Заместитель руководителя по учебно-воспитательной работе (старший воспитатель) – организатор методической работы ДОУ

Лекция 1. Система методической работы в ДОУ

 

1. Методическая служба в системе дошкольного образования.

Департамент образования Ивановской области

Департамент образования Ивановской области - центральный исполнительный орган государственной власти Ивановской области, проводящий государственную политику и осуществляющий межотраслевое управление и координацию в сфере образования.

АУ ИРОИО - играет ведущую роль в определении политики в области содержания и организации непрерывного профессионального образования и является непосредственным координатором методической работы на уровне области.

КПК

Профессиональная переподготовка

Конкурсы профессионального мастерства, конкурсы методических разработок и пр.

Руководство инновационной деятельностью (гранты, участие в ФЦПРО)

Способствуют профессиональному общению (форумы, конференции, проблемные семинары)

Выявляют, обобщают и транслируют передовой педагогический опыт учреждений области.

Аттестация педагогических работников на высшую квалификационную категорию

Муниципальные методические центры.

Предоставление консультационных и методических услуг ОО и физическим лицам

Методическая работа на уровне муниципалитета.

Аттестация на первую квалификационную категорию.

Организация методических объединений на уровне муниципалитета, конкурсов профессионального мастерства

Координация методической работы в комплексах – детсады и школы.

 

2. Понятие, цель и участники методической работы в ДОУ.

Методическую работу следует считать аспектом управления и рассматривать как деятельность, направленную на обеспечение качества образовательного процесса ДОУ.

Методическая работа в современном ДО У – это система взаимосвязанных мер, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта, направленных на повышение профессионального мастерства каждого педагога, на развитие творческого потенциала всего педагогического коллектива, на повышение качества и эффективности образовательного процесса (по К. Ю. Белой). Повышение качества и эффективности образовательного процесса является основной целью методической работы.

Задача старшего воспитателя МДОУ заключается в том, чтобы выработать систему, найти доступные и, вместе с тем, эффективные методы повышения педагогического мастерства.

В настоящее время изменилось понимание сущности методической работы. Раньше она выражалась узко: как деятельность старшего воспитателя по «обучению воспитателей методам и приемам работы с детьми» (из пособия А. И. Васильевой).

 

Сейчас под методической работой предполагают деятельность не только заместителя руководителя, но и самого руководителя, и педагогов.

 

Участники методической работы

Руководитель (заведующий)

Одной из основных обязанностей руководителя является определение стратегии, целей и задач развития учреждения, что влияет на конкретизацию целей, задач и содержания методической работы.

Заместитель руководителя по учебно-воспитательной работе (старший воспитатель) – организатор методической работы ДОУ.

Основные должностные обязанности

(определены Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»,:

– организует текущее и перспективное планирование деятельности образовательного учреждения;

– координирует работу воспитателей, других педагогических работников, а также разработку учебно-методической и иной документации, необходимой для деятельности образовательного учреждения;

– обеспечивает использование и совершенствование методов организации образовательного процесса и осуществляет контроль за качеством образовательного процесса;

– координирует взаимодействие между представителями педагогической науки и практики;

– организует просветительскую работу для родителей;

– оказывает помощь педагогическим работникам в освоении и разработке инновационных программ и технологий;

– организует методическую работу;

– участвует в подборе и расстановке педагогических кадров, организует повышение их квалификации и профессионального мастерства;

– вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса и управления образовательным учреждением;

– принимает участие в подготовке и проведении аттестации педагогических и других работников образовательного учреждения.

Заместитель руководителя отвечает за ведение документации по методической работе

Управленческие действия руководителя и заместителя руководителя по организации методической работы должны координироваться.

Требования к современному заместителю руководителя:

– достижение высокого уровня ориентации в современных психолого-педагогических исследованиях;

– проведение исследовательской работы;

– непосредственное участие в образовательном процессе (работа с детьми).

Заместитель руководителя отвечает за организацию работы методического кабинета. Это центр сбора педагогической информации (нормативные документы, педагогическая и методическая литература, передовой педагогический опыт). Задачей заместителя руководителя является обеспечить спрос на материалы кабинета; создать рациональную и оптимальную систему хранения, расположения, учета материала, а также следить за его содержательной ценностью.

Для обеспечения эффективности образовательной работы необходимо:

– Своевременное информирование педагогов о новых разработках в психолого-педагогической науке и передовой практике, о нормативно-правовом и методическом обеспечении системы дошкольного образования (регулярное и своевременное оформление тематических выставок в кабинете).

– Доступность кабинета каждому воспитателю (удобный график работы).

Опыт, представленный в кабинете, должен «провоцировать» педагогов на творчество, побуждать к совершенствованию педагогического мастерства.

Педагог-психолог и педагоги-специалисты:

– консультирование воспитателей и родителей в пределах своей компетенции;

– педагог-психолог отвечает за психологическое сопровождение образовательного процесса (организация психологической диагностики и коррекции уровня развития ребенка, исходя из направленности образовательной программы);

– педагоги-специалисты влияют на обеспечение целостности образовательного процесса, (осуществление своего направления развития ребенка с учетом особенностей всей образовательной работы).

Таким образом, в настоящее время методическая работа должна иметь не столько обучающий, сколько аналитический, исследовательский характер.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: