В ЮРИДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(наименование учебной дисциплины)
Тема 4. Современные компьютерные технологии в юридической практике и в деятельности ФСИН России
Тезисы лекции 16. Современные компьютерные технологии в юридической практике
(наименование темы лекции)
подполковник внутренней службы
В.Г. Зарубский
(звание, фамилия и инициалы автора)
Обсуждена на заседании кафедры
«24» мая 2011 г.
Протокол № 12
С О Д Е Р Ж А Н И Е
ВВЕДЕНИЕ
Учебные вопросы:
1. Информационные технологий в правотворческой деятельности
2. Автоматизированные информационные системы судов и органов юстиции
3. Автоматизированные информационные системы органов прокуратуры РФ
4. Автоматизированные информационные системы МВД РФ
5. Автоматизированные информационные системы федеральных органов налоговой полиции
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА:
а) основная:
1. Пятибратов А.П. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации: Учебник. изд. – 3 переработанное и дополненное. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 560 с.
2. Гаврилов М.В. Информатика и информационные технологии. Учебник для студентов ВУЗов. – М.: Гардарики, 2007. – 655 с.
б) дополнительная:
1. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. – М.: Бином. Лаборатория знаний –М, 2008. – 250 с.
УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
1. Наглядные пособия: слайды
2. Технические средства обучения: мультимедийный проектор
ТЕКСТ ЛЕКЦИИ
ВВЕДЕНИЕ
В основе многочисленных связей между человеком и обществом лежат информационные процессы. Так, все политические, экономические, правовые и многие другие взаимоотношения имеют в своей основе информационный характер.
Например, в основе судебного процесса лежит взаимодействие между данными, представленными фактами и свидетельствами, с одной стороны, и методами, закрепленными в законодательной базе и других нормативных актах, с другой стороны. В результате этого процесса образуется информация, которая закрепляется в судебном решении. Судебное решение, задокументированное в установленном порядке, становится данными, которые будут востребованы на следующем этапе — при исполнении судебного решения.
Продолжая анализ, мы можем убедиться, что и другие общественные процессы, например законодательный, имеют информационный характер.В России информатизация правовой сферы жизни общества поднята до уровня государственной политики. Государство при участии негосударственных структур проводит целенаправленный комплекс мер по внедрению в деятельность органов власти и управления новейших информационных технологий, компьютерных систем и сетей, автоматизированных рабочих мест, экспертных и консультационных систем (на базе идей искусственного интеллекта). Государственная политика информатизации правовой сферы имеет своей конечной целью создание в России общенациональной автоматизированной системы правовой информации, посредством которой должна быть обеспечена более полная правовая информированность граждан, повышение эффективности права и его применения, и тем самым усилена «правовая плотность общества». Она призвана охватить территорию всей России, все регионы и поднять на более высокий уровень деятельность органов государственной власти и управления, правоохранительных органов, органов местного самоуправления. Нормативной основой информатизации правовой сферы является ряд указов Президента РФ. Указ Президента РФ от 28 июня 1993 г. № 966 «Концепция правовой информатизации России» определяет основные направления информатизации:
· информатизация правотворчества;
· информатизация правоприменительной деятельности;
· информатизация правоохранительной деятельности;
· информатизация правового образования и воспитания;
· правовое обеспечение процессов информатизации.
Однако этот Указ не решил всех проблем нормативно-правового регулирования данной сферы. В нем в минимальной мере затронуты организационно-правовые вопросы. Этот пробел был восполнен Указом Президента от 4 августа 1995 г. «О президентских программах по правовой информатизации». Этм указом предусмотрена разработка программ правовой информатизации:
· органов государственной власти РФ;
· органов исполнительной власти РФ;
· органов государственной власти субъектов РФ.
Информационные технологий в правотворческой деятельности
Информатизация деятельности Государственной Думы РФ
Информатизация нормотворческого процесса в Думе включает следующие этапы:
· информационное обеспечение процесса разработки, подготовки и формирования текстов законопроектов и необходимыми к ним приложениями;
· автоматизированный контроль за соблюдением всех необходимых для прохождения документа условий;
· информационное обеспечение процесса обсуждения законопроекта до его рассмотрения на пленарном заседании;
· распространение текстов правовой и иной информации среди депутатов;
· информационное обеспечение работы пленарного заседания Думы, в том числе компьютерно-техническое;
· электронно-техническое и технологическое обеспечение пленарных заседаний и голосования;
· подготовка текста принятого закона для передачи его в Совет Федерации.
Для обеспечения работы ГД служат информационные системы:
· Для лингвистической работы с текстами законопроектов служат различные тезаурусы (вспомогательные лингвистические системы), различные словари терминов и определений, алфавитные указатели к важнейшим законам и др.
· С целью получить оперативную информацию о состоянии и динамике всей массы законопроектов, о соблюдении установленных Конституцией РФ сроков выполнения тех или иных действий применяется компютерный мониторинг;
· Электронная система информационного обеспечения заседаний Государственной Думы служит для:
а) регистрации депутатов Государственной Думы;
б) записи депутатов на выступления, регистрации, внесения ими предложений и поправок;
в) подсчета голосов и определения результатов голосования.
· Автоматизированную обработку всех документов Госдумы обеспечивает электронная система документооборота (система управления электронным документооборотом), которая представляет собой совокупность программных устройств, с помощью которых организована процедура оборота документов в электронном виде.