Тема 2. История европейской философии

1. Общая характеристика исторических типов философии.

2. Античная философия.

3. Средневековая философия.

4. Философия эпохи Возрождения.

5. Философия Нового времени.

Исторические типы философии.

Античная философия (6 век до н. э. - 6 век н. э.). Характерная черта - кос- мологизм, т.е. стремление понять сущность природы, космоса, мира. Наряду с этим рассматривались вопросы, связанные с субъективным миром человека, имели место наивные представления о государственном устройстве.

Средневековая философия (6 - 14 века). Для средневековой Европы был ха­рактерен интеллектуальный упадок общества и влияние церкви. Именно цер­ковь (римско-католическая) захватила монополию на образование и культуру. Философия могла развиваться только в стенах церковных и монастырских школ. Философия стала «служанкой богословия». Теоцентризм и схоластика определяли сущность средневековой философии.

Философия эпохи Возрождения (15 - 16 века). Раннебуржуазное общество, культуру которого определяло новое прочтение (возрождение) античного на­следия. Основными тенденциями философии являются антропоцентризм и гуманизм.

Философия Нового времени (17 - 19 века). Философы в своих трудах ориен­тируются на науку и, прежде всего, на естествознание, математику. Эпоха про­мышленных революций привела к бурному развитию механики. Абсолютиза­ция законов механики породила такое течение в философии как механицизм.

Для социальной философии Нового времени характерно развитие учения о государстве и праве. Благодаря трудам Т. ГОББСА, ДЖ. ЛОККА, философов фран­цузского Просвещения создается теория общественного договора, объясняю­щая происхождение и сущность государства.

Особо выделяется Немецкая классическая философия, представителями ко­торой были И. КАНТ, И. ФИХТЕ, Ф. ШЕЛЛИНГ, Г. ГЕГЕЛЬ, Л. ФЕЙЕРБАХ. Филосо­фы-классики как бы достроили здание философии верхними этажами. Класси­ческая философия оказала огромное влияние на всю философскую мысль 19 и 20 веков.

Философия 20 века характеризуется новым этапом в развитии европейской философской мысли и связана с такими течениями как экзистенциализм, гер­меневтика, феноменология, прагматизм, структурализм, постмодернизм и др. Философские школы 20 века продолжают развиваться и в настоящее время.

Античная философия.

Взгляды древнегреческих философов на проблему бытия (космологизм и на­турфилософия).

Спецификой греческой философии, особенно в начальный период ее разви­тия, является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Философия мыслилась как наука о причинах и началах всего сущего. Филосо­фы ищут первоначало, из которого все произошло.

ФАЛЕС из г. Милета (6 век до н. э.) считает таким первоначалом воду; АНАК- СИМЕН - воздух; АНАКСИМАНДР первым возвысился до оригинальной идеи бес­конечности миров. За первооснову бытия он принял апейрон - неопределенную и беспредельную субстанцию. Философы из г. Милета впервые поставили во­прос «Из чего все?» Великий диалектик античного мира ГЕРАКЛИТ считал пер­воосновой всего огонь.

ПИФАГОР (конец 5 века до н.э.) ищет первоначало не в конкретном вещест­ве, а в числах. "Все есть число". Число у Пифагора не абстрактное количество, а существенное и деятельное качество верховной Единицы, т.е. Бога, источника мировой гармонии. Числа выражали, по его мнению, определенный порядок, гармонию окружающего мира и многообразие вещей и явлений. "Где нет числа и меры, там хаос и химеры".

Дальнейшее движение античной мысли приводит к атомизму. ДЕМОКРИТ впервые выдвигает идею о том, что все состоит из атомов (атом в переводе с греческого - неделимый). Есть только атомы и пустота. Атомы невозможно увидеть настолько они малы. Но атомы различны по форме и, соединяясь в раз­личные конфигурации, образуют вещи и предметы, которые мы воспринимаем.

Великий мыслитель античности ПЛАТОН полагал, что мир подразделяется на истинный и обычный. Истинный мир Платон ищет за пределами реального (обычного) мира. Наш мир - это мир вещей, это мир, где все возникает и гиб­нет, где все непрочно, несовершенно. В природе все возникает на время и гиб­нет навечно. Должен быть некий иной мир вечных постоянных сущностей (идей). Это истинное бессмертное, неделимое, вечно покоящееся бытие, пости­гаемое разумом (душой). Бессмертная душа до вселения в тело человека пребы­вает в том, потустороннем мире, в царстве чистой мысли. Наши знания есть не что иное, как воспоминания нашей души о том, с чем она знакомилась в мире идей.


Реальный мир, в котором мы живем, есть слабое подобие истинного мира. Реальные вещи, окружающие нас, так же мало соответствуют идеям, как тени предметов самим предметам.

Величайший ученик Платона и его критик АРИСТОТЕЛЬ стремился преодо­леть платоновский разрыв между миром чувственных вещей и миром идей.

Исходя из признания объективного существования материи, Аристотель считал ее вечной, несотворимой и неуничтожимой. Однако сама по себе мате­рия, по Аристотелю, пассивна. Она содержит лишь возможность возникновения вещей, как, скажем, мрамор содержит возможность статуи. Чтобы возможность превратить в действительность, надо придать материи соответствующую фор­му. Весь мир представляет собой ряд форм, находящихся в связи друг с другом и расположенных в порядке все большего совершенства. Высшей формой, ос­новным двигателем мира является бог.

· Проблема человека в Античной философии

Человек и сознание - эта тема введена в греческую философию софистами (ПРОТАГОР, ГОРГИЙ, ПРОДИК)

Софисты («учителя мудрости») учили не только искусству спора и убежде­ния, риторике, грамматике, технике политической и юридической деятельно­сти, а заодно обучали вопросам философии.

Софисты, как образованные люди, прекрасно понимали, что чисто фор­мально можно доказать все. О каждой вещи возможны два противоположных мнения, каждое из которых выглядит истинным. Отсюда вывод: мерой (крите­рием) истины следует считать человека, его собственное мнение.

«Человек есть мера всех вещей» (ПРОТАГОР). Критерием оценки хорошего и дурного, истинного и ложного становятся здесь склонности отдельного инди­вида.

Всякое человеческое знание у софистов только относительно. Объективное, истинное познание, с их точки зрения, недостижимо.

Посещая занятия софистов, в дискуссии с ними вступил СОКРАТ. Он впер­вые поставил в центр философии человека, его сущность, внутренние противо­речия его души. Возражая софистам, Сократ считает, что разум дает не просто индивидуальное мнение, а всеобщее объективное знание. Это знание человек постигает через усилия ума, критически анализируя те мнения, которые счита­ются общепринятыми и, отбрасывая их одно за другим, оставляет единственно верное. Сократ в центр своей философии ставит природу человека как мораль­ного существа. Он пытается раскрыть природу нравственности человека, опре­деляет, что есть добро, зло, справедливость, любовь, т.е. то, что составляет суть человеческой души. Сократ возвел в философский принцип знаменитое изрече­ние дельфийского оракула - "Познай самого себя", подразумевая стремление к познанию себя именно как человека вообще, т.е. моральной, общественно значимой личности.

В вопросах этики Сократ развивал принципы рационализма, утверждая, что добродетель проистекает из знания и человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно.

Вопросы государственного устройства в философии Платона и Аристотеля

«Идеальное государство» ПЛАТОНА является сообществом земледельцев, ремесленников, производящих все необходимое для поддержания жизни граж­дан; воинов, охраняющих безопасность и философов - правителей, осуществ­ляющих мудрое и справедливое управление государством. Такое «идеальное» государство, по Платону, должно покровительствовать религии, воспитывать в гражданах благочестие, бороться с преступниками. Государству должна подчи­няться вся система образования. В общем, учение Платона о государстве - это утопия.

АРИСТОТЕЛЬ при исследовании социально-политической жизни считал главным естественное стремление людей к совместной жизни и политическому общению. Человек есть общественное животное, наделенное разумом.

Государство представляет собой объединение родов ради достижения со­вершенного существования. Государство, по Аристотелю, создается не ради то­го, чтобы жить вообще, но преимущественно для того, чтобы жить счастливо. Аристотель выделяет такие формы государственного правления, как монархия, аристократия и полития. Отклонение о монархии дает тиранию, отклонение от аристократии - олигархию, от политии - демократию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: