double arrow

ТЕМА 2. ИСТОРИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

2

1. Общая характеристика исторических типов философии.

2. Античная философия.

3. Средневековая философия.

4. Философия эпохи Возрождения.

5. Философия Нового времени.

Исторические типы философии.

Античная философия (6 век до н. э. - 6 век н. э.). Характерная черта - кос- мологизм, т.е. стремление понять сущность природы, космоса, мира. Наряду с этим рассматривались вопросы, связанные с субъективным миром человека, имели место наивные представления о государственном устройстве.

Средневековая философия (6 - 14 века). Для средневековой Европы был ха­рактерен интеллектуальный упадок общества и влияние церкви. Именно цер­ковь (римско-католическая) захватила монополию на образование и культуру. Философия могла развиваться только в стенах церковных и монастырских школ. Философия стала «служанкой богословия». Теоцентризм и схоластика определяли сущность средневековой философии.

Философия эпохи Возрождения (15 - 16 века). Раннебуржуазное общество, культуру которого определяло новое прочтение (возрождение) античного на­следия. Основными тенденциями философии являются антропоцентризм и гуманизм.

Философия Нового времени (17 - 19 века). Философы в своих трудах ориен­тируются на науку и, прежде всего, на естествознание, математику. Эпоха про­мышленных революций привела к бурному развитию механики. Абсолютиза­ция законов механики породила такое течение в философии как механицизм.

Для социальной философии Нового времени характерно развитие учения о государстве и праве. Благодаря трудам Т. ГОББСА, ДЖ. ЛОККА, философов фран­цузского Просвещения создается теория общественного договора, объясняю­щая происхождение и сущность государства.

Особо выделяется Немецкая классическая философия, представителями ко­торой были И. КАНТ, И. ФИХТЕ, Ф. ШЕЛЛИНГ, Г. ГЕГЕЛЬ, Л. ФЕЙЕРБАХ. Филосо­фы-классики как бы достроили здание философии верхними этажами. Класси­ческая философия оказала огромное влияние на всю философскую мысль 19 и 20 веков.

Философия 20 века характеризуется новым этапом в развитии европейской философской мысли и связана с такими течениями как экзистенциализм, гер­меневтика, феноменология, прагматизм, структурализм, постмодернизм и др. Философские школы 20 века продолжают развиваться и в настоящее время.

Античная философия.

Взгляды древнегреческих философов на проблему бытия (космологизм и на­турфилософия).

Спецификой греческой философии, особенно в начальный период ее разви­тия, является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Философия мыслилась как наука о причинах и началах всего сущего. Филосо­фы ищут первоначало, из которого все произошло.

ФАЛЕС из г. Милета (6 век до н. э.) считает таким первоначалом воду; АНАК- СИМЕН - воздух; АНАКСИМАНДР первым возвысился до оригинальной идеи бес­конечности миров. За первооснову бытия он принял апейрон - неопределенную и беспредельную субстанцию. Философы из г. Милета впервые поставили во­прос «Из чего все?» Великий диалектик античного мира ГЕРАКЛИТ считал пер­воосновой всего огонь.




ПИФАГОР (конец 5 века до н.э.) ищет первоначало не в конкретном вещест­ве, а в числах. "Все есть число". Число у Пифагора не абстрактное количество, а существенное и деятельное качество верховной Единицы, т.е. Бога, источника мировой гармонии. Числа выражали, по его мнению, определенный порядок, гармонию окружающего мира и многообразие вещей и явлений. "Где нет числа и меры, там хаос и химеры".

Дальнейшее движение античной мысли приводит к атомизму. ДЕМОКРИТ впервые выдвигает идею о том, что все состоит из атомов (атом в переводе с греческого - неделимый). Есть только атомы и пустота. Атомы невозможно увидеть настолько они малы. Но атомы различны по форме и, соединяясь в раз­личные конфигурации, образуют вещи и предметы, которые мы воспринимаем.

Великий мыслитель античности ПЛАТОН полагал, что мир подразделяется на истинный и обычный. Истинный мир Платон ищет за пределами реального (обычного) мира. Наш мир - это мир вещей, это мир, где все возникает и гиб­нет, где все непрочно, несовершенно. В природе все возникает на время и гиб­нет навечно. Должен быть некий иной мир вечных постоянных сущностей (идей). Это истинное бессмертное, неделимое, вечно покоящееся бытие, пости­гаемое разумом (душой). Бессмертная душа до вселения в тело человека пребы­вает в том, потустороннем мире, в царстве чистой мысли. Наши знания есть не что иное, как воспоминания нашей души о том, с чем она знакомилась в мире идей.




Реальный мир, в котором мы живем, есть слабое подобие истинного мира. Реальные вещи, окружающие нас, так же мало соответствуют идеям, как тени предметов самим предметам.

Величайший ученик Платона и его критик АРИСТОТЕЛЬ стремился преодо­леть платоновский разрыв между миром чувственных вещей и миром идей.

Исходя из признания объективного существования материи, Аристотель считал ее вечной, несотворимой и неуничтожимой. Однако сама по себе мате­рия, по Аристотелю, пассивна. Она содержит лишь возможность возникновения вещей, как, скажем, мрамор содержит возможность статуи. Чтобы возможность превратить в действительность, надо придать материи соответствующую фор­му. Весь мир представляет собой ряд форм, находящихся в связи друг с другом и расположенных в порядке все большего совершенства. Высшей формой, ос­новным двигателем мира является бог.

· Проблема человека в Античной философии

Человек и сознание - эта тема введена в греческую философию софистами (ПРОТАГОР, ГОРГИЙ, ПРОДИК)

Софисты («учителя мудрости») учили не только искусству спора и убежде­ния, риторике, грамматике, технике политической и юридической деятельно­сти, а заодно обучали вопросам философии.

Софисты, как образованные люди, прекрасно понимали, что чисто фор­мально можно доказать все. О каждой вещи возможны два противоположных мнения, каждое из которых выглядит истинным. Отсюда вывод: мерой (крите­рием) истины следует считать человека, его собственное мнение.

«Человек есть мера всех вещей» (ПРОТАГОР). Критерием оценки хорошего и дурного, истинного и ложного становятся здесь склонности отдельного инди­вида.

Всякое человеческое знание у софистов только относительно. Объективное, истинное познание, с их точки зрения, недостижимо.

Посещая занятия софистов, в дискуссии с ними вступил СОКРАТ. Он впер­вые поставил в центр философии человека, его сущность, внутренние противо­речия его души. Возражая софистам, Сократ считает, что разум дает не просто индивидуальное мнение, а всеобщее объективное знание. Это знание человек постигает через усилия ума, критически анализируя те мнения, которые счита­ются общепринятыми и, отбрасывая их одно за другим, оставляет единственно верное. Сократ в центр своей философии ставит природу человека как мораль­ного существа. Он пытается раскрыть природу нравственности человека, опре­деляет, что есть добро, зло, справедливость, любовь, т.е. то, что составляет суть человеческой души. Сократ возвел в философский принцип знаменитое изрече­ние дельфийского оракула - "Познай самого себя", подразумевая стремление к познанию себя именно как человека вообще, т.е. моральной, общественно значимой личности.

В вопросах этики Сократ развивал принципы рационализма, утверждая, что добродетель проистекает из знания и человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно.

Вопросы государственного устройства в философии Платона и Аристотеля

«Идеальное государство» ПЛАТОНА является сообществом земледельцев, ремесленников, производящих все необходимое для поддержания жизни граж­дан; воинов, охраняющих безопасность и философов - правителей, осуществ­ляющих мудрое и справедливое управление государством. Такое «идеальное» государство, по Платону, должно покровительствовать религии, воспитывать в гражданах благочестие, бороться с преступниками. Государству должна подчи­няться вся система образования. В общем, учение Платона о государстве - это утопия.

АРИСТОТЕЛЬ при исследовании социально-политической жизни считал главным естественное стремление людей к совместной жизни и политическому общению. Человек есть общественное животное, наделенное разумом.

Государство представляет собой объединение родов ради достижения со­вершенного существования. Государство, по Аристотелю, создается не ради то­го, чтобы жить вообще, но преимущественно для того, чтобы жить счастливо. Аристотель выделяет такие формы государственного правления, как монархия, аристократия и полития. Отклонение о монархии дает тиранию, отклонение от аристократии - олигархию, от политии - демократию.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
2

Сейчас читают про:
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7