На примере силовых трансформаторов рассмотрим проведение ИК – контроля.Термографическое обследование трансформаторов напряжением 110 кВ и выше производится при решении вопроса о необходимости их капитального ремонта. Снимаются термограммы поверхностей бака трансформатора в местах расположения отводов обмоток, по высоте бака, периметру трансформатора, верхней его части, в местах болтового крепления колокола бака, системы охлаждения и их элементов и т.п. При обработке термограмм сравниваются между собой нагревы крайних фаз, нагревы однотипных трансформаторов, динамика изменения нагревов во времени и в зависимости от нагрузки, определяются локальные нагревы, места их расположения, сопоставляются места нагрева с расположением элементов магнитопровода, обмоток, а также определяется эффективность работы систем охлаждения.
Минимальное количество точек съёмки силовых трансформаторов - 4, максимальное - зависит от расположения и типа системы охлаждения (рис.4).
|
|
Рис.4. План термографической съёмки трансформатора
Так, при установке выносной системы охлаждения (3) количество точек съёмки увеличивается до 6. Термографическая съёмка сопровождается речевыми комментариями, записываемыми на звуковую дорожку кассеты видеомагнитофона. В комментариях должны отражаться: режим работы трансформатора, ход ведения обследования, описание явлений, фиксируемых тепловизором, и другие события, связанные с видеозаписью. В последующем осуществляется покадровое совмещение результатов съёмки в единый развёрнутый "тепловой" план. Участки плана с аномальными температурами нагрева должны сопоставляться с технической документацией на трансформатор, характеризующей конструктивное расположение отводов обмоток, катушек, зон циркуляции масла, магнитопровода и его элементов и т.п. При проведении планового ИК-контроля состояния трансформатора оценивается работоспособность отдельных его узлов. Примеры теплограмм представлены ниже рисунки 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11. 12.
Рис. 5Автотрансформатор 500 кВ с двумя секциями охладителей, одна из которых не загружена ввиду неполного открытия вентиля.
Рис.6. Нагрев болтов крепления колокола может свидетельствовать о появлении дополнительных полей рассеяния в результате нарушения связей в магнитопроводе.Нагрев болтов разъёма колокола бака трансформатора
Термограмма маслонасоса работающего трансформатора
Рис.7. Температура в точках: 1 - 47,3°С; 2 - 40,6°С; точка 2 определяет температуру в маслопроводе системы. Температура окружающего воздуха - 20 °С.
|
|
Термограммы термосифонных фильтров силовых трансформаторов
Рис. 8. Температура на входе масла в фильтр - 21,9 °С; на выходе - 17,1 °С. Разность температур масла на входе и выходе фильтра свидетельствует о протекании через него масла.
Рис. 9. Температуры на входе масла в фильтр и выходе из него практически одинаковы и находятся в пределах 14,3-14,5°С, что характеризует отсутствие протока масла через фильтр.
Рис. № 10.Пристанционный узел, силовой трансформатор 21Т. Нагрев контактного соединения шины 10 кВ трансформатора 21Т с шинным мостом фаза «С», температура в области Р1= +39,4°С. Термограмма. Аварийные дефекты, требуется немедленное устранение.
Рис. № 11. Пристанционный узел, силовой трансформатор 22Т. Нагрев контактного соединения шины с вводами 3 кВ трансформатора 22Т фазы «А» и «В», температура в области Р1= +57,7°С и Р3= +53,8°С. Термограмма. Аварийные дефекты, требует немедленного устранения.
Рис.12. Пристанционный узел, силовой трансформатор 21Т. Температура термосифонного фильтра в области Р1= +31,0°С, а в области Р2= +21,7°С. Не достаточен объем циркуляция масла через термосифонный фильтр силового трансформатора 21Т. В результате чего не происходит непрерывная регенерация масла и удаление из масла продуктов старения. Для устранения дефекта требуется проверить положение запорной арматуры, наметить чистку фильтра от отложений.