Вопрос 2. Понятие и признаки должностного лица

Субъектом подавляющего большинства рассматриваемых преступлений может быть только должностное лицо, законодательное определение которого содержится в примечании 1 к ст. 285 УК. В соответствии с ним должностным признается лицо, которое постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляет в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации любую из трех функций: 1) представителя власти, 2) организационно-распорядительные либо 3) административно-хозяйственные.

Постоянное выполнение названных функций означает, что они возложены на лицо в силу занятия им определенной должности на основании приказа или распоряжения, изданного уполномоченным органом или должностным лицом.

Временное исполнение соответствующих полномочий означает возложение в установленном законом порядке на лицо обязанностей другого сотрудника, например на время его отсутствия (временно исполняющий обязанности главного врача государственной клиники).

Возложение обязанностей должностного лица по специальному полномочию означает, что соответствующие обязанности возлагаются в установленном порядке без замещения должности. В этом случае поручение носит разовый характер либо дается на конкретно обозначенный срок или для выполнения заранее определенного объема работы (стажеры органов полиции, прокуратуры, арбитражные и присяжные заседатели)[9].

Лицо выполняющее функций представителя власти служит безусловным свидетельством того, что данное лицо является должностным, потому что никто, кроме должностных лиц, этих функций не выполняет. В соответствии с примечанием к ст. 318 УК представителем власти является должностное лицо правоохранительных, контролирующих или иных органов, которое в установленном законом порядке наделено распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости. Таким образом, отличительным признаком представителя власти служит наличие у него властных полномочий - права в пределах своей компетенции давать обязательные для исполнения указания и распоряжения неопределенно широкому кругу лиц, не находящихся в служебном подчинении у данного лица, и привлекать к юридической ответственности за неисполнение отданных распоряжений.

В п. 2 Постановления от 10 февраля 2000 г. "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе" Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что к представителям власти относятся члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ, депутаты законодательных органов субъектов РФ, члены Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ, федеральные и мировые судьи, оперативный состав органов прокуратуры, налоговых, таможенных органов, органов МВД и ФСБ и т.п.[10].

Осуществлять организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции могут как должностные лица, так и лица, выполняющие управленческие функции в коммерческих и иных организациях, поскольку характеристика тех и других в примечании 1 к ст. 201 УК и в примечании 1 к ст. 285 УК совпадает. Должностные лица отличаются от лиц, выполняющих управленческие функции, не по содержанию этих функций, а по сфере, в которой они осуществляются.

Если организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции осуществляются в государственных органах или органах местного самоуправления, в также в государственных или муниципальных учреждениях, в Вооруженных Силах РФ, других войсках или воинских формированиях РФ, то лицо, выполняющее указанные функции, является должностным.

Осуществление тех же функций в любой коммерческой организации независимо от формы собственности, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, означает, что осуществляющее их лицо является не должностным, а лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческих или иных организациях.

Указанное различие недвусмысленно вытекает из закона, однако не всегда правильно истолковывается в теории уголовного права и в судебной практике. Так, в специальной литературе высказывалось ошибочное суждение, что должностными не являются лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в коммерческих организациях, не являющихся государственными или муниципальными[11]. Подобная трактовка должностного лица порой приводит к ошибкам и в судебной практике.

Например, Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ необоснованно признала должностным лицом директора муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства, мотивировав свое решение тем, что "указанное предприятие по своей организационно-правовой форме - муниципальное, поставлено на учет в ГНИ по району и включено в государственный реестр налогоплательщиков с кодом формы собственности "14" - муниципальное предприятие"[12].

Отмеченные ошибки вытекают из недостаточного понимания положения уголовного закона о том, что не должностными, а лицами, выполняющими управленческие функции, признаются лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности в любых коммерческих организациях, независимо от формы собственности (примечание 1 к ст. 201 УК), а значит, и в унитарных государственных и муниципальных предприятиях. В этой связи уместно сослаться на определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ по делу М.

Президиум Челябинского областного суда, возвращая дело на новое судебное рассмотрение, исходил из того, что осужденная, работая руководителем группы материально-технического снабжения государственного унитарного предприятия - производственного объединения "Маяк", являлась должностным лицом государственного предприятия. Как указала Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ, "президиум областного суда не учел разницы между государственным учреждением и государственным предприятием, что привело к неправильному выводу о должностном положении П."[13]. Коллегия вполне обоснованно подчеркнула, что действия статей гл. 30 УК РФ согласно примечанию 1 к ст. 285 УК распространяются только на государственные учреждения, но не на государственные предприятия, которые являются коммерческими организациями.

По своему содержанию организационно-распорядительные функции выражаются в руководстве трудовым коллективом, подборе и расстановке кадров, организации труда или службы подчиненных, поддержании трудовой дисциплины, в применении мер дисциплинарных взысканий и поощрений, а также в иных функциях по осуществлению руководства и управлению подчиненными (п. 3 названного выше Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г.).

Административно-хозяйственные функции означают полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах органов и учреждений, воинских частей и военных учреждений, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, по осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения и т.д. (п. 3 названного Постановления Пленума Верховного Суда РФ).

Некоторые работники государственных и муниципальных учреждений и организаций обладают двойным статусом. При выполнении сугубо профессиональных обязанностей (прием, консультирование, лечение больных врачом; чтение лекций, ведение практических занятий, научное руководство написанием курсовой или дипломной работы педагогом) такие лица не являются должностными. Но если те же лица осуществляют организационно-распорядительные полномочия (участие врача в работе экспертной комиссии по установлению инвалидности, пригодности к военной службе и т.д., выдача листка временной нетрудоспособности; участие педагога в приемной или государственной аттестационной комиссии и т.д.), то они признаются должностными.

Например, Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ признала правильным осуждение за получение взятки Ш., который, как врач-терапевт городской поликлиники, был назначен председателем медицинской водительской комиссии при поликлинике и в этом качестве получал вознаграждение от лиц, проходивших комиссионное обследование[14].

По другому уголовному делу Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ оставила без изменения приговор Курганского областного суда, признала правильным осуждение М. за получение взяток. Осужденный, работая доцентом кафедры Курганского областного университета, как преподаватель, был наделен правом принятия экзаменов от студентов. Получение студентом неудовлетворительной оценки влекло для него отрицательные правовые последствия: он не допускался к следующей сессии, не переводился на следующий курс, не получал официального вызова на сессию, следовательно, не имел права на получение оплачиваемого учебного отпуска и, кроме того, мог быть отчислен из университета. Экзаменационные ведомости, зачетные книжки являются официальными документами, на основании которых принимаются решения о переводе студентов на следующий курс, а в итоге - о допуске к дипломной работе. На этом основании Верховный Суд РФ признал М., как выполняющего свои обязанности в государственном учебном заведении, должностным лицом, выполняющим организационно-распорядительные полномочия[15].

Позиция Судебной коллегии по обоим изложенным уголовным делам полностью соответствует смыслу закона.

В четырех случаях законодатель из числа должностных лиц выделяет их особую категорию - должностных лиц, занимающих государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации (ст. ст. 285 - 287, 290 УК), в трех из которых (ст. ст. 285, 286 и 290 УК) к ним приравниваются лица, занимающие должность главы органа местного самоуправления. Для этих категорий должностных лиц усиливается наказание за преступления, предусмотренные указанными статьями УК.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: