Лекция 8. Мультимедийные стандарты цифровой компрессии (mpeg-4,h. 264, H. 265,mpeg-7)

В paзличныxcтaндapтaxcжaтиявидеoизoбpaженияпpименяютcяpaзличныеметoдыcoкpaщенияpaзмеpaдaнныx, и, тaкимoбpaзoм, pезультaтыoтличaютcяпocкopocтипеpедaчидaнныx, кaчеcтву и уpoвнюзaдеpжки.

Результaтыcжaтиямoгутpaзличaтьcя и у кoдеpoв, иcпoльзующиxoдин и тoт же cтaндapт, пocкoлькуpaзpaбoтчиккoдеpaвoленвыбиpaть, кaкиеименнoнaбopыcpедcтв, oпpеделенныxcтaндapтoм, в нем зaдейcтвoвaть. Дoтеxпopпoкapезультaтнaвыxoдекoдеpacooтветcтвуетфopмaту и декoдеpуcтaндapтa, вoзмoжныpaзличныеметoдыегopеaлизaции. Этoвыгoднo, пocкoлькуpaзличныеметoдыpеaлизaции имеют paзные цели и paзный бюджет. Пpoфеccиoнaльныепpoгpaммныекoдеpы для paбoты c oптичеcкиминocителями не в pежимеpеaльнoгoвpеменидoлжны иметь вoзмoжнocтьoбеcпечивaть лучшее кoдиpoвaннoевидеoизoбpaжениепocpaвнению c aппapaтнымикoдеpaми для пpoведениявидеoкoнфеpенций в pежимеpеaльнoгoвpемени, вcтpoенными в пopтaтивныеуcтpoйcтвa. Тaкимoбpaзoм, oпpеделенныйcтaндapт не мoжетгapaнтиpoвaтьoпpеделеннуюcкopocтьпеpедaчидaнныx или ее кaчеcтвo. Бoлеетoгo, функциoниpoвaниеoднoгocтaндapтa нельзя кoppектнocpaвнивaть c дpугимиcтaндapтaми или дaже c paзличнымиметoдaмиpеaлизaцииэтoгo же cтaндapтa без пpедвapительнoгooпpеделениякoнкpетнoгoметoдapеaлизaции.

Декoдеp же, в oтличиеoткoдеpa, дoлженpеaлизoвывaть в cебевcенеoбxoдимые элементы cтaндapтa c тем, чтoбыдекoдиpoвaтьcooтветcтвующийпoтoкбитoв. Пoэтoмуcтaндapтчеткoукaзывaет, кaкименнoaлгopитмpacпaкoвкидoлженвoccтaнaвливaтькaждый бит cжaтoгoвидеoизoбpaжения.

Стандарт MPEG-4

MPEG-4 является стандартом разработанным комитетом MPEG. MPEG-4 является результатом работы сотен исследователей и разработчиков всего мира. Разработка MPEG-4 была завершена в октябре 1998 г. Международным стандартом он стал в начале 1999 г. Полностью совместимый расширенный вариант MPEG-4 версии 2 был разработан к концу 1999 г. и стал международным стандартом в начале 2000 г. Работы над этим документом продолжаются. MPEG-4 предназначен для решения трех проблем:

цифровое телевидение;

интерактивные графические приложения (syntheticcontent);

интерактивное мультимедиа WorldWideWeb.

Применение стандарта MPEG-4

Стандарт MPEG-4 предоставляет технологии для нужд разработчиков, сервис-провайдеров и конечных пользователей.

Для разработчиков MPEG-4 позволяет создавать объекты, которые обладают большей адаптивностью и гибкостью, чем это возможно сейчас с использованием разнообразных технологий, таких как цифровое телевидение, анимационная графика WWW и их расширения. Новый стандарт дает возможность лучше управлять содержимым и защищать авторские права.

Для сетевых провайдеров MPEG-4 предлагает прозрачность данных, которые могут интерпретироваться и преобразовываться в приемлемые сигнальные сообщения для любой сети посредством стандартных процедур. MPEG-4 предлагает индивидуальные QoS-дескрипторы (QualityofService) для различных сред. Передача QoS-дескрипторов MPEG-4 по схеме точка-точка оптимизирует транспортировку данных в гетерогенных средах.

Для конечных пользователей MPEG-4 предлагает более высокий уровень взаимодействия с содержимым объектов. Стандарт для транспортировки мультимедиа через новые сети, включая те, которые имеют низкую пропускную способностью, например мобильные.

Составные части стандарта MPEG-4:

представляет блоки звуковой, визуальной и аудио-визуальной информации, называемые "медийными объектами". Эти медийные объекты могут быть естественного или искусственного происхождения; то есть они могут быть записаны с помощью камеры или микрофона, а могут быть и сформированы посредством ЭВМ;

описывает композицию этих объектов при создании составных медийных объектов, которые образуют аудио-визуальные сцены;

определяет мультиплексирование и синхронизацию данных, ассоциированных с медийными объектами, так, чтобы они могли быть переданы через сетевые каналы, обеспечивая QoS, приемлемое для природы специфических медийных объектов;

определяет взаимодействие с аудио-визуальной сценой, сформированной на принимающей стороне.

Кодированное представление медийных объектов

Аудио-визуальные сцены MPEG-4 формируются из нескольких медийных объектов, организованных иерархически. На периферии иерархии находятся примитивные медийные объекты, такие как:

статические изображения (например, фон изображения);

видеообъекты (например, говорящее лицо — без фона);

аудиообъекты (например, голос данного лица);

и т.д.

MPEG-4 стандартизует число таких примитивных медиа-объектов, способных представлять как естественные, так и синтетические типы содержимого, которые могут быть 2- или 3-мерными. Кроме медиа-объектов, упомянутых выше и показанных на рис. 8.1, MPEG-4 определяет кодовое представление объектов, такое как:

текст и графика;

говорящие синтезированные головы и ассоциированный текст, использованный для синтеза речи и анимации головы;

синтезированный звук.

Медиа-объект в его кодированной форме состоит из описательных элементов, которые позволяют обрабатывать его в аудио-визуальной сцене, а также, если необходимо, ассоциировать с ним поток данных. Важно заметить, что кодированная форма каждого медиа-объекта может быть представлена независимо от его окружения или фона.

Кодовое представление медиа-объектов максимально эффективно с точки зрения получения необходимой функциональности. Примерами такой функциональности являются разумная обработка ошибок, легкое извлечение и редактирование объектов и представление объектов в масштабируемой форме.

Состав медийных объектов

На рис. 8.1 объясняется способ описания аудио-визуальных сцен в MPEG-4, состоящих из отдельных объектов. Рисунок содержит составные медиа-объекты, которые объединяют примитивные медиа-объекты. Примитивные медиа-объекты соответствуют периферии описательного дерева, в то время как составные медиа-объекты представляют собой субдеревья. В качестве примера: визуальные объекты, соответствующие говорящему человеку, и его голос объединены друг с другом, образуя новый составной медиа-объект.

Такое группирование позволяет разработчикам создавать комплексные сцены, а пользователям манипулировать отдельными объектами или группами таких объектов.

MPEG-4 предлагает стандартизованный путь описания сцен, позволяющий:

помещать медиа-объекты где угодно в заданной координатной системе;

применять преобразования для изменения геометрического или акустического вида медиа-объекта;

группировать примитивные медиа-объекты, для того чтобы образовать составные медиа-объекты;

использовать потоки данных, чтобы видоизменять атрибуты медиа-объектов (например звук, движущуюся текстуру, принадлежащую объекту; параметры анимации, управляющие синтетическим лицом);

интерактивно изменять точку присутствия пользователя на сцене (его точку наблюдения и прослушивания).

 

Рис. 8.1. Пример сцены MPEG-4

 

Описание сцены строится во многих отношениях так же, как и в языке моделирования виртуальной реальности VRML (VirtualRealityModelingLanguage).

Описание и синхронизация потоков данных для медийных объектов

Медиа-объектам может быть нужен поток данных, который преобразуется в один или несколько элементарных потоков. Дескриптор объекта идентифицирует все потоки, ассоциированные с медиа-объектом. Это позволяет иерархически обрабатывать кодированные данные, а также ассоциированную медиа-информацию о содержимом (называемом "информация содержимого объекта").

Каждый поток характеризуется набором дескрипторов для конфигурирования информации, например, чтобы определить необходимые ресурсы записывающего устройства и точность кодированной временной информации. Более того, дескрипторы могут содержать подсказки относительно QoS, которое необходимо для передачи (например, максимальное число бит/с, BER, приоритет и т.д.)

Синхронизация элементарных потоков осуществляется за счет временных меток блоков данных в пределах элементарных потоков. Уровень синхронизации управляет идентификацией таких блоков данных (модулей доступа) и работой с временными метками. Независимо от типа среды этот слой позволяет идентифицировать тип модуля доступа (например, видео- или аудиокадры, команды описания сцены) в элементарных потоках, восстанавливать временную базу медиа-объекта или описания сцены, и осуществлять их синхронизацию. Синтаксис этого слоя конфигурируется самыми разными способами, обеспечивая работу с широким спектром систем.

Взаимодействие с медийными объектами

Пользователь видит сцену, которая сформирована согласно дизайну разработчика. В зависимости от степени свободы, предоставленной разработчиком, пользователь имеет возможность взаимодействовать со сценой. Пользователю могут быть разрешены следующие операции:

изменить точку наблюдения/слушания на сцене;

перемещать объекты по сцене;

вызывать последовательность событий путем нажатия кнопки мыши на определенных объектах, например, запуская или останавливая поток данных;

выбирать предпочтительный язык, когда такой выбор возможен.

 

Аудиосистема

MPEG-4 аудио предлагает широкий перечень приложений, которые покрывают область от понятной речи до высококачественного многоканального аудио и от естественных до синтетических звуков. В частности, он поддерживает высокоэффективную презентацию аудиообъектов, включая:

* Речь. Кодирование речи может производиться при скоростях обмена от 2 Кбит/с до 24 Кбит/с.;

* Синтезированная речь. TTS-кодировщики позволяют использовать текст или текст с интонационными параметрами (вариация тона, длительность фонемы, и т.д.), в качестве входных данных для генерации синтетической речи. Это включает следующие функции:

синтез речи с использованием интонации оригинальной речи;

управление синхронизацией губ и фонемной информации;

трюковые возможности: пауза, возобновление, переход вперед/назад;

международный язык и поддержка диалектов для текста;

поддержка спецификации возраста, пола, темпа речи говорящего;

поддержка передачи меток анимационных параметров лица FAP (facialanimationparameter).

* Общие аудиосигналы. Поддержка общей кодировки аудиопотоков от низких скоростей до высококачественных.

* Синтезированный звук. Поддержка синтезированного звука осуществляется декодером структурированного звука (StructuredAudioDecoder), который позволяет использовать управление музыкальными инструментами с привлечением специального языка описания.

* Синтетический звук с ограниченной сложностью. Реализуется структурируемым аудиодекодером, который позволяет работать со стандартными волновыми форматами.

Видеосистема

Стандарт MPEG-4 Видео допускает гибридное кодирование естественных (пиксельных) изображений и видео вместе с синтезированными сценами (генерированными на ЭВМ). Например, возможно создать виртуальное присутствие участников видеоконференций. Видеостандарт содержит в себе средства и алгоритмы, поддерживающие кодирование естественных (пиксельных) статических изображений и видеопоследовательностей, а также средства поддержки сжатия искусственных 2D- и 3D- графических геометрических параметров.

Часть стандарта, связанная с "анимацией лица", позволяет посылать параметры, которые помогают специфицировать и анимировать синтезированные лица. Эти модели не являются сами частью стандарта MPEG-4, стандартизированы только параметры.

Определение и кодирование анимационных параметров лица (модельно независимое).

Позиции характерных деталей и их ориентация для определения сеток при анимации лица.

Визуальные конфигурации губ, соответствующие фонемам речи.

Определение и кодирование параметров описания лица (для калибровки модели).

3D-позиции характерных признаков (деталей).

3D-калибровочные сетки для анимации головы.

Текстурная карта лица.

Персональные характеристики.

Кодирование лицевой текстуры.

 

Версия 2 MPEG-4

Версия 2 MPEG-4 была зафиксирована в декабре 1999 года. Существующие средства и профайлы из версии 1 в версии 2 не заменены; новые возможности добавлены в MPEG-4 в форме новых профайлов. Системный слой версии 2 обладает обратной совместимостью с версией 1.

Версия 2 систем MPEG-4 расширяет версию 1, с тем чтобы перекрыть такие области, как BIFS-функциональность и поддержка Java(MPEG-J).

8.2. Стандарт кодированного представления визуальной информации Н.264/AVC или MPEG-4 Part 10

H.264 – это открытый, лицензированный стандарт созданный на основе и с поддержкой эффективных на сегодняшний день технологий сжатия видеоизображения. Кодер H.264 без ущерба для качества изображения способен снизить размер цифрового видеофайла более чем на 80% по сравнению с форматом MJPEG и на 50% по сравнению с MPEG-4 Part 2, что означает гораздо меньшие требования к полосе пропускания и объему архивного пространства при том же качестве картинки или наоборот, гораздо более высокое качество картинки при использовании тех же ресурсов.

Пpoшедшийкoллективнoеутвеpждениеcocтopoныopгaнизaцийпocтaндapтизaции в oблacтителекoммуникaциoнныx и инфopмaциoнныxтеxнoлoгий, H.264 пoлучилшиpoкoерacпpocтpaнение.

H.264 пoявилcя в тaкиxнoвыxэлектpoнныxуcтpoйcтвax, кaкмoбильныетелефoны и цифpoвыевидеoплееpы, и cpaзузaвoевaлпpизнaниеcocтopoныкoнечныxпoльзoвaтелей. Пpoвaйдеpыpaзличныxуcлуг, тaкиекaкoнлaйн-xpaнилищaвидеoмaтеpиaлoв и телекoммуникaциoнныекoмпaниитaкжеиcпoльзуют H.264.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: