Школа научного управления (1885-1920)

БИЛЕТ 3

Предпринима́тельство, предпринимательская деятельность — самостоятельная, осуществляемая на свой риск экономическая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом и/или нематериальными активами, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

 

Предпринимательская деятельность – это умственный процесс, состоящий из пяти основных этапов.

1 этап: Рождение идеи
2 этап: Разработка плана реализации данной идеи
3 этап: Концентрация усилий на реализации
4 этап: Корректировка (корректировка ошибок, усовершенствование идеи и плана)
5 этап: Управление полученными результатами

 

Условия ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Чтобы предпринимательская деятельность стала эффективной и стабильной, необходимо создать определенный комплекс условий во всех сферах общественной жизни: экономики, права, политики и др. В экономической сфере важнейшими условиями есть: 1) реальный плюрализм форм собственности, т.е. наличие разных типов и форм собственности, которые признаны действующим законодательством равноправными и могут конкурировать между собой в борьбе за рынки сбыта, сферы прикладывания капитала и т.п.;
2) развитая инфраструктура поддержки предпринимательства (консультационных центров по вопросам управления предприятиями, курсов и школ подготовки предпринимателей, инновационных центров и т.п.);
3) стабильная, научно обоснованная экономическая политика государства, в том числе политика поддержки предпринимательства, прежде всего мелкого;
4) государственное регулирование экономики, прежде всего с помощью экономических рычагов;
5) рациональная экономическая, внешнеэкономическая политика, в частности продуманная политика протекционизма, защиты отечественного товаропроизводителя.
В сфере права основными условиями предпринимательской деятельности есть:
1) эффективная и стабильная законодательная база относительно предпринимательства;
2) развитое антимонопольное законодательство и наличие достаточных механизмов его реализации;
3) эффективная система защиты интеллектуальной собственности (изобретений, патентов, лицензий и др.);
4) простая процедура регистрации предприятий, сокращение форм отчетности и контроля за их деятельностью, отсутствие взяточничества и чиновничьего своеволия в этой деятельности;
5) льготное налоговое законодательство.
Важными условиями предпринимательской деятельности в других сферах есть: стабильная политическая ситуация; положительная общественная мысль относительно деятельности предпринимателей; надлежащий уровень культуры предпринимательства (т.е. этики делового отношения, духовного ценностей общества в этой сфере и др.).

Экономическая свобода - свобода экономических субъектов присваивать разные объекты собственности, выбирать сферы прикладывания своих способностей в пределах разных типов, форм собственности и организационно-правовых форм хозяйствования, а также способы приобретения ресурсов, распределения доходов, потребление экономических благ. Такая свобода реализуется прежде всего в свободе экономического выбора, т.е. свободе самостоятельно принимать решение относительно присвоения разных объектов собственности, видов и способов экономической деятельности.
2. Двумя основными типами экономических субъектов являются производители и потребители, а видами субъектов - домашние хозяйства, предприятия и государство. Кроме того, следует выделять нанимаемых работников, предпринимателей и чиновников государственного управления и государственных организаций. Для каждого из названных типов и видов экономических субъектов существует свой тип экономической свободы и экономического выбора. Наименьшую экономическую свободу и свободу экономического выбора имеют нанимаемые работники. Экономическая свобода экономических субъектов должна объединяться с экономической ответственностью.
3. Экономической основой свободы при современных условиях есть оптимальное объединение частной, коллективной и государственной собственности. Для отдельного индивида такой основой есть прежде всего частная собственность, для трудового коллектива - коллективная собственность, а для общества - государственная собственность. Положение о том, что экономической основой свободы является частная собственность, отвечает реалиям не настоящее, а прошлых столетий.
4. Основными движущими силами предпринимательства есть нужды и интересы предпринимателей, действие закона роста нужд с присущими ему внутренними разногласиями (которые есть также движущей силой), конкурентная борьба, экономическая демократия и экономическая свобода, стремление предпринимателей удовлетворить общественные нужды, стабильная и эффективная политика государства, направленная на поддержку предпринимательства.
5. Для успешной деятельности предпринимателей необходимо создать определенный комплекс условий в сфере экономики, права, политики и др., что даст им возможность воплощать у жизнь ряд принципов. Каждое предприятие

должно при этом строить свою деятельность на принципах хозяйственного расчета, основными из которых есть самоокупаемость, самофинансирование, материальная заинтересованность, экономическая ответственность и др.

 

БИЛЕТ 5:

 

Школа научного управления (1885-1920)

Создатели школы научного управления исходили из того, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать большинство операций ручного труда, добиться более эффективного их выполнения.

Основные принципы школы научного управления:

1. Рациональная организация труда — предполагает замену традиционных методов работы рядом правил, сформированных на основе анализа работы, и последующую правильную расстановку рабочих и их обучение оптимальным приемам работы.

2. Разработка формальной структуры организации.

3. Определение мер по сотрудничеству управляющего и рабочего, т. е. разграничение исполнительных и управленческих функций.

Основателями школы научного управления являются:

§ Ф. У. Тейлор;

§ Френк и Лилия Гилберт;

§ Генри Гантт.

БИЛЕТ 6:

Классическая или администра­тивная школа в управлении занимает отрезок времени с 1920 по 1950 гг. Родоначальником этой школы считается Анри Файоль, выдающийся менеджер-практик, один из основопо­ложников теории управления.

Целью классической школы было создание универ­сальных принципов управления. При этом она исходила из идеи, что следование этим принципам несомненно приведет организацию к успеху. Эти принципы затрагивали два основных аспекта. Одним из них была разработка рациональной системы управления организацией. Вторая категория классических принципов касалась построения структуры организации и управления работниками.

 

--Процессный подход в управлении - подход, определяющий рассмотрение деятельности любой компании как сети бизнес-процессов, связанных с целями и миссией этой компании.

«процессный подход» известен довольно давно (он был предложен приверженцами школы административного управления), но популярность стал приобретать лишь сравнительно недавно, в условиях высокой динамики внешней среды и конкуренции. Процессный подход нацелен на повышение гибкости бизнеса, сокращение времени реакции на изменения рынка и внешней среды, улучшение результатов деятельности организации.

Внедрение процессного подхода в организации можно разбить на несколько этапов: прежде всего, выявляется сеть бизнес-процессов компании, затем процессы ранжируются по значимости, документируются и моделируются «как есть» Затем проводится анализ построенных моделей и выявление «узких мест» процессов. На следующей стадии внедрения процессного подхода на основании полученных результатов строятся модели «как надо»

Процессный подход базируется на нескольких основных принципах:

· Восприятие бизнеса как системы

--Любое предприятие рассматривается как система, а его развитие — как происходящее по законам сложных систем

--Будучи в устойчивом состоянии, никакая система не может эволюционировать

--Решение локальных проблем не может изменить систему. Ее изменение возможно лишь в целом

· Восприятие деятельности как процесса

--Можно рассматривать любую деятельность как процесс, и поэтому ее можно улучшить

--Деятельность любого предприятия можно рассматривать как сеть связанных между собой процессов, поскольку все виды деятельности предприятия и процессы, соответствующие им, взаимосвязаны

==В любой деятельности может иметь место разделение как по времени, так по материальным ресурсам и персоналу

--Любая целенаправленная, спланированная и при этом использующая ресурсы деятельность преобразует входную продукцию в выходную

--Каждый процесс имеет внешнего или внутреннего поставщика входных ресурсов и внешнего или внутреннего потребителя выходного продукта или услуги


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: