Информация.«Что такое толерантность?»

ТРЕНИНГ «У ЧЕЛОВЕКА ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ: КАК ОБЩАТЬСЯ?»

Аннотация. Тренинг направлен на формирование толерантного отношения к лицам с ограниченными возможностями здоровья, информирование о моделях поведения, взаимодействия с людьми с инвалидностью.

Данные лектора. Санташова Олеся Владимировна, старший преподаватель кафедры СПиСП, ФГБОУ ВО «Мурманский арктический государственный университет», педагог-психолог ГОБОУ «Мурманская коррекционная школа0интернат № 3».

План практического занятия - тренинга.

Слайд 1

 

Цель: воспитание гуманного отношения к людям с ограниченными возможностями.

Задачи:

· содействовать формированию нравственных установок по отношению к людям с ограниченными возможностями;

· повышать эмпатийность к«нетипичным» людям через «проживание» подобного опыта;

· информировать о моделях поведения с инвалидами при встрече сними на улице, в транспорте;

· повышать сознательность в сохранении собственного здоровья.

 

Введение в тренинг. Знакомство с понятием «толерантность».

Цели:

· создание условий для работы группы;

· ознакомление участников тренинга с: основными принципами тренинга и принятие правил работы в группе;

· познакомить участников тренинга с понятием «толерантность», ввести его в активный словарный запас;

· стимулировать воображение участников тренинга в поисках собственного понимания толерантности.

 

Слайд 2

Мудрая притча об отношении к сложностям, которые преподносит жизнь:
Приходит к отцу молодая девушка и говорит —
— Отец, я устала, у меня такая тяжелая жизнь, такие трудности и проблемы, я все время плыву против течения, у меня нет больше сил… что мне делать?
Отец вместо ответа поставил на огонь 3 одинаковых кастрюли с водой, в одну бросил морковь, в другую положил яйцо, а в третью насыпал кофе. Через некоторое время он вынул из воды морковь и яйцо и налил в чашку кофе из 3 кастрюли.
— Что изменилось? — спросил он свою дочь.
— Яйцо и морковь сварились, а кофе растворились в воде — ответила она.
— Нет, дочь моя, это лишь поверхностный взгляд на вещи. Посмотри — твердая морковь,побывав в кипятке, стала мягкой и податливой. Хрупкое и жидкое яйцо стало твердым. Внешне они не изменились, они лишь изменили свою структуру под воздействием одинаковых неблагоприятных обстоятельств — кипятка. Так и люди — сильные внешне могут расклеиться и стать слабаками там, где хрупкие и нежные лишь затвердеют и окрепнут…
— А кофе? — спросила дочь
— О! Это самое интересное! Кофе полностью растворились в новой враждебной среде и изменили ее — превратили кипяток в ароматный напиток. Есть особые люди, которые изменяют сами обстоятельства и превращают их в нечто новое и прекрасное, извлекая пользу и знания из ситуации…

Сегодня, целю нашего занятия - формирование внутренней позиции человека по отношению к себе, воспитание гуманного отношения к окружающим, к особым людям не похожи на обычных людей, или по другому людям с ОВЗ.

 

Правила группы.

Прежде чем приступить к работе предлагается принять правила, которые лежат в основе работы практически всех групп.

1. Общение по принципу "здесь и теперь". Многие люди стремятся не говорить о том, что они чувствуют, что думают, так как боятся показаться смешными. Для них характерно стремление уйти в область общих рассуждений, заняться обсуждением событий, случившихся с другими людьми. Это срабатывает "механизм психологической защиты". Но основная задача нашей работы - превратить группу в своеобразное объемное зеркало, в котором каждый из вас смог бы увидеть себя во время своих разнообразных проявлений, лучше узнать себя и свои личностные особенности. Поэтому во время занятий все говорят только о том, что волнует каждого именно сейчас, и обсуждаем то, что происходит с нами в группе.

2. Персонификация высказываний. Для более откровенного общения во время занятий мы отказываемся от безличной речи, помогающей скрывать собственную позицию и тем самым уходить от ответственности за свои слова. Поэтому мы заменяем высказывание типа: "Большинство людей считает, что..." на такое: "Я считаю, что...", "Некоторые из нас думают... "на" Я думал... " и т.п. Отказываемся мы и от безадресных суждений о других. Заменяем фразу типа: "Многие меня не поняли" на конкретную реплику: "Оля и Соня не поняли меня".

3. Искренность в общении. Во время работы группы мы говорим только то, что чувствуем и думаем по поводу происходящего, то есть только правду. Если нет желания говорить искренне и откровенно, то мы молчим. Это правило означает открытое выражение своих чувств по отношению к действиям других участников и к самому себе. Естественно, что никто не обижается на высказывания других членов группы. Мы испытываем только чувство признательности и благодарности за его искренность и откровенность.

4. Конфиденциальность всего происходящего в группе. Все, что происходит во время занятий, ни под каким предлогом не выносится за пределы группы. Мы уверены в том, что никто не расскажет о переживаниях человека, о том, чем он поделился во время занятия. Это помогает нам быть искренними, способствует нашему самораскрытию. Мы не боимся, что содержание нашего общения может стать известным другим людям, кроме членов группы. Мы доверяем друг другу и группе в целом.

5. Определение сильных сторон личности. Во время занятий (в ходе упражнения или его обсуждения, в процессе выполнения заданий или этюдов) каждый из нас стремится подчеркнуть положительные качества человека, с которым мы работали вместе. Каждому члену группы - как минимум одно хорошее и доброе слово.

6. Недопустимость непосредственных оценок человека. При обсуждении происходящего в группе мы оцениваем не участника, а только его действия и поведение. Мы не используем высказывания типа: "Ты мне не нравишься", а говорим: "Мне не нравится твоя манера общения". Мы никогда не скажем: "Ты плохой человек", а просто подчеркнем: "Ты совершил плохой поступок".

7. Активное участие в происходящем. Это норма поведения, в соответствии с которой в любую минуту мы реально включены в работу группы.

8. Уважение говорящего. Когда высказывается кто-то из членов группы, мы его внимательно слушаем, давая человеку возможность сказать то, что он хочет. Мы помогаем говорящему всем своим видом показывая, что мы слушаем его, что мы рады за него, что нам интересно его мнение, его внутренний мир.

9. Доверительный стиль общения. Для того чтобы группа работала с наибольшей отдачей, чтобы участники максимально доверяли друг другу, в качестве первого шага к практическому созданию климата доверия предлагается принять единую форму обращения на "ты". Это психологически уравнивает всех членов группы, в том числе и тренера, независимо от возраста, социального положения, жизненного опыта и т.д.

Слайд 3

Информация.«Что такое толерантность?»

Еще в XVIII веке понятие толерантности было достаточно новым. Современные представления о толерантности или точнее, признание ее как фактора, укрепляющего гражданский мир и дающего защиту от несправедливости, было во многом подготовлено деятельностью философов XVI-XVII вв., восставших против «терпения нетерпимости» и жестоких религиозных столкновений. Самым последовательным критиком фанатизма и защитником толерантности был Вольтер. В своем «Трактате о веротерпимости» (1763) Вольтер не критикует ни одну конкретную религию, но показывает, как они, милосердные по своей сути, разъедаются предрассудками и нетерпимостью.

Через 11 лет после смерти Вольтера, 26 августа 1789 г., Учредительное собрание Франции приняло Декларацию прав человека и гражданина, провозгласив на весь мир свободу мысли и слова, за признание которых так упорно боролся Вольтер.

Эта декларация - предвестница современных деклараций о правах человека, апофеозом которых стала появившаяся три века спустя, в 1948 году, Всеобщая декларация прав человека. В ней изложены главные принципы мира, ненасилия и демократии. Эти принципы рассматриваются в качестве требований или прав, которые может предъявить обществу каждый человек. В декларации отмечается, что насилие, войны могут быть как следствием подавления демократии, так и результатом нетерпимости.

Толерантность - способность человека, сообщества, государства слышать и уважать мнение других, невраждебно встречать отличное от своего мнения.

«Терпимость - это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира», - говорится в Декларации принципов терпимости, принятой Генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году. В Декларации определено понятие толерантности как - уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности; - отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждение норм, установленных в международно-правовых актах в области прав человека.

Понимание толерантности не однозначно в разных культурах, оно зависит от исторического опыта народов. В английском языке, в соответствии с Оксфордским словарем, толерантность- “ готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь”, во французском - “уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов ”. В китайском языке быть толерантным значит “позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других”. В арабском толерантность - “ прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение... расположенность к другим”, в персидском - “терпение, выносливость, готовность к примирению

В русском языке существуют два слова со сходным значением - толерантность и терпимость. Термин “толерантность” обычно используется в медицине и в гуманитарных науках и означает “ отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию”. А более знакомое и привычное слово “терпимость”, употребляемое в обыденной речи, означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей».

Благодаря усилиям ЮНЕСКО в последние десятилетия понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира. Оно наполнено своим особым смыслом, основанным на общей изначальной сути данного понятия в любом языке Земли. Эта суть отражает интуитивное восприятие единства человечества, взаимозависимости всех от каждого и каждого от всех, состоит в уважении прав другого (в том числе права быть иным), а также воздержании от причинения вреда, так как вред, причиняемый другому, означает вред для всех и для самого себя. В современном обществе толерантность должна стать сознательно формируемой моделью взаимоотношений людей, народов и стран.

Толерантность - не уступка, снисхождение или потворство, а, прежде всего, активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека.

Толерантность - привилегия сильных и умных, не сомневающихся в своих способностях продвигаться на пути к истине через диалог и разнообразие мнений и позиций.

Толерантность - достаточно абстрактное понятие, оно мало доступно для наблюдения и измерения научными методами. Перечисление возможных критериев толерантности или ее социальных показателей отражает это

Критерии толерантности:

сотрудничество и солидарность в решении проблем учебно-воспитательного процесса;

позитивная лексика в отношениях;

равные возможности для участия в жизни;

уважение культурной самобытности каждой личности;

привлечение как можно большего количества людей к созданию традиций и культуры;

терпимое отношение к людям, независимо от их пола, национальности, религии, принадлежности к какой-либо группе.

Мировой опыт истории показывает, что можно было послать на костер инквизиции Дж. Бруно и устрашить Галилео Галилея, но их идеи продолжали служить истине и науке.

Зарождение и распространение христианства или ислама также рассматривалось как воинствующее инакомыслие, вступившее в противоборство с господствующими мировоззрениями. Однако, пройдя через все запреты, религиозные учения обогатили общественное сознание чувством толерантности, оказали огромное воздействие наобщемировую культуру.

Нетерпимость к иным воззрениям - антигуманная. Она показатель не силы, а слабости. Механизм осуществления идеи толерантности предполагает такой принцип, как сомнение, несовместимый с догматическим мышлением. Особенно опасен догматизм для науки, политики, культуры, поиска нового в разрешении национальных, социально-политических проблем. Как отмечал Ж.Ж. Руссо, созданный божеством творческий ум враждебен бюрократическому спокойствию.

Сомнение - признак творческой личности, процесса созидания нового, в ходе которого человек имеет право на честное заблуждение. Это позволяет личности проявлять свою индивидуальность и нести нравственную ответственность за свои идейные позиции, не жертвуя при этом свободой творчества, без которой не проявится добровольная приверженность гуманистическим идеалам.

Сомнение - показатель духовной культуры личности, самокритической оценки по отношению, прежде всего, к самому себе, к своим мыслям и мнениям. Духовно богатый человек в большей степени обладает чувством сомнения, чем дилетант, и не может не проявлять терпимость к иным людям, к их воззрениям.

Сомнение в правильности того или иного действия предостерегает от непродуманных, скоропалительных решений. Осуществление идеи толерантности предполагает наличие условий для творческих дискуссий, диалога. Они способствуют свободе выражения взглядов и нахождению истины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: