Вопрос 1. Понятие и общая характеристика преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления

Литература

Основная:

1. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка: Принят Генеральной Ассамблеей ООН 17 декабря 1979 г. // Вестник Верховного Суда СССР. 1991. № 11.

2. Конституция Российской Федерации [Текст]. М., 2014.

3. Уголовный кодекс РФ [Текст]. М., 2014.

4. Постановление Пленума Верховного Суда от 16 октября 2009 г. № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» [Текст] // БВС РФ. 2009. № 12.

5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.05.2012 № 7) [Текст] // БВС РФ. 2007. № 5.

6. Благов Е. В. Квалификация при совершении преступления [Текст]: монография / Е. В. Благов. Изд. 2-е, испр. и доп. М., 2010.

7. Кадников Н. Г. Квалификация преступлений и вопросы судебного толкования [Текст] / Н. Г. Кадников. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юриспруденция, 2011.

8. Уголовное право. Актуальные проблемы теории и практики [Текст]: сб. очерков / Институт государства и права РАН; под ред. В. В. Лунеева. М.: ЮРАЙТ, 2010.

9. Настольная книга судьи по уголовным делам [Текст]: учебник / Г. А. Есаков, А. И. Рарог, А. И. Чучаев: под ред. А. И. Рарога. М.: Проспект, 2010.

10. Уголовное право. Общая и Особенная части [Электронный ресурс]: учеб. пособие / В. В. Сверчков. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2011.

11. Уголовное право. Особенная часть. [Текст]: учебник для бакалавров / под ред. А.И. Чучаева. М.: Проспект, 2013.

12. Квалификация преступлений [части Общая и Особенная] [Текст]: научно-практ. пособие / Н. К. Семернева. М.: Проспект, 2010.

13. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации [Текст] / Верховный суд РФ; отв. ред. В. М. Лебедев. 12-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2012.

14. Афонин И. Н. Проблемы квалификации преступлений [Текст]: практикум / И. Н. Афонин, И. В. Жеребчиков, И. А. Пасынков. Воронеж: Воронежский ин-т МВД России, 2010.

15. Уголовное право (Особенная часть) [Текст]: сборник задач. Уфа: ОН и РИО УЮИ МВД РФ, 2011.

Дополнительная:

1. Амелин А. А. Проблемы квалификации по совокупности преступлений, предусмотренных ст.ст. 285 и 292 Уголовного кодекса Российской Федерации [Текст] / А. А. Амелин // Вестник Российской правовой академии. 2010. № 1.

2. Безверхов А. Должностное бездействие: вопросы истории, теории, законодательной техники [Текст] / А. Безверхов, К. Сережкина // Уголовное право. 2010. № 1.

3. Буранов Г. К. Наказуемость получения и дачи взятки, посредничества во взяточничестве [Текст] / Г. К. Буранов // Российская юстиция. 2012. № 2.

4. Капович Д. Н. Уголовно-правовое и уголовно-процессуальное обеспечение противодействия коррупции: международные стандарты и российское законодательство [Текст] / Д. Н. Капович // Международное уголовное право и международная юстиция. 2012. № 1.

5. Карпов И. Взятка или спонсорская помощь? [Текст] / И. Карпов // Законность. 2010. № 1.

6. Мирошниченко Д. В. Уголовно-правовое воздействие на коррупцию [Текст] / Д. В. Мирошниченко. М.: Юрлитинформ, 2010.

7. Плохов С. В. Преподаватель как субъект должностных преступлений [Текст] / С. В. Плохов // Законность. 2012. № 4.

8. Яни П.С. Разъяснения Пленума о квалификации взяточничества: стадии, соучастие, множественность [Текст] / П. С. Яни // Законность. 2013. № 4.

9. Яни П.С. Проблемы квалификации посредничества во взяточничестве [Текст] / П. С. Яни // Законность. 2013. № 2.

10. Яни П. С. Разграничение должностных и профессиональных функций при квалификации халатности [Текст] / П. С. Яни // Законность. 2012. № 4.

 

План лекции

Введение…………………………………………………………………………………4

Вопрос 1. Понятие, общая характеристика и виды преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления………………………………………………………………………….5

Вопрос 2. Понятие и признаки должностного лица…………………………………10

Вопрос 3. Уголовно-правовая характеристика злоупотребления должностными полномочиями и превышения должностных полномочий, сходства и отличия данных составов………………………………………………………………………...…13

Вопрос 4. Уголовная ответственность за халатность………………………………19

Вопрос 5. Уголовно-правовая характеристика взяточничества, отличие дачи взятки от коммерческого подкупа………………………………………………………..20

Вопрос 6. Иные преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления…………….27

Заключение…………………………………………………………………………….32

ЛЕКЦИЯ

Введение.

Актуальность: Опасность этих преступлений заключается в том, что они порождают коррупцию и сами являются формой ее проявления. Коррупция угрожает верховенству закона, демократии и правам человека, подрывает порядок управления, дискредитирует власть, нарушает принципы равенства и социальной справедливости, затрудняет экономическое развитие страны и регионов. К сожалению, можно констатировать, что наша страна по масштабам коррупции занимает одно из первых мест.

Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления ранее именовавшиеся должностными преступлениями, посягают на порядок управления, подрывают авторитет власти и затрагивают в факультативном порядке много других законных прав и интересов материального и морального плана граждан, организаций, общества и государства в целом. Эти деяния совершаются в форме злоупотреблений должностными полномочиями и в форме их превышения в корыстных и иных личных интересах должностного лица.

Опасность этих преступлений заключается в том, что они порождают коррупцию и сами являются формой ее проявления. Коррупция угрожает верховенству закона, демократии и правам человека, подрывает порядок управления, дискредитирует власть, нарушает принципы равенства и социальной справедливости, затрудняет экономическое развитие страны и регионов. К сожалению, можно констатировать, что наша страна по масштабам коррупции занимает одно из первых мест.

Глава 30 УК РФ включает в себя преступления должностных лиц, являющихся представителями публичной власти в целом и ее органов. Это общественно опасные деяния, совершаемые вопреки интересам службы с использованием служебного положения и причиняющие существенный вред правам и законным интересам граждан, организаций, общества и государства в целом. Лекция посвящена исследованию составов этих преступлений и вопросов, связанных с этими преступлениями. Целью лекции является усвоение курсантами понятий: объекта должностных преступлений, должностного лица и совершаемых этим лицом преступных деяний с умышленной и неосторожной формой вины, характера и степени причиняемого этими деяниями вреда, роли в этих преступлениях мотивов и целей, форм соучастия в этих преступлениях других лиц, не являющихся должностными, и др.

Теоретическая значимость. Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления являются составной частью преступлений против государственной власти. В связи с этим в теоретическом плане важным является изучение данной группы преступлений для целостного представления о преступлениях против государственной власти.

Практическая значимость. Уяснение признаков составов преступлений, предусмотренных в главе 30 УК РФ, способствует не только правильной квалификации данных преступлений, но и четкому отграничению их от смежных составов преступлений, а также определению их места в системе норм Особенной части УК РФ.

Взаимосвязь с другими темами и дисциплинами. Данная тема курса «Уголовное право» напрямую связана с другими темами курса:, № 40 «Преступления против порядка управления», а также с такими дисциплинами как «Административное право».

Вопрос 1. Понятие и общая характеристика преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, традиционно именуемые должностными преступлениями, представляют собой уголовно-правовое проявление коррупции[1]. Будучи многогранным, социально сложным и во многом объективно обусловленным явлением, коррупция с точки зрения правового регулирования требует комплексного подхода, в рамках которого меры уголовного права должны занимать ведущую, но не единственную роль. Опасность коррупционных проявлений весьма емко, хотя и несколько эмоционально описана в преамбуле европейской Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию[2], где отмечается, что коррупция угрожает верховенству закона, демократии и правам человека, подрывает основы надлежащего государственного управления, нарушает принципы равенства и социальной справедливости, ведет к искажению условий конкуренции, затрудняет экономическое развитие и угрожает стабильности демократических институтов и моральным устоям общества[3]. Наша страна по уровню коррупции занимает одно из первых мест в мире: по некоторым оценкам, в этом отношении Россия стоит в одном ряду с такими государствами, как Колумбия, Нигерия и Боливия.

Нормы гл. 30 УК посвящены установлению преступности и наказуемости деяний, которые представляют собой нарушения нормальной деятельности публичной власти и ее органов. Эти нарушения совершаются "изнутри", т.е. самими субъектами властных полномочий, поэтому они обладают повышенной общественной опасностью.

Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (должностные преступления) - это предусмотренные гл. 30 УК общественно опасные деяния, совершаемые вопреки интересам публичной службы с использованием занимаемого виновным служебного положения либо связанные с неисполнением им своих служебных обязанностей и причиняющие либо создающие непосредственную угрозу причинения существенного вреда правам и законным интересам граждан и организаций, общества и государства.

Глава 30 УК РФ включает пятнадцать статей, предусматривающих ответственность за преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления:

злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285);

нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 2851)

нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов (ст. 2852)

внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений (ст. 2853)

превышение должностных полномочий (ст. 286);

неисполнение сотрудником органа внутренних дел приказа (ст. 2861)

отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ (ст. 287);

присвоение полномочий должностного лица (ст. 288);

незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289);

получение взятки (ст. 290);

дача взятки (ст. 291);

посредничество во взяточничестве (ст. 2911)

служебный подлог (ст. 292);

незаконная выдача паспорта гражданина Российской Федерации, а равно внесение заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства Российской Федерации (ст. 2921)

халатность (ст. 293).

Видовым объектом этих преступлений является совокупность общественных отношений, обеспечивающих правильную, т.е. соответствующую закону деятельность властного публичного аппарата - органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных корпораций, а также органов управления в Вооруженных Силах, других войсках и иных воинских формированиях РФ.

В названии гл. 30 УК говорится о направленности этих преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. В соответствии с Федеральным законом от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации"[4] государственная служба – это профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, субъектов РФ, государственных органов субъектов РФ, а также лиц, замещающих государственные должности РФ и государственные должности субъектов РФ. Выделяются следующие виды государственной службы: государственная гражданская служба, военная служба и правоохранительная служба. Муниципальная служба – это профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта)[5]. Служба в органах местного самоуправления - более широкое понятие, нежели муниципальная служба, поскольку она включает деятельность выборных должностных лиц местного самоуправления и членов выборных органов местного самоуправления (лиц, замещающих муниципальные должности). И государственная служба, и служба в органах местного самоуправления являются самостоятельными, но близкими по своей юридической природе видами публичной службы[6]. Посягательство на интересы публичной службы означает нарушение законности в деятельности ее институтов, т.е. государственных органов, органов местного самоуправления, органов управления в войсках и воинских формированиях, а также отдельных муниципальных или государственных служащих. Указание на направленность должностных преступлений против государственной власти следует понимать следующим образом: некоторые должностные лица не являются государственными или муниципальными служащими, следовательно, совершая соответствующее преступление, не посягают на интересы службы, но посягают на законную деятельность властного публичного аппарата в целом.

Непосредственными объектами рассматриваемых преступлений являются общественные отношения, складывающиеся по поводу обеспечения отдельных составляющих правильного функционирования властного публичного аппарата[7]. В преступлениях, предусмотренных ст. ст. 285, 2851, 2852, 2853, 292 и 2921 УК, это общественные отношения по поводу обязанности должностных лиц и иных публичных служащих осуществлять свою профессиональную деятельность только в интересах службы; в преступлениях, предусмотренных ст. ст. 286, 288, 293 УК, - по поводу обязанности должностных лиц и иных публичных служащих осуществлять свою профессиональную деятельность компетентно и строго на основе закона; в преступлениях, предусмотренных ст. ст. 289 - 291 УК, - общественные отношения, обеспечивающие реализацию принципа бюджетного финансирования служебной деятельности публичных служащих и должностных лиц; наконец, в преступлении, предусмотренном ст. 287 УК, нарушаются общественные отношения, обеспечивающие реализацию конституционного принципа разделения властей.

Преступления, предусмотренные ст. ст. 2851, 2852, 2853, 290 - 2921 УК, в качестве обязательного признака имеют предмет - бюджетные средства, средства государственных внебюджетных фондов, взятка, официальный документ. Предмет преступления - информация (документы, материалы) - может быть обязательным признаком отдельных разновидностей отказа в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ (ст. 287 УК).

С объективной стороны одни из рассматриваемых преступлений характеризуются действиями, другие - как действиями, так и бездействием. Только в форме действий могут совершаться нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 2851 УК), нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов (ст. 2852 УК), превышение должностных полномочий (ст. 286 УК), присвоение полномочий должностного лица (ст. 288 УК), незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК), получение взятки (ст. 290 УК), дача взятки (ст. 291 УК), посредничество во взяточничестве (ст. 2911 УК), служебный подлог (ст. 292 УК) и незаконная выдача паспорта гражданина Российской Федерации, а равно внесение заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства Российской Федерации (2921 УК) Такие преступления, как злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК), неисполнение сотрудником органа внутренних дел приказа (ст. 2861 УК) отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ (ст. 287 УК) и халатность (ст. 293 УК), могут быть совершены и бездействием.

Характеризуя действие или бездействие как признак объективной стороны должностного преступления, необходимо отметить, что оно:

1) связано со служебной или иной имеющей публичное значение деятельностью лица и в этом смысле совершается альтернативно: а) с использованием служебных полномочий, либо б) благодаря занимаемому служебному положению, либо в) как неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязанностей по службе;

2) совершается вопреки интересам службы.

Суть первого признака в том, что сама возможность совершения указанного в законе деяния обусловлена компетенцией виновного или значимостью и авторитетом занимаемой им должности. Иными словами, совершая преступление, виновный использует фактически имеющиеся у него - в силу занимаемого служебного положения - возможности. Таким образом, действие как признак объективной стороны должностного преступления может формально входить в компетенцию виновного или вытекать из нее, быть с ней связанным. Если же речь идет о бездействии, то обязанность действовать определенным образом (не выполненная виновным) непосредственно предусмотрена в том или ином акте, содержащем функциональные обязанности виновного (закон, приказ, положение). В этой связи Пленум Верховного Суда СССР в п. 8 Постановления от 30 марта 1990 г. № 4 "О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге" указал, что по этим делам необходимо устанавливать круг и характер служебных прав и обязанностей должностного лица, а также нормативные акты, их регламентирующие[8].

Второй признак свидетельствует о том, что виновный использует свое служебное положение не в интересах публичной службы, а вразрез с ними (во зло). Его деяние противоречит как конкретным целям и задачам занимаемой должности или осуществляемой им публичной деятельности, так и целям и задачам всего публичного аппарата в целом. Иными словами, специальные возможности, предоставленные виновному для обеспечения общественных интересов, используются им в целях, которые этим интересам противоречат, в результате чего причиняется или создается реальная угроза причинения вреда.

Основные составы преступлений, предусмотренных ст. ст. 2851, 2852, 2853, 2861, 287, 289 - 2921 УК, сконструированы по типу формальных, поэтому они являются оконченными в момент совершения указанных в законе деяний, вне зависимости от фактического наступления последствий. Составы остальных должностных преступлений - материальные, т.е. они предусматривают в качестве обязательного признака общественно опасные последствия в виде существенного нарушения прав и охраняемых законом интересов личности, общества или государства. Основной состав халатности (ст. 293 УК) требует причинения крупного ущерба. Соответственно, обязательным признаком этих преступлений является причинная связь между нарушением (неисполнением) лицом своих обязанностей и наступившими вредными последствиями.

С субъективной стороны все должностные преступления, кроме халатности, характеризуются умышленной формой вины. Преступления, предусмотренные ст. ст. 285, 292 УК, в качестве обязательного признака альтернативно предусматривают мотив совершения преступления - корыстная или иная личная заинтересованность. Корыстный мотив также характерен и для преступлений, предусмотренных ст. ст. 289, 290 УК, однако прямо в диспозициях этих статей не назван.

В зависимости от специфики субъекта все преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления подразделяются на следующие виды: 1) преступления, совершаемые любыми лицами, отвечающими признакам общего субъекта, - ст. ст. 291, 2911 УК; 2) преступления, совершаемые государственными служащими или служащими органов местного самоуправления (публичными служащими), которые не являются должностными лицами, - ст. 288 УК; 3) преступления, совершаемые должностными лицами, - ст. ст. 285 - 287, 289, 290, 293 УК; 4) преступления, совершаемые как должностными лицами, так и публичными служащими, которые не являются должностными лицами, - ст. 292, 2921 УК.

Государственным служащим является гражданин РФ, исполняющий обязанности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств соответствующего бюджета субъекта РФ. Муниципальным служащим является гражданин РФ, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ, обязанности по должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: