Тема 8. Право внешних сношений


24. Право внешних сношений: понятие, источники, институты, субъекты
Право внешних сношений регулирует официальные межгосударственные отношения. Право внешних сношений - одна из наиболее старых отраслей МП. Она является результатом дипломатической деятельности, которая возникла как совокупность официальных контактов между государствами в мирное время еще в глубокой древности.
Право внешних сношений включает в себя четыре взаимосвязанные части;
а) дипломатическое право;
б) право специальных миссий;
в) дипломатическое право в его применении к отношениям государств с межд. организациями или в рамках международных конференций;
г) консульское право.
Важным является то, что внешние сношения государства, имеющие официальный характер и осуществляемые специальными органами, следует отличать от так называемых интернациональных связей, в которых могут участвовать индивиды и общественные организации («народная дипломатия»). Во внешних сношениях государство выступает как целостное образование, как единый социальный организм, обладающий в силу своего суверенитета межд. -правовой правосубъектностью, которая, как и сам суверенитет, не может расщепляться на отдельные части в виде правосубъектности на межд. арене органов государства, выполняющих функции организации внешних сношений.
Основными институтами права внешних сношений являются дипломатическое и консульское право. Дипломатическое право необходимо для реализации государством права посольства, которое состоит из:
- активного права - это право государства открывать дипломатические представительства за рубежом;
- пассивного права - это право государства принимать иностранные посольства.
Дипломатическое право состоит из норм обычного права, которые кодифицированы в следующих конвенциях:
Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г.;
Конвенции о специальных миссиях 1969 г.;
Конвенции о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся межд. защитой, в том числе дипломатических агентов, 1973 г.
Консульское право - совокупность норм, регулирующих консульские отношения между государствами, включая статус и функции консулов. Консульское право состоит из норм обычного права, которые кодифицированы в следующих конвенциях:
Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. (вступила в силу в 1967 г.);
различных двусторонних консульских конвенциях между государствами.
Консульские отношения представляют собой межд. административно-правовые отношения, предназначенные для защиты прав и интересов физических и юридических лиц одного государства на территории другого.
Консульские отношения могут существовать и при отсутствии между государствами дипломатических отношений (на пример, в случае признания государства де-факто). Тем не менее установление дипломатических отношений влечет за собой и признание разрешения консульских отношений.

25. Внутренние и зарубежные органы внешних сношений государств
Органы внешних сношений государства подразделяются на внутригосударственные и зарубежные.
Первые постоянно находятся на территории данного государства и, в свою очередь, разделяются на конституционные и специализированные. Первые образуются каждым государством автономно. Их существование прямо предусмотрено конституцией государства. Создание специализированных органов оформляется также актами внутреннего права, однако само их появление зависит в определенной степени от существования соответствующих межд. договоров, на основании которых данное государство, будучи их участником, осуществляет внешние сношения в какой-либо специальной области.
К конституционным относятся высший законодательный орган, глава государства, правительство и его глава.
Традиционными полномочиями парламентов в области внешних сношений считаются: решение вопросов войны, мира, территориальных изменений, ратификация межд. договоров, определение расходов на внешнеполитические мероприятия.
Глава государства осуществляет высшее представительство государства в межд. отношениях. Разделенная между главой государства и парламентом компетенция включает такие вопросы, как объявление войны, ратификация межд. договоров и др. Согласно МП глава государства (равно как и глава правительства, и министр иностранных дел) представляет свою страну по вопросам внешних сношений exofficio (по должности).
Глава правительства и правительство в целом намечают основные направления внешней политики и вносят соответствующие предложения на рассмотрение и утверждение парламента и главы государства, организуют выполнение и контроль за принятыми внешнеполитическими решениями.
Специальные внутригосударственные органы внешних сношений представляют государство только в одной области его внешних связей. Специальными внутригосударственными органами внешних сношений могут быть министерства и ведомства в рамках, устанавливаемых внутригосударственным законодательством. Напри мер, ведомство иностранных дел - орган непосредственного оперативного руководства внешними сношения ми государства.
Зарубежные органы внешних сношений государств подразделяются на две группы - постоянные и временные. Постоянные: дипломатические представительства государств, аккредитованные в странах, с которыми поддерживаются дипломатические отношения (посольства и миссии); консульские представительства, торговые представительства; постоянные представительства государств при межд. организациях. Временные: различные специальные миссии, направляемые в другие государства для участия в церемониальных мероприятиях, ведения переговоров и др.; делегации и группы наблюдателей на межд. конференциях; делегации для участия в работе сессий межд. организаций и их органов и т. д.

26. Дипломатические представительства. Дипломатические привилегии и иммунитеты. Дипломатический корпус
Дипломатическое представительство (ДП) - это орган одного государства, находящийся на территории другого государства для осуществления официальных отношений между ними.
Процедура назначения и принятия дипломатического представителя называется аккредитацией. По прибытии' в страну пребывания представитель должен получить агреман - согласие страны пребывания на назначение именно данного лица в соответствующем качестве. Страна пребывания вправе отказаться без мотивировки от вы дачи агремана. После получения агремана дипломатический представитель получает от главы своего государства верительную грамоту - документ, удостоверяющей его полномочия, которые затем вручаются главе государства назначения. Один экземпляр верительной грамоты вручается главе МИДа, другой - главе государства.
Миссия ДП прекращается по инициативе его государства (отставка, новое назначение, болезнь), либо по инициативе страны пребывания (признание представителя personanongrata).
Виды ДП.
1. Посольство - во главе стоит Чрезвычайный и Полномочный Посол.
2. Миссия - во главе стоит Посланник или Поверенный в делах.
Функции ДП.
1. Представительская: представляет свое государство в стране пребывания.
Защитная - защита своих граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории представляемого государства, находящихся на территории государства пребывания представительства.
3. Информационная.
4. Консульская - ДП вправе осуществлять консульские функции.
Дип. корпус - совокупность дипломатических представителей на территории государства пребывания. Во главе дипл. корпуса стоит декан, которым, как правило, является. дипл. Представитель, старейший по времени нахождения в стране по отношению к другим аккредитованным представителям ранга.
Дип. иммунитеты и привилегии.
1. Неприкосновенность помещения дипломатического представительства.
2. Неприкосновенность транспортного средства дипломатического представительства.
3. Неприкосновенность архивов дипломатического представительства.
4. Фискальный иммунитет (представительства и его члены освобождаются от всех видов налогов и обязательных платежей в связи со своей деятельностью).
5. Право использовать свой государственный флаг и герб, вправе осуществлять внеочередную телефонную, телеграфную и иную связь, включая возможность использования кодов.
6. Личный иммунитет - дипломатические представители, т. е. лица, обладающие дипломатическим рангом, а также члены их семей не могут быть подвергнуты аресту или задержанию, неприкосновенно их постоянное и временное жилище и имущество, они пользуются иммунитетом от уголовной, гражданской и административной юрисдикции.
7. Дипломат не обязан давать свидетельские показания.
8. Таможенный иммунитет дипломата.

27. Консульские учреждения: понятие, виды, состав. Классы консулов. Иммунитеты и привилегии
Консульское учреждение - постоянный государственный орган внешних сношений, находящийся на территории иностранного государства в силу соответствующего межд. соглашения и выполняющий консульские функции по защите интересов своего государства, его граждан и организаций.
В настоящее время консульская практика знает два вида консульских учреждений: консульские отделы дипломатических представительств и самостоятельные (отдельные) консульские учреждения.
Общепринятыми в мировой практике являются следующие классы консульских учреждений:
• генеральные консульства;
• консульства;
• вице-консульства;
• консульские агентства.
Соответственно именуются и главы консульских учреждений. Консульские ранги:
1) генеральный консул (руководит генеральным консульством);
2) консул (руководит консульством);
3) вице-консул (руководит вице-консульством);
4) консульский агент (руководит консульским агентством).
В соответствии с общим характером деятельности консульства формируется его структура. В составе консульских учреждений всегда есть отделы или, во всяком случае, сотрудники, занимающиеся таким традиционным для консульств делом, как паспортно-визовые операции, вопросы экономических и культурных связей и т. д.
Под консульским должностным лицом понимается «лицо, включая главу консульского учреждения, которому поручено в этом качестве выполнение консульских функций» - генеральный консул, консул, вице-консул, консульский агент, секретарь консульского учреждения, а также лицо, прикомандированное к консульскому учреждению для подготовки к будущей службе (стажер). В межд.-правовой доктрине чаще употребляется собирательный термин «консул». Консулом может считаться только то лицо, которое должным образом было назначено компетентным органом представляемого государства и признано в этом качестве государством пребывания.
Помимо всего прочего, принято различать штатных и нештатных, или почетных, консулов. Институт почетных консулов известен мировой практике давно. Нештатный консул не состоит на государственной службе в качестве должностного лица.
Объем консульских иммунитета и привилегий в целом аналогичен дипломатическим, однако здесь есть некоторые моменты, неприменимые к дипломатическим представителям.
1. Консульские работники могут быть лишены свободы, но только по приговору суда за совершение тяжкого преступления.
2. В отношении консульского работника государство пребывания вправе возбудить уголовное дело и он обязан являться в компетентные органы.
3. Персонал консульского учреждения может быть вызван в суд в качестве свидетеля. Отказ консулом от дачи показаний недопустим.
4. Предъявление иска консульским работником лишает его права ссылаться на свой иммунитет в случае предъявления ему встречного иска.
5. Государство может отказаться от иммунитета консульских работников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: