Лекция 1. Система методической работы в ДОУ
1. Методическая служба в системе дошкольного образования.
Департамент образования Ивановской области
Департамент образования Ивановской области - центральный исполнительный орган государственной власти Ивановской области, проводящий государственную политику и осуществляющий межотраслевое управление и координацию в сфере образования.
АУ ИРОИО - играет ведущую роль в определении политики в области содержания и организации непрерывного профессионального образования и является непосредственным координатором методической работы на уровне области.
КПК
Профессиональная переподготовка
Конкурсы профессионального мастерства, конкурсы методических разработок и пр.
Руководство инновационной деятельностью (гранты, участие в ФЦПРО)
Способствуют профессиональному общению (форумы, конференции, проблемные семинары)
Выявляют, обобщают и транслируют передовой педагогический опыт учреждений области.
Аттестация педагогических работников на высшую квалификационную категорию
|
|
Муниципальные методические центры.
Предоставление консультационных и методических услуг ОО и физическим лицам
Методическая работа на уровне муниципалитета.
Аттестация на первую квалификационную категорию.
Организация методических объединений на уровне муниципалитета, конкурсов профессионального мастерства
Координация методической работы в комплексах – детсады и школы.
2. Понятие, цель и участники методической работы в ДОУ.
Методическую работу следует считать аспектом управления и рассматривать как деятельность, направленную на обеспечение качества образовательного процесса ДОУ.
Методическая работа в современном ДО У – это система взаимосвязанных мер, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта, направленных на повышение профессионального мастерства каждого педагога, на развитие творческого потенциала всего педагогического коллектива, на повышение качества и эффективности образовательного процесса (по К. Ю. Белой). Повышение качества и эффективности образовательного процесса является основной целью методической работы.
Задача старшего воспитателя МДОУ заключается в том, чтобы выработать систему, найти доступные и, вместе с тем, эффективные методы повышения педагогического мастерства.
В настоящее время изменилось понимание сущности методической работы. Раньше она выражалась узко: как деятельность старшего воспитателя по «обучению воспитателей методам и приемам работы с детьми» (из пособия А. И. Васильевой).
|
|
Сейчас под методической работой предполагают деятельность не только заместителя руководителя, но и самого руководителя, и педагогов.
Участники методической работы
Руководитель (заведующий)
Одной из основных обязанностей руководителя является определение стратегии, целей и задач развития учреждения, что влияет на конкретизацию целей, задач и содержания методической работы.
Заместитель руководителя по учебно-воспитательной работе (старший воспитатель) – организатор методической работы ДОУ.
Основные должностные обязанности
(определены Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»,:
– организует текущее и перспективное планирование деятельности образовательного учреждения;
– координирует работу воспитателей, других педагогических работников, а также разработку учебно-методической и иной документации, необходимой для деятельности образовательного учреждения;
– обеспечивает использование и совершенствование методов организации образовательного процесса и осуществляет контроль за качеством образовательного процесса;
– координирует взаимодействие между представителями педагогической науки и практики;
– организует просветительскую работу для родителей;
– оказывает помощь педагогическим работникам в освоении и разработке инновационных программ и технологий;
– организует методическую работу;
– участвует в подборе и расстановке педагогических кадров, организует повышение их квалификации и профессионального мастерства;
– вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса и управления образовательным учреждением;
– принимает участие в подготовке и проведении аттестации педагогических и других работников образовательного учреждения.
Заместитель руководителя отвечает за ведение документации по методической работе
Управленческие действия руководителя и заместителя руководителя по организации методической работы должны координироваться.
Требования к современному заместителю руководителя:
– достижение высокого уровня ориентации в современных психолого-педагогических исследованиях;
– проведение исследовательской работы;
– непосредственное участие в образовательном процессе (работа с детьми).
Заместитель руководителя отвечает за организацию работы методического кабинета. Это центр сбора педагогической информации (нормативные документы, педагогическая и методическая литература, передовой педагогический опыт). Задачей заместителя руководителя является обеспечить спрос на материалы кабинета; создать рациональную и оптимальную систему хранения, расположения, учета материала, а также следить за его содержательной ценностью.
Для обеспечения эффективности образовательной работы необходимо:
– Своевременное информирование педагогов о новых разработках в психолого-педагогической науке и передовой практике, о нормативно-правовом и методическом обеспечении системы дошкольного образования (регулярное и своевременное оформление тематических выставок в кабинете).
– Доступность кабинета каждому воспитателю (удобный график работы).
Опыт, представленный в кабинете, должен «провоцировать» педагогов на творчество, побуждать к совершенствованию педагогического мастерства.
Педагог-психолог и педагоги-специалисты:
– консультирование воспитателей и родителей в пределах своей компетенции;
– педагог-психолог отвечает за психологическое сопровождение образовательного процесса (организация психологической диагностики и коррекции уровня развития ребенка, исходя из направленности образовательной программы);
|
|
– педагоги-специалисты влияют на обеспечение целостности образовательного процесса, (осуществление своего направления развития ребенка с учетом особенностей всей образовательной работы).
Таким образом, в настоящее время методическая работа должна иметь не столько обучающий, сколько аналитический, исследовательский характер.