Великие математики о философии

Школа научной социологии

Понятие «социология» как научное изучение явлений обще­ственной жизни было введено в употребление французским фи­лософом и социологом первой половины XIX в. О. Контом(1798—1857). Определяя место социологии в системе других наук, он дал их общую классификацию. «Иерархия основных наук» такова: математика, астрономия, физика, химия, биология (тоже термин Конта) - социология.Каждая последующая ступень — наука более высокого порядка, основывающаяся на законах предыдущей, но в то же время оперирующая своими, специфическими именно для данной отрасли знания законами.

Таким образом, изучая социальные явления, следует учиты­вать законы биологического развития, а также выявлять и ис­следовать законы самих этих явлений, не прибегая к поиску сверхъестественных причин их изменения.

Б) Англий­ский философ и социолог Г. Спенсера(1820—1903).

Он раз­делял выдвинутую О. Контом идею эволюции общества как це­лостного организма.Спенсер выделил два типа общества: «военное», в котором сотрудничество людей в достижение общей цели имеет принудительный характер, и промышленное с добровольным сотрудничеством. Общество как социальный организм, по мысли Спенсера, состоит из трех главных систем «производящей средства для жизни», «распределительной», «регулятивной». Последняя включает в себя систему социального контроля, который держится на страхе. «Страх перед живыми» поддерживается государством, а «страх перед мертвыми» — церковью.

Спенсер проводит аналогию между социальным организмов и биологически живым организмам. Общество имеет свою:

Эпидерму – армию, сосудистую систему – средство коммуникации; систему питания - товарообмен; нервную систему – организаторы производства и опорно - двигательный аппарат – правительство.

Спенсер считал, что биологический организм состоит из клеток и органов, которые не обладают индивидуальностью, а общество состоит из людей каждый из которых индивидуален.

Законы по которым существуют социальные и биологические организмы одинаковы.

Великие математики о философии

А) Рене Декарт (1596 — 1650) — французский философ, матема­тик, физик. Знамени­тая формула Декарта «Мыслю — следовательно, существую»

В своей работе «Рассуждение о методе» счи­тал, что нормально развитый человек для того, чтобы он мог успешно осуществлять свою деятельность, — чем бы он ни занимался: искусством, философией или полити­кой, — должен придерживаться некоторых обязательных правил морали. Правила эти он выработал для себя, имея, однако, в виду, что они должны быть всеобщими.

Первое правило заключается в подчинении законам и обычаям своей страны.

Второе правило состоит в твердости, решимости и упорном следовании избранным позициям, даже если они вызывают сомнение.

Третье правило: всегда стремиться победить скорее себя, чем судьбу, изменить свои желания, а не порядок мира. Надо привыкнуть к мысли, что вполной нашей власти находятся только наши мысли.

Главной задачей человека Декарт считал совершенст­вование им своего разума. Гораздо печальнее потерять разум, нежели жизнь, ибо в этом случае было бы утраче­но все.

б) Спиноза (1632-1677). Голландский мыслитель Спиноза. Философия, в которую верил и которой жил Спиноза, изложена в его "Этике".

Философию Спинозы называют пантеизмом, философией, отождест­вляющей мир и Бога. Постулат Спинозы гласит: существует только од­на первопричина истинно существующая, - Бог или природа, ничто более не является само существующим, никакая часть мира не способна существовать самостоятельно, без других частей, без мира в целом.

Спиноза предлагает свою версию веры как познавательной любви к Богу. Познавательная любовь к Богу с необходимостью просыпается в каждом, кто истинно познает мир.

"Этика", как и другие произведения Спинозы, изложена вгеомет­рическом порядке, т.е. с определениями, аксиомами, теоремами, леммами, приложениями и комментариями.Поскольку субстанция мира единственна, единствен и научный метод. Апофеоз научности - строгий порядок геометрии.

В) Лейбниц (1646-1716). Лейбниц изобрел теорию о том, что наш лучший из возможных миров.

Философию Лейбница называют монадологией по названию одноимен­ного произведения. Лейбниц, как и Спиноза, основывает свою филосо­фию на понятии субстанции. Но в отличие от Спинозы Лейбниц верит в бесконечное число субстанций, которые он называет монадами.

Наиболее знаменита из доктрин Лейбница концепция многих возможных миров. Возможен всякий мир, не противоречащий законам логики. Существует бесконечное число возможных миров, которые созерцал Бог до акта творения. Бог благ и потому он создал лучший из возможных'; миров.

Почему в лучшем из возможных миров есть зло и несправедливость. Если бы Бог сотворил мир не имеющим зла, мир не был бы так -совершенен, как действительно существующий мир. Глоток холодной вода в жаркий полдень не дал бы вам столько удовольствия, если бы вы перед этим не страдали от жажды.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: