Тема 9. Право международных организаций

28. Понятие, классификация, правовая природа иструктура
Международная организация (МО) - организация, учрежденная договором государств-членов, придавших ей статус международной организации. Термин «международные организации» употребляется применительно и к межгосударственным (межправительственным) и к неправительственным организациям. Их юридическая природа различна. Межд. межправительственная организация (ММПО) -объединение государств, учрежденное на основе договора для достижения общих целей, имеющее постоянные органы и действующее в общих интересов государств-членов при уважении их суверенитета. ММПО можно классифицировать:
а) по предмету деятельности - политические, экономические, кредитно-финансовые, по вопросам торговли, здравоохранения и др.;
б) по кругу участников - универсальные и региональные;
в) по порядку приема новых членов - открытые или закрытые;
г) по сфере деятельности - с общей или специальной компетенцией;
д) по целям и принципам деятельности – правомерные или противоправные;
е) по количеству членов - всемирные или групповые. Признаки ММПО.
1. Членство не менее трех государств.
2. Постоянные органы и штаб-квартира.
3. Наличие учредительного договора.
4. Уважение суверенитета членов-государств.
5. Невмешательство во внутренние дела.
6. Установленный порядок принятия решений.
Межд. неправительственные организации (МНПО) создаются не на основе межгосударственного договора и объединяют физических и/или юридических лиц. МНПО бывают:
а) политические, идеологические, социально-экономические, профсоюзные;
б) женские, по охране семьи и детства;
в) молодежные, спортивные, научные, культурно-просветительские;
г) в области печати, кино, радио, телевидения и др.
МО являются вторичными или производными субъектами МП и создаются государствами. Процесс создания МО включает три стадии:
1) принятие учредительных документов организации;
2) создание ее материальной структуры;
3) созыв главных органов - начало функционирования. Структуру МО составляют органы МО - ее структурное звено, которое создается на основании учредительного или иных актов МО. Орган наделяется определенной компетенцией, полномочиями и функциями, обладает внутренней структурой и порядком принятия решений. Наиболее важным органам МО является межправительственный орган, в который государства-члены направляют своих представителей, действующих от их имени. По характеру членства органы делятся на:
- межправительственные;
- межпарламентские (характерно для Европейского союза, состоят из делегатов парламентов, выбираемых пропорционально численности населения);
- административные (из межд. должностных лиц, находящихся на службе в МО);
- состоящие из лиц в личном качестве и др.

29. Организация Объединенных Наций: история создания, цели и принципы. Структура и со держание Устава ООН
ООН была создана в период Второй мировой войны, когда человечество основательно задумывалось над тем, как предотвратить в будущем такие страшные войны.
14 августа 1941 г. Президент США Франклин Делано Рузвельт и премьер-министр Соединенного Королевства Уинстон Черчиль подписали документ, где обязались «работать вместе с другими свободными народами как в вой не, так и в мире». Свод принципов международного сотрудничества в поддержании мира и безопасности получил впоследствии название Атлантической хартии. Пер вые контуры ООН были начерчены на Конференции в Вашингтоне на заседаниях, проходивших в сентябре - октябре 1944 г., где США, Соединенное Королевство, СССР и Китай договорились о целях, структуре и функциях будущей организации. 25 апреля 1945 г. делегаты 50 стран собрались в Сан-Франциско на Совещание Объединенных Наций и приняли Устав, состоящий из 19 глав и 111 статей. 24 октября Устав был ратифицирован пятью постоянными членами Совета Безопасности, большинством подписавших его государств и вступил в силу. С тех пор 24 октября в межд. календаре называется Днем ООН.
ООН является самой авторитетной универсальной межд. межправительственной организацией. ООН - универсальная межд. организация, созданная в целях поддержания мира и межд. безопасности и развития сотрудничества между государствами. Устав ООН обязателен для всех государств.
Цели ООН.
• Поддерживать межд. мир и безопасность.
Развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов.
• Осуществлять межд. сотрудничество в разрешении межд. проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера.
• Быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей.
Принципы ООН:
- суверенное равенство всех ее членов;
- добросовестное выполнение обязательств по Уставу;
- разрешение межд. споров мирными средствами;
- отказ от угрозы силой или ее применения против территориальной целостности или политической независимости любого государства;
- обеспечение того, чтобы государства, не являющиеся членами ООН, действовали в соответствии с принципами ООН, когда это необходимо для поддержания межд. мира и безопасности;
- невмешательство во внутренние дела государств;
- уважение основных прав и свобод человека;
- равноправие и самоопределение народов;
- сотрудничество и разоружение.
Главными органами ООН являются Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и социальный совет, Секретариат и Международный суд.
Структура и содержание Устава ООН: цели и принципы ООН; члены организации; органы, мирное разрешение споров; действия в отношении угрозы миру; само управляющиеся территории; региональные соглашения; межд. система опеки.

30. Генеральная Ассамблея ООН. Совет Безопасности ООН. Экономический и социальный совет ООН
Генеральная Ассамблея (ГА) - наиболее представительный орган ООН, обладает самой широкой компетенцией. ГА - демократический орган. Каждый член независимо от размеров территории, численности населения, экономической и военной мощи имеет один голос. Решения по важным вопросам принимаются большинством в 2/3 присутствующих и участвующих в голосовании членов ГА. В работе ГА могут принимать участие государства - не члены ООН, имеющие постоянных наблюдателей при ООН (Ватикан) и не имеющие их. Возглавляет ГА Генеральный секретарь.
Компетенция.
Обсуждает любые вопросы или дела в пределах Устава.
Дает рекомендации членам ООН в ее органам (за исключением вопросов, отнесенных к ведению Совета Безопасности (СБ)).
Рассматривает общие принципы сотрудничества в деле поддержания мира, включая принцип разоружения, и дает соответствующие рекомендации.
Рассматривает любые вопросы, относящиеся к под держанию мира.
Рекомендует меры мирного улаживания любой ситуации, которая могла бы нарушить общее благополучие или дружественные отношения между государствами.
Содействует межд. сотрудничеству в политической области и прогрессивному развитию МП и его кодификации.
Формирует органы ООН, получает от них доклады об их деятельности.
По рекомендации СБ принимает в члены ООН и исключает из своих членов.
Совместно с СБ избирает члена Межд. суда.
Совет безопасности состоит из 15 членов: 5 постоянных - Россия, Китай, Франция, Великобритания, США - и 10 непостоянных - избираемых ГА сроком на 2 года. На него возложена главная ответственность за поддержание мира и безопасности. Совет действует от имени государств - членов ООН и является главным исполнительным органом ООН, ему отведена главная роль в мирном разрешении споров. Решения по процедурным вопросам в Совете принимают большинством в 9 голосов. По остальным вопросам необходимо большинство в 9 голосов, но это число должно включать голоса постоянных членов.
Компетенция.
Контроль за исполнением государствами принципов ООН.
Подготовка планов регулирования вооружений.
Определение наличия угрозы миру, нарушения мира или актов агрессии.
Выносит рекомендацию или принимает меры по принуждению правонарушителя.
Экономический и социальный совет (ЭКОСОС) -несет ответственность за выполнение функций, изложенных в главе!Х Устава ООН. Компетенция.
Предпринимает исследования и составляет доклады по межд. вопросам в области экономики, социальной сфере, культуре, образовании, здравоохранении и аналогичных областях.
Дает рекомендации ООН по вышеизложенным вопросам.
Заключает соглашения со специализированными учреждениями и координирует их деятельность, получает от них доклады.
Осуществляет связь с неправительственными межд. организациями.

31. Краткая характеристика организации Североатлантического договора (НАТО) и Организации американских государств (ОАГ) как региональных международных организаций по Уставу ООН
Забота государств о своей безопасности привела к созданию военно-политических организаций, одной из которых явилась НАТО. Основной целью НАТО является обеспечение свободы и безопасности всех членов политическими и военными средствами в соответствии с принципами ООН. НАТО призвана обеспечить прочный мир в Европе и сохранить стратегическое равновесие во всей Европе.
Участники НАТО обязуются разрешать все межд. споры мирными средствами, чтобы не были поставлены под угрозу межд. мир, безопасность и справедливость; Они воздерживаются в своих межд. отношениях от угрозы силы или применения силы каким бы то ни было способом, несовместимым с целями ООН.
Руководящими органами НАТО являются Североатлантический совет, комитет оборонного планирования, группа ядерного планирования, другие комитеты, генеральный секретарь. Военная структура НАТО состоит из военных комитетов, постоянного военного комитета и международного военного штаба. В настоящее время в НАТО входят 27 государств. Но с каждым годом организация планирует расширение, в.частности в перспективе планируется принятие ряда государств Восточной Европы и некоторых республик бывшего СССР. НАТО в настоящее время играет очень важную роль. Эта организация принимает активное участие в решении межд. конфликтов. Зачастую НАТО подменяет ООН и ее решения.
ОАГ. В нее входят более 30 государств Латинской Америки, Карибского бассейна и США.
Учредительными документами ОАГ являются три акта:
1) Межамериканский договор о взаимной помощи 1947 г.;
2) Устав ОАГ (принят 30 апреля 1948 г., вступил в силу 13 декабря 1951 г.); 3) Межамериканский договор о мирном разрешении споров 1948 г.
В соответствии с Уставом целями ОАГ являются под держание мира и безопасности в Западном полушарии, урегулирование споров между государствами-членами, организация совместных действий против агрессии» развитие сотрудничества в политической, экономической, социальной, научно-технической и культурной областях.
Высшим органом ОАГ является Генеральная ассамблея, в которой представлены все государства-члены.
Консультативное совещание министров иностранных дел уполномочено рассматривать проблемы срочного характера, в том числе связанные с вооруженным нападением на государства - члены ОАГ. При нем учрежден Консультативный комитет обороны.
Под руководством Генеральной ассамблеи работают три совета: Постоянный совет, Межамериканский экономический и социальный совет, Межамериканский совет по образованию, науке и культуре, представляющие со бой исполнительные органы, наделенные весьма широкими полномочиями.
Административным органом ОАГ является Генеральный секретариат во главе с генеральным секретарем.

32. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе: становление и развитие, источники, органы
В 1975 г. было образовано Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, которое в 1994 г. решением Будапештского совещания было преобразовано в организацию (ОБСЕ). Таким образом, ОБСЕ преврати лось из конференции в организацию.
В настоящее время ОБСЕ представляет собой формирующуюся межд. региональную организацию. Ее учреди тельными документами являются Заключительный акт, принятый в Хельсинки в 1975 г., Хартия для новой Европы и Дополнительный документ к ней, принятые в Пари же в 1990 г., Декларация «Вызов времени перемен» и пакет решений по структуре и основным направлениям деятельности ОБСЕ, принятые в Хельсинки в 1992 г. Эти документы определяют основные цели ОБСЕ: решительно использовать нормы и стандарты для создания общества общей безопасности; обеспечить реализацию всех обязательств ОБСЕ; служить форумом консультаций, принятия решений по сотрудничеству; усилить превентивную дипломатию; повысить способность в урегулировании споров и конфликтов и в осуществлении мирных операций; упрочивать безопасность путем контроля за вооружениями, за разоружением; развивать деятельность в области прав человека.
Принципы ОБСЕ были закреплены в Декларации принципов, являющейся составной частью хельсинкского Заключительного акта.
Начиная с 1990 г. происходит становление и развитие структуры ОБСЕ. Было определено, что встречи глав государств и правительств должны проводиться регулярно раз в два года. На них устанавливаются приоритеты и даются ориентиры на высшем политическом уровне.
Высшим органом ОБСЕ является Совещание глав государств и правительств.
Управляет организацией и принимает решения Совет министров иностранных дел государств-участников. Совет ОБСЕ является центральным директивным и руководящим органом ОБСЕ. Он состоит из министров иностранных дел, должен собираться не реже одного раза в год для рассмотрения вопросов, имеющих отношение к ОБСЕ и принятия соответствующих решений. Председателем каждого заседания Совета ОБСЕ дол жен быть представитель принимающий страны.
Руководящей совет обсуждает и формирует политику, решает общие вопросы бюджета.
Постоянный совет - постоянный действующий орган политических консультаций и принятия решений.
Председатель Постоянного совета - главное исполняющее лицо. При нем находится «тройка» представителей.
Генеральный секретарь ОБСЕ - главное административное лицо.
При ОБСЕ существует должность верховного комиссара по национальным меньшинствам, Бюро демократических учреждений и прав человека.
ОБСЕ имеет все признаки межд. организации, за исключением одного: оно образовано не договором государств, а политическим соглашением

 

Тема 12. ТЕРРИТОРИЯ И ДРУГИЕ ПРОСТРАНСТВА
40. Территория в международном праве: понятие,
объекты регулирования, виды территорий Под территорией (в широком смысле) в МП понимаются различные пространства земного шара с его сухо путной и водной поверхностью, недрами и воздушными пространствами, а также космическое пространство и находящиеся в нем небесные тела. Вся территория подразделяется на три типа:
1) государственная территория;
2) территория с международным режимом;
3) территории со смешанным режимом.
Государственной является такая территория, которая
находится под суверенитетом определенного государства, т. е. принадлежит определенному государству, осуществляющему в ее пределах свое территориальное верховенство. Некоторые временные исключения возможны в случаях военной оккупации и межд.-правовой аренды территории.
К территориям с межд. режимом относятся лежащие за пределами государственной территории земные пространства, которые не принадлежат кому-либо в отдельности, а находятся в общем пользовании всех государств в соответствии с МП. Это прежде всего открытое море, воздушное пространство над ним и глубоководное морское дно за пределами континентального шельфа.
Территории со смешанным режимом - это территории, на которых действуют одновременно и нормы МП и нор мы национального права. Этот вид территорий можно условно разделить на две группы. К первой относятся континентальный шельф и экономическая зона. Эти районы не находятся под суверенитетом государств и не входят в состав государственных территорий, но каждое прибрежное государство имеет суверенные права на разведку и разработку природных ресурсов прилегающих к нему континентального шельфа и экономической морской зоны, а также на охрану природной среды этих районов. В пределах этих прав каждое государство издает свои законы и правила, регулирующие упомянутые виды деятельности. В остальном на континентальном шельфе и в экономической зоне действуют принципы и нормы межд. морского права. Вторая группа - межд. реки и проливы, перекрываемые территориальными водами прибрежных государств, и межд. каналы, входящие в состав территории прибрежных государств.
Особый межд.-правовой режим установлен в Антарктике по Договору 1959 г. Согласно этому договору Антарктика полностью демилитаризована и открыта для научных исследований всех стран. Ни одна часть Антарктики не находится под суверенитетом какого-либо государства, но в то же время территориальные притязания государств в Антарктике сохраняются.
Космическое пространство находится за пределами земных территорий, и его правовой режим определяется принципами и нормами межд. космического права, в частности Договором о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, от 27 января 1967 г. Оно не подлежит национальному присвоению каким бы то ни было образом и открыто для исследования и использования всеми государствами на основе равенства.

41. Государственная территория: понятие и виды
Государственная территория - территория, которая находится под суверенитетом государства, т. е. принадлежит определенному государству, осуществляющему в ее пределах свое территориальное верховенство. В со став государственной территории входят суша и воды с находящимися под ними недрами и лежащее над сушей и водами воздушное пространство, пределы которых определяются государственной границей.
Сухопутной территорией государства является вся суша в пределах его границ. Водную территорию государства составляют внутренние (национальные) воды и территориальное море. Различие этих двух водных пространств обусловлено режимами плавания иностранных гражданских судов и военных кораблей и связанными с этим вопросами. К внутренним водам согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. относятся:
1) морские воды, в том числе воды государств-архипелагов, расположенные в сторону берега от прямых исходных линий, принятых для отсчета ширины территориального моря;
2) воды портов;
3) воды заливов, берега которых принадлежат одному государству, если их ширина не превышает 24 морских миль, а также исторические заливы.
Внутренними водами являются также воды рек, озер и иных водоемов в пределах границ одного государства. Территориальным морем является полоса прибрежных морских вод, ширина которой согласно Конвенции 1982 г. не должна превышать 12 морских миль.
В состав территории государства также входят находящиеся под его сухопутной и водной поверхностями недра без каких-либо ограничений по глубине. Воздушную территорию государства составляет воздушное пространство, находящееся в пределах его сухопутных и водных границ.
Согласно МП юрисдикция государства распространяется на лица, сооружения, установки и транспортные средства, находящиеся в морских водах за пределами его территориального моря и, следовательно, вне пределов его территории. Государство осуществляет исключительную юрисдикцию над своими военными кораблями в открытом море, над своими воздушными судами, находящимися вне пределов территории иностранного государства, а в некоторых случаях и на иностранной территории, над запущенными им в космическое пространство объектами и их экипажами.
Государственная территория представляет собой не только пространство, в котором осуществляется верхов ная власть данного государства, но также и природную среду с ее компонентами: сушей и водами, воздушным пространством и недрами. Эта среда включает в себя и природные ресурсы, которые используются в промышленности и сельском хозяйстве, в обычной повседневной человеческой деятельности. Все это составляет материальное содержание государственной территории и с точки зрения МП принадлежит тому государству, в пре делах границ которого находится. Согласно современному МП никто не вправе насильственно лишать государство принадлежащей ему территории и соответственно природных ресурсов. Об этом свидетельствуют принципы неприкосновенности и целостности государственной территории, неприкосновенности и нерушимости государственных границ.

42. Государственные границы: определение, виды, порядок установления, изменения и охраны
Государственной границей считаются линия и проходящая по этой линии вертикальная плоскость, отделяющие государственную территорию от территории, на которую суверенитет государства не распространяется. Различают сухопутные, водные и воздушные границы государственной территории. Сухопутные границы устанавливаются на основе договоров между сопредельными государствами и согласно этим договорам отмечаются на мест ости. Существует три типа сухопутных границ:
1) топографические - проводятся с учетом рельефа местности;
2) геометрические - устанавливаются по прямой линии, проведенной между двумя точками;
3) астрономические - устанавливаются по меридианам и параллелям.
Водные границы делятся на: речные, озерные, границы других водоемов, морские.
Речные границы устанавливаются по соглашению прибрежных государств и проводятся по линии тальвега (линии наибольшей глубины) либо посредине реки. На озерах и иных водоемах - по прямой, соединяющей вы ходы сухопутной границы государств к берегам водоема.
Морские границы государства - внешние пределы его территориального моря или линии разграничения территории морей смежных или противолежащих государств.
Воздушные границы - боковые (вертикальная плоскость, проходящая над линией государственной границы по суше или морю) и высотные (горизонтальная плоскость, лежащая на высоте 96 км). Устанавливаются над уровнем моря в пределах боковых, воздушных границ государства.
Границы, как правило, устанавливаются договорами (договорные границы). Существуют и «исторически сложившиеся границы», признанные сопредельными государствами в результате длительного их соблюдения.
Существуют следующие основания изменения государственной границы:
1) осуществление нациями и народами своего права на самоопределение, при котором происходит разделение или восстановление наций и народов и в результате устанавливаются новые границы или восстанавливаются старые;
2) обмен небольшими участками государственных территорий сопредельных государств в целях наиболее благоприятного расположения границы;
3) обмен небольшими участками в случае демаркации границы.
Государственная граница устанавливается путем;
демаркации - уточнения сопредельными государства ми линии границы, которая была или могла быть измене на в результате природных или исторических факторов. Редемаркация - проверка ранее демаркированной границы с ремонтом ранее установленных пограничных знаков;
делимитации - установления границы между государствами впервые.
В целях обеспечения неприкосновенности и нерушимости границ, их охраны внутренним законодательством и межд. договорами сопредельных государств устанавливается специальный пограничный режим, который предусматривает:
порядок охраны и пересечения государственной границы на суше, на море и в воздухе;
ведение сельскохозяйственной, промысловой, производственной, транспортной и иной деятельности в районе государственной границы.

43. Международные реки. Конвенция о режиме судоходства на Дунае от 18 августа 1948 г.
Международные реки (МР) - реки, которые протека ют на территории двух и более государств. МР могут подразделяться на открытые для межд. судоходства, которые, как правило, пересекают территории нескольких государств, и пограничные реки, которые, как правило, разделяют территории нескольких государств. Однако эта классификация условна, так как одна и та же река может на одном участке пересекать территории нескольких государств, а на другом - разделять.
Предметом межд.-правового регулирования вопроса о МР являются вопросы судоходства по МР - данный вопрос относится к компетенции прибрежных государств. Регулируется соглашениями этих государств. Прибрежные государства вправе (не обязаны) предоставить иностранным судам возможность судоходства. Иностранные суда, таким образом, не праве осуществлять судоходство по МР, если данный вопрос не оговорен в соответствующих межд. договорах. Сами прибрежные государства вправе осуществлять судоходство на всем протяжении реки.
Вопросы судоходства по МР оговорены в:
Барселонской конвенции и Статуте о режиме навигационных водных путей межд. значения 1921 г.;
Конвенции о режиме судоходства по Дунаю 1948 г.
Вопросы несудоходного использования МР - в основе данного предмета регулирования лежит право прибрежных государств на использование водных ресурсов (строительство плотин, лов рыбы, сброс отходов, забор воды и др.). Однако согласно Хельсинкским правилам 1966 г. использование вод МР одним государством не должно наносить вред водам той же реки, протекающим по территории другого государства. Вопросы несудоходного использования рек урегулированы в Женевской конвенции о гидроэнергии водных потоков, имеющих значение для нескольких государств, 1923 г. В частности, все работы по использованию гидроэнергии, которые могут привести к физическому изменению местности на территории другого государства или могут причинить ему существенный ущерб, должны проводиться на основании соглашения заинтересованных государств. По этому пути и идет межд. практика.
Дунай - вторая по длине (после Волги) река в Европе. Протекает по территории Германии, Австрии, Словакии, Венгрии, Хорватии, Югославии, Болгарии, Румынии, Ук раины. Согласно Конвенции о режиме судоходства на Дунае от 18 августа 1948 г. навигация по Дунаю объявлена свободной и открытой для граждан, торговых судов и то варов всех государств на основе равенства в отношении портовых и навигационных сборов и условий торгового судоходства. Плавание по Дунаю военных кораблей всех непридунайских стран запрещается. Плавание военных, полицейских и таможенных судов придунайских стран может происходить лишь в пределах границ своей страны, а на остальных участках - лишь с согласия соответствующих прибрежных государств. Дунайская комиссия, организованная из представителей придунайских стран, осуществляет наблюдение за выполнением Конвенции, координирует деятельность прибрежных стран и содействует их сотрудничеству в данной сфере, проводит консультации, выносит рекомендации и т. п.


Тема 13. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС АРКТИКИ И АНТАРКТИКИ
44. Юридический статус и правовой режим Арктики. «Секторная теория»
Арктический регион исторически разделен на «сектора владения» приарктических государств, хотя и существует предложение интернационализации Арктики, пока не нашедшее поддержки. В 1921 г. Канада декларировала, что все земли и острова к северу от континентальной канадской части находятся под ее суверенитетом. В 1926 г. Постановлением ЦИК и СНК СССР было принято аналогичное решение, однако архипелаг Шпицберген остался вне юрисдикции СССР, так как со гласно Парижскому договору 1920 г. он принадлежит Норвегии.
К режиму полярных секторов прибегли также Норвегия и Дания. Все территории (в том числе неоткрытые и не разведанные), которые входят в полярный сектор государства, находятся под его суверенитетом. Однако вод ная поверхность океанских и морских 80 пространств в пределах Арктики является открытым морем. При этом государство, имеющее полярный сектор в Арктике, может рассматривать его как зону своей безопасности. Таким образом, режим морских вод Арктики установлен в соответствии с нормами межд. морского права, согласно которому у побережья земель и островов устанавливаются территориальные воды, прилежащие и экономические зоны, континентальный шельф, а далее - открытое море.
Что касается Российского сектора, то здесь есть не которые особенности. Нота МИД РСФСР от 4 мая 1920 г. Норвегии закрепляла права Советской России на Белое море, а Декретом СНК РСФСР от 24 мая 1921 г. -на Баренцево море. Карское море, море Лаптевых и Восточно-Сибирское - это исторические моря заливно го типа и внутренние национальные морские пути Рос сии. Это основано на ряде причин. Во-первых, большую часть года они покрыты льдом, который можно рассматривать как продолжение сибирской суши на се вер. Во-вторых, русское государство в течение трех веков владело Карским морем (см. царские указы 1617— 1620 гг.) и другие государства не возражали против это го. В-третьих, они являются морями заливного типа, ограниченными со стороны океана обширными архипелагами и островами.
В силу особой уязвимости природы Арктики и в целях защиты окружающей Арктику среды Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. закрепила право государств принимать меры по предотвращению загрязнения морских вод Арктики.
В целях исследования Арктики и охраны ее природной среды развивается широкое межд. сотрудничество: действуют многостороннее Соглашение о сохранении белых медведей (1973 г.), советско-канадский Протокол о научно-техническом сотрудничестве в Арктике (1984 г.), советско-американское Соглашение о сотрудничестве в борьбе с загрязнением в Беринговом и Чукотском морях в чрезвычайных ситуациях (1990 г.) и др.; приарктические страны, а также Финляндия, Швеция и Исландия подписали Декларацию об охране окружающей среды Арктики и Стратегию экологической защиты региона (1991 г.).

45. Международно-правовой статус Антарктики и режим использования ее пространств и ресурсов. «Система Договора об Антарктике»
Антарктика - южная полярная область, охватывающая материк Антарктиду и прилегающие к нему участки Атлантического, Индийского и Тихого океанов, включая расположенные там острова, при условии, что они расположены южнее 60-й параллели южной широты.
Правовой режим Антарктики можно отнести к интернациональному. Существует так называемая «система До говора об Антарктике», в котором стороны отказались от «любой основы для претензий на территориальный суверенитет». Здесь общую правовую основу составляет МП, а на территориях судов или полярных баз действует право их флага.
Таким образом, межд.-правовой режим Антарктики регулируется Договором об Антарктике от 1 декабря 1959 г., сфера действия которого распространяется на район южнее 60-й параллели южной широты, включая все шельфовые ледники. Согласно этому Договору Антарктика является межд. территорией и открыта для научного исследования всех стран, а также полностью де милитаризована и нейтрализована, так как в пределах действия договора нельзя развязывать и вести военные операции. Здесь запрещено создавать военные базы, проводить маневры, испытывать оружие, в том числе и ядерное. Антарктика объявлена, помимо прочего, безъядерной зоной. Договор распространяет свое действие на материк, шельфовые ледники, континентальный шельф, участки открытого моря.
В Антарктике не применяется секторальное деление (по типу Арктики). Однако подписание договора не остановило территориальных претензий некоторых государств. Претензии были заявлены Австралией, Аргентиной, Великобританией, Новой Зеландией, Норвегией, Чили и Францией. СССР и США всегда выступали противниками этих претензий и настаивали на признании Антарктики межд. территорией.
В настоящий момент эти претензии заморожены, т. е. государства не отказались от территориальных претензий, но никакие действия других государств на территории Антарктики в период действия Вашингтонского договора не могут считаться основанием для заявления, поддержания или отклонения любой претензии на территориальный суверенитет в Антарктике и не создают там никаких прав на такой суверенитет.
В рамках Договора была подписана Конвенция о сохранении антарктических тюленей (1972 г.); Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики (1980 г.) предоставляет право добычи морских живых ресурсов Антарктики всем государствам; межд.-правовой режим разведки и разработки минеральных ресурсов определяется Конвенцией по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики (1988 г.), однако в 1991 г. принят Протокол о запрещении всех видов геологоразведочных работ в Антарктике сроком на 50 лет.
Договором создан специальный межд. механизм для координации деятельности государств в Антарктике -Консультативное совещание, проводимое раз в 2 года; оно правомочно обсуждать практически все вопросы, касающиеся деятельности государств в Антарктике.

Тема 20. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ
67. Понятие и основания международно-правовой ответственности субъектов международного права
Межд.-правовая ответственность (МПО) - один из старейших институтов МП, сложившихся на базе обычно-правовых норм. Нормы о МПО «разбросаны» по отдельным отраслям МП, таким как право межд. правосубъектности, право межд. организаций, право межд. безопасности и др. МПО представляет собой юридические последствия, которые могут наступить для субъекта МП в результате его действий или бездействий, если при этом нарушены применимые к данному правоотношению межд.-правовые нормы.Одновременно это и одно из юридических средств обеспечения соблюдения норм МП и возмещения нанесенного ущерба. Являясь важнейшим и наиболее эффективным правовым средством обеспечения норм МП, МПО получает выражение в обязанности ее субъекта полностью или частично устранить допущенное нарушение: ликвидировать причиненный вред, понести иные неблагоприятные последствия. Ответственность в МП представляет собой оценку межд. правонарушения и субъекта, его совершившего, со стороны мирового сообщества и характеризуется применением определенных мер к правонарушителю. Содержание правоотношения МПО заключается в осуждении правонарушителя и в обязанности правонарушителя понести неблагоприятные последствия правонарушения.Основания межд.-правовой ответственности. Ответственность наступает при наличии определенных оснований, понимаемых в двух значениях - на основе чего и за что возникает ответственность. Основанием МПО субъекта МП является совершение им межд. правонарушения. Различают юридические, фактические и процессуальные основания МПО. Между ними существует тесная связь. С одной стороны, если право не содержит обязанности определенных действий либо запрета, то не может идти речь о правонарушении и, следовательно, об ответственности. С другой - если в поведении субъекта нет признаков правонарушения, то постановка вопроса об ответственности также исключается.Под юридическими основаниями понимают межд.-правовые обязательства субъектов МП, в соответствии с которыми то или иное деяние объявляется межд. правонарушением. Иными словами, при межд. правонарушении нарушается не сама межд.-правовая норма, а обязательства субъектов соблюдать международное правило поведения. Юридическими основаниями ответственности являются: договор, обычай, решение межд. судов и арбитражей, резолюции межд. организаций, а также односторонние межд.-правовые обязательства государств, устанавливающих юридически обязательные правила поведения для данного государства.
Фактические основания есть то, за что наступает ответственность. В силу этого необходимо четко установить элементы межд. правонарушения, которое и выступает в качестве фактического основания ответственности. Межд.-противоправное деяние, например, государства налицо в том случае, когда: а) какое-либо поведение, заключающееся в действии или бездействии, может согласно МП присваиваться государству и б) такое поведение представляет собой нарушение межд. обязательства этого государства.

68. Виды и формы международной ответственности
Форма межд.-правовой ответственности - способ, посредством которого осуществляются неблагоприятные для нарушителя последствия вследствие совершенного им межд. правонарушения. Различают две формы межд.-правовой ответственности - нематериальную и материальную.Нематериальная (политическая, моральная) ответственность может осуществляться в виде сатисфакции, репрессалий, коллективных санкций. Сатисфакция -удовлетворение государством-правонарушителем явно выраженных им подразумеваемых требований, выдвигаемых потерпевшим государством и выходящих за рамки простого восстановления (ресторации). Обычно это может выражаться в заверении пострадавшей стороны о недопущении повторения правонарушения, принесении извинения и т. д.
Репрессалии - ответные насильственные действия, осуществляемые пострадавшим субъектом (например, задержание иностранного рыболовецкого судна за браконьерство).
От репрессалии следует отличать реторсию - ответную акцию в связи с недружественными действиями, не составляющими правонарушения (например, отзыв посла в ответ на недружественное заявление). Коллективные санкции в отношении межд. правонарушителя могут приниматься только на основании решения Совета Безопасности ООН. Они могут выражаться в полном или частичном приостановлении экономических отношений, функционирования коммуникаций, в применении вооруженной силы, временном ограничении суверенитета. Если в отношении репрессалий действует принцип соразмерности, то на санкции они не распространяются. Материальная ответственность выражается в обязанности возместить материальный ущерб. Это может реализоваться в виде репарации (реституции, субституции, ресторации). Репарация - возмещение материального ущерба деньгами, товарами, услугами и т. д. Возмещению подлежит действительный материальный ущерб (прямой и косвенный). Упущенная выгода обычно не возмещается. Реституция - восстановление положения до причинения ущерба. Субституция - замена неправомерного или поврежденного имущества, зданий, произведений искусства и т.п. сходными и равноценными предметами. Ресторация - восстановление государством-правонарушителем прежнего состояния и несение связанных с этим любых неблагоприятных последствий. Ранее был известен такой вид материальной ответственности, как контрибуция: взимание победителем в войне с побежденного своих военных издержек. Исключительно на основе договоров возникает такая разновидность материальной ответственности, как абсолютная или объективная ответственность. Речь идет об ответственности, возникающей вне зависимости от вины причинителя ущерба, т. е. за ущерб, причиненный в процессе правомерной деятельности. Пострадавшей стороне необходимо доказать лишь непосредственную причинную связь между действием (бездействием) и ущербом. При этом в договорах обычно фиксируются ограничения ответственности (максимальная компенсационная сумма)

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: