нейтралях;
проверку правильности соединения обмоток добавочных полюсов с якорем;
проверку согласованности полярностей катушек последовательного и параллельного возбуждений;
проверку чередования полярностей главных и добавочных полюсов;
испытание машины на холостом ходу;
испытание электрической прочности витковой изоляции;
испытание электрической прочности изоляции относительно корпуса;
испытание на нагрев при работе машины под нагрузкой.
У всех машин после ремонта проверяют нагрев подшипников и отсутствие в них посторонних шумов. У машин мощностью выше 50 кВт при частоте вращения более 1000 об/мин и у всех машин, имеющих частоту вращения свыше 2000 об/мин, измеряют величину вибрации.