Воспитывающий аспект ТЦУ

ЛЕКЦИЯ №2 «Рекомендации по формулировке целей урока»

  «По настоящему высоко может зайти лишь тот, кто знает, куда он идет." Кромвель

 

Мастерство целеполагания

 

Целеполагание осуществляется в трех аспектах (так называемая триединая цель урока - ТЦУ):

· познавательный аспект (обучающая цель)

· развивающий аспект

· воспитывающий аспект

 

Ключевое слово здесь " триединая ". То есть цель по своей сути одна! И урок - единая целостная система деятельности, не разбитая на три отдельных этапа. Цель именно триединая, то есть вы планируете результат, в котором проявляются три вышеназванных образовательных аспекта.

 

Триединая цель урока - это заранее запрограммированный педагогом результат, который должен быть, достигнут им самим и обучающимися в конце урока.

Важно знать:

· обучающая цель формулируется через ожидаемый результат обучающихся

· развитие идет медленнее, чем обучение, поэтому развивающий аспект может быть запланирован на несколько уроков

· следует помнить, что обучение должно быть воспитывающим (это достигается через подбор форм организации деятельности на уроке, за счет правильного подбора содержания урока и т.д.)

Познавательный аспект ТЦУ

Это основной и определяющий ее аспект. Он складывается из выполнения следующих требований:

· Учить и научить каждого ученика самостоятельно добывать знания. Учить чему-нибудь других, значит показать им, что они должны делать, чтобы научиться тому, чему их учат!

· Осуществлять выполнение главных требований к овладению знаниями: полноту, глубину, осознанность, систематичность, системность, гибкость, оперативность, прочность.

· Формировать навыки - точные, безошибочно выполняемые действия, доведенные в силу многократного повторения до автоматизма.

· Формировать умения - сочетание знаний и навыков, которые обеспечивают успешное выполнение деятельности.

· Формировать то, что обучающийся должен познать, уметь в результате работы на уроке.

Развивающий аспект ТЦУ

Это наиболее трудный для педагога аспект цели, при планировании которого он почти всегда испытывает затруднения. Первая причина заключается в том, что нередко педагог стремиться формировать новый развивающий аспект цели к каждому уроку, забывая, что развитие студента происходит гораздо медленнее, чем процесс его обучения и воспитания, что самостоятельность развития относительна, и что оно осуществляется в значительной мере как результат правильно организованного обучения и воспитания. Отсюда следует, что один и тот же развивающий аспект цели урока может быть сформулирован для триединых целей нескольких уроков, а иногда и для уроков целой темы.

 

Развивающий аспект складывается из нескольких блоков:

A. Развитие речи:

Обогащение и усложнение ее словарного запаса; усложнение ее смысловой функции (новые знания приносят новые аспекты понимания); усиление коммуникативных свойств речи (экспрессивность, выразительность); овладение обучающимися художественными образами, выразительными свойствами языка. Это показатель интеллектуального и общего развития ученика

 

B. Развитие мышления

Очень часто в качестве развивающего аспекта ТЦУ ставится задача учить обучающихся мыслить. Это, конечно, прогрессивная тенденция: знания можно забыть, а умение мыслить навсегда остается с человеком. Однако в таком виде цель не будет достигнута, ибо она слишком общая, ее необходимо планировать более конкретно.

 

Воспитывающий аспект ТЦУ

По-настоящему, развивающее обучение не может не быть воспитывающим, "учить и воспитывать - как "молния" на куртке: обе стороны затягиваются одновременно и накрепко неторопливым движением замка - творческой мысли. Вот эта соединяющая мысль и есть главное в уроке".

Урок обладает возможностями влиять на становление очень многих качеств личности обучающихся. Воспитывающий аспект должен предусматривать использование содержания учебного материала, методов обучения, форм организации познавательной деятельности в их взаимодействии для осуществления формирования и развития нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологических и других качеств личности. Он должен быть направлен на воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям, высокого чувства гражданского долга.

От цели к задачам…

В отличие от цели, задачи урока призваны детализировать её, «разбить» на конкретные пути достижения.

 

Образцы формулировки некоторых образовательных задач:

· выяснить основные отличия…

· раскрыть особенности…

· продолжить формирование навыков работы с документами..

· развивать умения высказывать свою точку зрения…

· формировать у обучающихся умения выделять главное, работать по плану и т.д.

 

Образцы формулировки некоторых воспитательных задач:

· развивать организаторские качества;

· развивать инициативу творчества и т.д.

 

Образцы формулировки некоторых развивающих задач:

· развивать критическое мышление;

· развивать умения вести диалог;

· развивать логическое мышление;

· развивать элементы воображения и т.д.

 

Поставьте задачи

· Задачи – это конкретные шаги или этапы на пути достижения вашей цели. Постановка задач требует непрерывного исследования и принятия решений. Первым шагом оперативного планирования является постановка задач и определение промежуточных целей, которых надо достичь в заданный промежуток времени.

· Чтобы эффективно управлять производительностью, необходимо ставить правильные задачи. Эффективно поставленные задачи определяют маршрут движения к желаемым результатам и помогают открыть возможности создания более высокой потребительской ценности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: