Обретение государственного суверенитета как предпосылка формирования таможенной политики и таможенного дела в Республике Казахстан

Постсоветское пространство продолжает влиять на общественную жизнь сопредельных государств. Образование СНГ позволило в общих чертах сохранить многое, что в дальнейшем позволило конкретизировать политические и экономические взаимоотношения между бывшими республиками. Важным аспектом выступает модельное законотворчество. К

примеру, в Основах таможенных законодательств государств-участников СНГ (приняты в феврале 1995 года) определены принципы правового, экономического и организационного регулирования таможенного дела, при этом сохраняется право введения других норм, не противоречащих Основам. Также подчеркивается, что таможенная политика является составной частью внутренней и внешней политики государств, что значительно поднимает роль таможенной сферы.

Таможенная политика Казахстана должна позитивно повлиять на защиту казахстанского рынка, отечественных потребителей и производителей, стимулирование развития экономики, экспорта и импортозамещающего производства, содействие привлечению иностранных инвестиций, решению задач внешнеэкономической, торговой и бюджетной политики и т. п. Эти задачи, обусловленные острой потребностью Казахстана в обеспечении суверенитета и независимости, его национальной безопасности. Достижение целей и задач таможенной политики должно осуществляться через механизмы таможенного регулирования (администрирования). Расширение внешнеэкономических связей Казахстана требует изменения подходов государства к их регулированию. Государственное регулирование стало осуществляться, в основном, экономическими методами с помощью таможенных пошлин, налогов и сборов. Значение административных методов регулирования резко снизилось, хотя они сохраняются в определенных сферах внешнеэкономической деятельности, где дополняют экономические методы. Обеспечение экономической безопасности Казахстана должно включать создание условий, в которых экономика могла бы успешно функционировать и динамично развиваться, для чего необходимо гарантировать доступ производителей к производственным ресурсам на экономически приемлемых условиях, а также создать возможности для реализации их продукции на внешних рынках в масштабах, необходимых для обеспечения воспроизводства.

В то же время интеграция Казахстана в механизм регулирования международной торговли в виде либерализации внешнеэкономических связей потребует и выполнение правил Всемирной торговой организации и иных международных обязательств. Это может потребовать отмены почти всех средств административного регулирования экспорта, кроме стратегически важных сырьевых товаров. При этом регулирующую роль во внешней торговле будут играть и таможенные органы. Таможенная политика обладает самостоятельностью, влияет на границы таможенной сферы и должна вырабатывать цели и задачи таможенно-тарифного регулирования, нетарифного регулирования экспортно-импортных операций при этом основываясь на свойственных таможне методах. На этой основе внешнеэкономическая политика государства может приобрести целостный и целенаправленный характер, а механизм государственного регулирования внешнеэкономической деятельности – законченный вид.

Таможенное законодательство не дает понятия таможенной политики, определяя её только как составную часть внутренней и внешней политики и указывая при этом цели. Базируясь на вышесказанном, таможенную политику в узком смысле можно определить как сферу государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, осуществляемого путем создания единой, целенаправленной системы таможенных платежей и применения их к товарам, которые перемещаются через таможенную границу Республики Казахстан.

Достижение финансовой стабилизации, регулирование внутреннего рынка и его надежная защита от недобросовестной конкуренции импортеров, стимулирование привлечения иностранных инвестиций в производство, освобождение отечественного производителя от порой непосильного

налогового бремени, наведение порядка при вывозе сырья из страны, формирование оптимальной структуры импорта, обеспечение валютных поступлений от экспорта товаров и услуг, ужесточение контроля за вывозом капиталов из Казахстана, пресечение контрабанды и таможенного мошенничества, интеграция национальной экономики в мировое хозяйство напрямую зависят от того, насколько адекватно они будут преломляться в таможенной политике и как эффективна будет функция последней в механизме их реализации. При этом, важное значение должны приобрести налаживание и упрочение информационного и делового взаимодействия таможенных органов с другими государственными структурами, ответственными за эффективное функционирование нашей экономики и её защиту от внешних и внутренних угроз. Систему обеспечения национальной безопасности на основе действующего права и в рамках единой государственной политики как раз и образуют взаимодействующие между собой силы её обеспечения, в том числе наряду с иными государственными органами и таможенная служба.

Таким образом, таможенное администрирование (в т.ч. таможенное регулирование и контроль) внешнеэкономических связей смогут обеспечить суверенитет Казахстана, его экономическую безопасность только в тесной увязке с общей стратегией экономической реформы, с учетом реального состояния производства, рынка и иных приоритетных задач при решении целей и задач таможенной политики. Таможенная политика каждого из государств-участников Таможенного союза и Евразийского Экономического Сообщества имеет схожие цели и, в частности, предусматривает защиту отечественного рынка, производителей и потребителей, стимулирование развития экономики и экспорта и поощрение импортозамещающего производства, привлечение иностранных инвестиций, решение задач торговой политики и иные цели. То есть, объективно возможно столкновение интересов, но эти противоречия, однако, могут быть разрешены в рамках заключенных ранее соглашений.

Основы таможенных законодательств государств – участников СНГ (ст. 1) устанавливают, что таможенная политика является структурной частью таможенного дела, хотя она тоже рассматривается как составная часть внешней и внутренней политики государства. Внутренняя политика и внешняя политика государства тесно связаны между собой, что отражается соответственно на таможенной политике. Казахстан вступил в Таможенный союз 20 января 1995 г., приняв все обязательства Соглашения о Таможенном союзе Республики Беларусь и Российской Федерации.

С учетом многообразия способов воздействия таможенной сферы на экономическую жизнь общества, государства и гражданина таможенное законодательство строилось с комплексных позиций и действие его распространялось на единую таможенную территорию Республики Казахстан. Таможенная политика наряду с таможенным делом составляет предмет таможенного права, закреплена в качестве составной части внутренней и внешней политики государства и имеет законодательно определенные цели, в основном носящие общеэкономический характер.

В таможенной политике РК должны учитываться общеинтеграционные договоренности в рамках ЕврАзЭС и ЕЭП, иные международные обязательства.

9.4.Становление и развитие таможенного права Республики Казахстан. Рассматривая объективные правовые закономерности нормативнозаконодательных юридических систем европейских стран, можно выделить в структуре права формирование разноуровневых подразделений, в том числе вторичных, комплексных, призванных обеспечивать многоплановое юридическое регулирование. Право представляет собой социальное явление и имеет свою систему (строение, структуру). Одним из элементов системы права являются отрасли права, которые, в свою очередь, делят на основные (фундаментальные) и комплексные. Правильным представляется мнение о том, что если основные отрасли возникают благодаря предмету правового регулирования, то комплексные, – методу правового регулирования. Место в системе казахстанского права таких традиционных (фундаментальных), или основных отраслей, как конституционное, административное, гражданское, уголовное, процессуальное и ряда других, сомнений не вызывает. Однако, объективная реальность требует научного обоснования возникновения новых отраслей, призванных регулировать уже вновь возникающие общественные отношения, исходя из самостоятельности государства. С образованием суверенного Казахстана внутренняя и внешняя политика получила новое содержание, и их составной частью стала таможенная политика, для реализации которой нужны распределительная деятельность государства, наличие специально уполномоченных органов, законодательная база. Таможенная сфера становится для Казахстана одним из средств обеспечения государственного суверенитета и независимости и его экономической безопасности, наряду с такими вновь возникшими областями деятельности суверенного государства, как внешняя политика, экономика, оборона и т. д. До 1995 года казахстанское таможенное законодательство имело существенные пробелы в механизме таможенного регулирования. Само таможенное регулирование до принятия кодифицированного акта можно было рассматривать как основополагающий институт таможенного права при условии его научной разработки, хотя предмет и метод правового регулирования административного права могли охватывать отдельные вопросы таможенной сферы. Таможенное регулирование получает более полное содержание и рассматривается нами как совокупность институтов таможенного права, объединяемых понятием «таможенное администрирование».

Казахстанское таможенное законодательство становится более разнородным по структуре и опирается на нормы международного таможенного права, конституционного, административного, уголовного, финансового, налогового и уголовно-процессуального и др. отраслей права. Система таможенного права и система таможенного законодательства тесно взаимосвязанные, но самостоятельные категории, представляющие два аспекта одной и той же сущности – права. Они соотносятся между собой как содержание и форма. Система права как его содержание – это внутренняя структура права, соответствующая характеру регулируемых им общественных отношений. Система законодательства внешняя форма права, выражающая строение его источников, т. е. систему нормативно-правовых актов. Право не существует вне законодательства, а законодательство в широком его понимании и есть право. Предмет таможенного права – это круг общественных отношений или даже сами отношения, возникающие в таможенной сфере. Метод правового регулирования – это способы воздействия на возникающие общественные отношения. Метод правового регулирования в таможенном праве включает такие способы, средства и приёмы, которые являются характерными для отраслей права, связанных с деятельностью органов государственной власти и реализацией управленческих полномочий, применяемых в сфере общественных отношений.

Принципами таможенного права в ыступают законность, демократизм, приоритетность международных договоров и обеспечения таможенной политики.

В таможенном праве выделяются основополагающие и основныеинституты. К институтам отраслей права, как правило, относят группы правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения. Основополагающими институтами таможенного права выступают таможенная политика и таможенное дело.

К основным институтам таможенного права можно отнести:

1) принципы и правовые механизмы перемещения через таможенную границу и таможенные режимы;

2) таможенные платежи;

3) таможенное оформление и таможенный контроль;

4) ответственность.

Таможенное право РК - самостоятельная комплексная отрасль казахстанского права, представляющую собой совокупность общих и специфичных институтов и правовых норм, регулирующих соответствующие общественные отношения. Таможенное право как комплексная отрасль права представляет собой совокупность правовых норм, объединяемых разделами (блоками) в правовых институтах. Посредством объединения правовых норм различных отраслей законодательства, институтов проявляется такое специфическое свойство таможенного права, как комплексность. Правовые нормы являются установленными государством правилами, регулирующими отношения в таможенной сфере. Таможенные правоотношения при этом имеют много общего с административно – правовыми отношениями, регулируемыми административным правом. Права и обязанности сторон этих правоотношений также связаны с исполнительной и распределительной деятельностью государства, но одним из субъектов административной власти выступают таможенные органы. Можно выделить также и гражданско-правовые отношения и гражданско-правовую ответственность.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: